Менеджер – это человек, который должен уметь повести за собой некую группу людей для достижения поставленной цели и убедить их в правильности своего решения, если оно таковым является.
Первое, что приходит в голову, когда мы слышим слово «менеджер», мы представляем психологически устойчивого человека, умеющего легко наладить контакт с любым подчиненным. Но если углубиться в деятельность управленца, то можно заметить, что менеджер не только координирует деятельность своих подчиненных, но и имеет контакт непосредственно с самим клиентом. Поэтому немало важен внешний вид менеджера.
Как должен выглядеть менеджер внешне, чтобы произвести приятное впечатление на клиента? Естественно, должен быть некий дресс-код и приятная внешность. Согласитесь, что человек «белый воротничок» будет внушать больше доверия, нежели человек, одетый как подросток. Так же, речь, произносимая менеджером, должна быть внятной и легкой для восприятия. Клиент должен быть уверен, в том, что менеджер знает свое дело.
Теперь перейдем к управленческим качествам менеджера, которые помогают ему осуществлять свою деятельность. В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций. К ним относятся
организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;
распределение заданий и инструктаж подчиненных, контроль за ними; подготовка и чтение отчетов;
проверка и оценка результатов работы;
ознакомление со всеми новинками в сфере деятельности компании, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;
знакомство с текущей корреспонденцией;
ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство;
заполнение форм отчетности;
ведение переговоров;
повышение квалификации и другие.
А для непосредственного осуществления данной деятельности необходимы определённый набор качеств. Рассмотрим их далее.
Качества менеджера - это совокупность неких характеристик, которые положительно и эффективно оказывают влияние на деятельность управленца. Это сложные в психологическом плане образования, которые зависят от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. Специалисты обычно выделяют группы профессиональных и личных качеств.
Итак, к профессиональным относятся такие качества, которые характеризуют любого квалифицированного специалиста, и обладание которыми служит основной базой для выполнения обязанностей менеджера. К таким качествам относятся:
компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;
широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение;
умение планировать свою работу.
Но для того, чтобы стать по-настоящему успешным менеджером необходимо обладать не только профессиональными качествами, но и личными. К ним относятся:
контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения, повести за собой;
доминантность, честолюбие, стремление к власти и личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, поставить задачи и распределить их среди работников, запустить производственный процесс и затем его координировать и контролировать;
способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и брать на себя ответственность за неудачи.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Работодатель ставит жесткие условия перед своим персоналом. И, порассуждав, мы сделали вывод, что не менее важны физические возможности для управленца:
активность и подвижность;
энергичность;
сила и здоровье.
Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к высокому и быстрому карьерному росту. В современных условиях быстрой модернизации профессиональных методик управления способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией.
В заключении можно сделать вывод о том, что современный менеджер – это всесторонне развитая личность, которая обладает всеми необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы максимально хорошо выполнять свои обязанности; это личность, обладающая определёнными профессиональными и личными качествами и стремящая к развитию своих способностей.
__________________________________________________________________
Список литературы
Старцев Ю.Н. Менеджмент./ Ю.Н. Старцев.- 2007.
Шевелева В.П. Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту./ В.П. Шевелева.- 2009.
Виханский О. С. Наумов А. И. Менеджмент./ О.С. Виханский; - М.: Гардарики, 2001.