АНАЛИЗ УСЛУГИ «ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ УСЛУГИ «ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

Коробова Е.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенностью перевозок пассажиров в городах, являются большие колебания числа перевозимых пассажиров по времени суток. На перспективу перед автобусным и таксомоторным городским пассажирским транспортом стоит задача обеспечить дальнейший рост объемов перевозок, максимально сократить затрату времени на доставку пассажиров к месту назначения при высоком комфорте поездки. Анализ состояния общественного пассажирского транспорта свидетельствует об его ухудшении, что приводит к неудовлетворенности спроса на его услуги. Общественный городской пассажирский транспорт по праву считается наиболее массовым. Не случайно на его долю приходится до 80% всех пассажирских перевозок, осуществляемых в стране.

Декомпозиция процесса организации пассажирских перевозок начинается с подготовки сотрудников и транспортных средств к выезду.

Перед выездом на линию водитель обязан:

- получить путевые документы (путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз и пр.), предъявив диспетчеру водительское удостоверение;

- пройти предрейсовый медицинский осмотр;

- пройти предрейсовый инструктаж;

- проверить комплектность, санитарное состояние и внешний вид транспортного средства, наличие аптечки, огнетушителей, емкости с песком (для автобусов), упорных колодок, знака аварийной остановки;

- проверить наличие топлива, масла и охлаждающей жидкости;

- проверить соответствие технического состояния транспортного средства требованиям ПДД и инструкции завода-изготовителя.

Кондуктор обязан:

- являться на работу, имея при себе служебный пропуск (удостоверение), кондукторскую сумку, достаточный запас билетов всех достоинств, билетный лист, разменный фонд в установленном размере (в виде разменной монеты), таблицы стоимости проезда (на междугородных маршрутах).

Путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Вторым пунктом является процесса подхода ТС к остановке. На данном этапе водителю ТС необходимо вовремя, согласно установленному расписанию предоставить ТС для пассажиров.

Расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Далее следует декомпозиция процесса посадки пассажиров в ТС. Остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Четвертым пунктом является получение пассажирами ТС проездного документа, т.е. билета. Его выдает кондуктор, а цена за билет устанавливается перевозчиком в соответствии с установленным тарифом за проезд.

Билет - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира.

Пятым этапом является движение в ТС. Оно может осуществляться как сидя, так и стоя, при этом не превышать установленное число пассажиров для данного вида ТС, также движение должно осуществляться по всем необходимым правилам.

Маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров по расписаниям, путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Шестым этапом является выбор нужной остановки пассажиром.

Остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Седьмым этапом является этап выхода пассажира из ТС, на данном этапе водитель автобуса должен останавливаться только на остановках и открывать двери только при полной остановке ТС, что указано в должностных инструкциях [1].

Описание процесса «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом» представлено в виде блок-схемы на рисунке 1.

Рисунок 1 – Блок-схема процесса «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом»

Распределение ответственности по процессу «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом» можно представить в виде swimlane (Swimlane – «плавательная дорожка, по аналогии с дорожками в бассейне). Распределение ответственности по процессу «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом» представлено на рисунке 2.

Водитель

Пассажир

Кондуктор

     

Рисунок 2 - Распределение ответственности по процессу «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом»

Графическое представление процесса «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом» представлено с помощью метода графического описания процесса IDEF0. Суть IDEF0 состоит в том, что бизнес-процессы (функции реального объекта бизнеса) представляются как некие преобразования входного потока в выходной под контролем (управлением) управляющего воздействий или ограничений с использованием для преобразования специального механизма и ресурсов.

IDEF0-диаграмма «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом» (входы, выходы, а также поставщики процесса) представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – IDEF0 – диаграмма «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом»

На рисунке 4 представлен второй уровень IDEF0-диаграммы процесса «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом».

