СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Кошман Л.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационное консультирование как специфический вид управленческого консалтинга представляет собой инструмент, направленный на научно‑технический сектор предприятий, который нацелен на их развитие и коммерциализацию инновационных разработок на рынке. Оно охватывает консультирование на различных этапах деятельности инновационного предприятия: от зарождения идеи и создания компании до подготовки производства и вывода инновации на рынок [4].

Актуальность изучения вопросов управленческого консалтинга в инновационной сфере объясняется общегосударственным курсом на инновационное развитие экономики и поддержку предприятий, ведущих инновационную деятельность, сотрудники и руководители которых, однако, не всегда владеют необходимыми для получения такой поддержки знаниями.

В отличие от западных регионов, в Алтайском крае рынок управленческого консультирования менее развит, как и рынок России по сравнению с рынком развитых стран [1]. Всего консалтинговых компаний в Алтайском крае насчитывается около 80 (порядка 70 в Барнауле и около 10 в Бийске), большая часть из них сосредоточена на консультировании в области маркетинга, менеджмента и финансов. Однако услуги по консультированию в инновационной сфере оказывают лишь немногие из них (ASBA-консалтинг, Альфа, Мигусофт и др.) и в основном в форме написания бизнес-планов, направленных на получение различных форм господдержки и/или привлечение других источников финансирования.

Широкий спектр услуг по инновационному консультированию оказывают структуры, учрежденные региональными органами власти для поддержки малого и среднего предпринимательства: Алтайский центр кластерного развития, Алтайский региональный ресурсный центр, Центр поддержки предпринимательства и сеть его информационно консультационных центров в муниципальных образованиях края, а также Алтайский бизнес – инкубатор и многие другие. Эти структуры оказывают информационную и консультационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляют образовательные услуги в форме тренингов, семинаров, программ переподготовки и обучения, оказывают содействие в формировании проектной документации и другие формы поддержки [2].

Большой восприимчивостью к инновациям характеризуется сфера образования Алтайского края - на базе крупных алтайских вузов созданы такие структуры как: центр трансфера технологий, инновационно-технологический центр, метрологический центр (существующие на базе АлтГТУ); центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор инновационных проектов, инжиниринговый центр «Промбиотех» (созданные в АлтГУ).

Компоненты инфраструктуры инноваций присутствуют и в г.Бийске – одном из 13 наукоградов нашей страны: бизнес-инкубатор инновационного типа, межрегиональный центр наноиндустрии, технопарк, центры коллективного пользования оборудованием [5].

Таким образом, инновационное консультирование представлено в большей степени бюджетными учреждениями, созданными на базе краевой администрации и структурами, созданными в вузах в рамках программ поддержки МСП и содействия инновационному развитию - в стимулировании инновационного развития государству традиционно уделяется существенная роль. Частный бизнес в указанной отрасли управленческого консультирования представлен очень слабо, предложение его ограничено помощью в составлении бизнес-планов для получения финансовой поддержки. Это может быть связано с ограниченностью спроса: клиентами таких компаний чаще всего становятся крупные фирмы, в силу в том числе высокой стоимости услуг, однако в области инноваций ставка делается на малый и средний бизнес, который часто не располагает значительными финансовыми ресурсами и предъявляет особые требования к консультанту, а именно:

1) Руководитель такого предприятия часто совмещает множество должностей: управляющий, маркетолог, HR-менеджер, снабженец и т.д. Поэтому консультант должен обладать широким спектром знаний и быть «универсалом». Только системное мышление и наличие полной информации о консультируемом предприятии позволит оказывать предприятию квалифицированную помощь.

2) Помощь консультанта руководителю микро-предприятия не может носить единовременный характер. Консультант должен «сопровождать» бизнес и давать отдельные рекомендации на разных этапах функционирования организации. Опыт консультирования малых предприятий в России показывает, что руководители обращаются за помощью консультантов только в кризисные моменты, а иногда в тот момент, когда уже невозможно «вылечить» предприятие. Поэтому помощь, носящая эпизодический характер, редко приносит положительные результаты.

3) Характер взаимоотношений консультанта и руководителя малого предприятия носит взаимообучающий характер. Руководитель учится корректно использовать достижения науки и практики в своем предприятии, а консультант учится трансформировать имеющиеся опыт и знания к данному конкретному предприятию. Это связано с тем, что каждое малое предприятие уникально и обычно сочетает в себе ряд специфических особенностей, свойственных только ему: особенностей внешней среды, сферы предпринимательства, специфики персонала. Поэтому управленческое консультирование в организациях малого бизнеса - это, в первую очередь, взаимодействие [6].

Таким образом, к проблемам рынка управленческого консультирования в инновационной сфере можно отнести недоступность таких услуг для потребителей по причине территориальной удаленности от поставщиков таких услуг и/или ограниченности ресурсов. Можно предположить, что сдвиг предложения в пользу частного бизнеса может произойти по мере увеличения спроса на такие услуги.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Золотов В.И., Тюняев А.И. Управленческое консультирование как функция регионального центра повышения квалификации // Ползуновский альманах. - 2005. - №4.

  2. Ракша И.Р., Пилипенко Л.М., Устинова О.В. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-4. – С. 818-822.

  3. Рудакова О.Ю. Проблемы и перспективы применения управленческого консалтинга в инновационной сфере // NovaInfo. - 2015. - №39-1. – C. 168-170.

  4. Фраймович А.В. Инновационный консалтинг: терминология, актуальность, роль и место в инновационном цикле // Инновации. - 2005. - №7(84) – С.95-98.

  5. Инновационный подход к формированию новой экономики и меры, применяемые для поддержки инновационного бизнеса в Алтайском крае // Сибирский бизнес-обозреватель resfo.ru URL: http://resfo.ru/social/44-events/current-events/sochi-2015/9282-innovatsionnyj-podkhod-k-formirovaniyu-novoj-ekonomiki-i-mery-primenyaemye-dlya-podderzhki-innovatsionnogo-biznesa-v-altajskom-krae.html

  6. К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА // Электронный научный журнал "Современные проблемы науки и образования" URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14984

Просмотров работы: 530