Рисунок 4 – Второй уровень IDEF0 – диаграммы «Пассажирские перевозки автомобильным транспортом»

По ней можно отследить выходы каждого этапа, которые являются входами для последующих этапов.

На первом этапе выходом является проинструктированные сотрудники и подготовленные ТС для выезда. На данном этапе предъявляются требования к состоянию транспортного средства, а также к подготовленности сотрудников для выхода на рейс.

Требования к перевозке пассажиров автобусами предусматривают также, что они должны иметь специально оборудованные указатели маршрута перевозок.

Над каждой дверью укрепляется снаружи табличка «Вход». Посадка/высадка пассажиров происходит при регулировке водителя лишь после выполнения полной остановки транспорта. Начинать движение водитель обязан исключительно при закрытых дверях, открытие дверей до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах должны указываться:

- номера мест, исключение - случаи, когда транспорт предназначен для регулярных перевозок, без указания в билетах номеров мест;

- указатели мест, отведенных для пассажиров с детьми, инвалидов;

- указатели выходов на случай аварии, правила пользования этими аварийными выходами;

- свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

На втором этапе входом является подготовленные сотрудники и ТС к выезду, а выходом - ТС на остановке.

Остановка ТС должна осуществляться только на остановках общественного транспорта, а также число пассажиров не должно превышать установленное число.

На третьем этапе входом процесса является ТС на остановке, а выходом являются люди, которые садясь в ТС, становятся пассажирами.

На четвертом этапе входом являются пассажиры, а выходом является оплаченный пассажиром проезд, который в соответствии с тарифами устанавливается перевозчиком.

На пятом этапе входом является оплаченный проезд, а выходом является движущийся в ТС пассажир. Движение должно соответствовать всем установленным правилам, для обеспечение безопасности как пассажиров, так и водителя и кондуктора ТС.

На шестом этапе входом является движущийся в ТС пассажир, а выходом является пассажир, выбравший необходимую остановку. Остановка ТС должна осуществляться на остановочных пунктах в соответствии с требованиями безопасности.

На основе номенклатуры показателей качества устанавливают перечень наименований характеристик потребительских свойств пассажирских перевозок, составляющих их качество, количественные показатели и методы (методики) их оценки.

Исходную номенклатуру показателей качества пассажирских перевозок выбирают с учетом требований, а также на основании требований на систему показателей качества транспортных услуг, предусмотренных в нормативных документах на транспорте конкретного вида. Номенклатура показателей качества представлена в таблице 1.

Метод выбора необходимой и достаточной номенклатуры показателей качества пассажирских перевозок устанавливают в стандартах и (или) методиках выбора номенклатуры показателей качества, а также в отраслевых методиках оценки уровня качества транспортных услуг.Основным методом определения исходной номенклатуры показателей качества пассажирских перевозок является экспертный метод [2].

Таблица 1 – Номенклатура показателей качества пассажирских перевозок

Группы основных показателей качества

Показатели качества

Параметры показателей качества

Определение показателей качества

По характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок

Показатели информационного обслуживания

- об отправлении и прибытии транспортных средств;

- о предоставляемых пассажирам услугах и их стоимости;

- о размещении необходимых помещений, средств связи, объектов общественного питания и др.

Большаков А. М. рекомендует определять показатель качества транспортного обслуживания в городах согласно выражению:

,

где tн - норматив времени, затрачиваемого пассажиром на поездку, мин (предполагалось установить 40 мин для городов с численностью жителей более 1 млн., 35 мин - от 500 тыс. до I млн., 30 мин - от 250 до 500 тыс., 25 мин - менее 250 тыс.);

tф - время, фактически затрачиваемое пассажиром на поездку, мин;

Ун - нормативных коэффициент наполнения, рекомендуемый для городских перевозок в среднем не более 0,3, а в часы пик 0,8;

Уф - фактическое значение коэффициента наполнения;

R - показатель регулярности движения.

Комплексный показатель уровня пассажирского сервиса S, предложенный А. В. Шабановым, определяется зависимостью:

,

где

S1 - надежность перемещения точно по графику (время поездки);

S2 - доступность (частота движения общественного транспорта);

S3 — безопасность (вероятность безотказной работы общественного транспорта);

S4 - комфортность (качество поездки);

S5 - стоимостной показатель - величина транспортного тарифа;

S6 - показатель информационного сервиса (уровень информационного обеспечения);

К1 … К6 - показатели степени, характеризующие весомость соответствующего показателя уровня сервиса.

Показатели комфортности

- площадь (объем) помещения, приходящуюся на одного пассажира;

- частоту уборки транспортных средств и помещений;

- частоту смены постельного белья;

- температуру воздуха в транспортном средстве и помещениях;

- освещенность в транспортном средстве и помещениях;

- допустимые значения шума, вибрации и влажности;

- среднее (допустимое) наполнение салона транспортного средства и помещений.

Показатели скорости

- продолжительность поездки или полета, рейса;

- среднюю скорость движения транспортного средства;

- частоту остановок транспортного средства.

Показатели своевременности

- долю транспортных средств, отправляемых по расписанию;

- долю транспортных средств, прибывающих по расписанию;

- средний интервал движения транспортных средств;

- максимальный интервал движения транспортных средств.

Показатели безопасности

- надежности функционирования транспортных средств;

- профессиональной пригодности исполнителей транспортных услуг;

- готовности транспортного средства к выполнению конкретной перевозки (укомплектованность экипажем, спасательными средствами, обеспеченность нормативной документацией, маршрутными картами, инвентарем, приспособлениями и др.).

Показатели надежности функционирования транспортных средств

- ресурс;

- срок службы;

- вероятность безотказной работы;

- наработка на отказ;

- периодичность контроля технического состояния транспортных средств органами государственного надзора;

- наличие документа, подтверждающего допуск транспортного средства к эксплуатации.

Показатели профессиональной пригодности исполнителей транспортных услуг

- стаж работы на занимаемой должности;

- уровень квалификации (класс вождения);

- периодичность повышения квалификации;

- число нарушений правил управления транспортными средствами и должностных инструкций за определенный период.

Показатели готовности транспортного средства

- укомплектованность обслуживающим персоналом;

- минимальную норму состава экипажа;

- обеспеченность спасательными средствами, средствами оказания первой медицинской помощи;

- укомплектованность съемным оборудованием и инвентарем;

- обеспеченность нормативными документами, маршрутными картами и др. на выполнение рейса.

Экономические показатели услуги

Стоимость проезда от пункта отправления до пункта назначения

Стоимость дополнительных услуг в пути следования

Общие (суммарные) затраты на проезд от пункта отправления до пункта назначения

Время нахождения в пути

При оценке уровня качества пассажирских перевозок при необходимости можно учитывать экономические показатели услуги, характеризующие общие затраты на доставку пассажиров от пункта отправления до пункта назначения или затраты на отдельные элементы перевозочного процесса (затраты времени и средств на поездку в аэропорт отправления и из аэропорта назначения, дополнительные затраты в пути следования и др.)

Корректирующие и предупреждающие действия это основной инструментарий концепции стандартов ISO 9000, позволяющий оперативно совершенствовать и улучшать параметры качества всех жизненных этапов продукции или услуги.

Их главной целью является предотвращение последствий, выявленных несоответствий и заблаговременное прогнозирование их появления.

Ключевые источники информации о несоответствии:

- результаты внутренних аудитов;

- результаты экспертных оценок;

- результаты обследований, в том числе самооценки;

- факты анализа производства;

- периодические отчеты;

- результаты анализа готовой продукции;

- второстепенные и вспомогательные процессы.

Для процесса организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом проблемой является отклонение от расписания движения, что может привести к потере пассажиров, а, следовательно, к потере прибыли, также превышение скорости и спешка водителя автобуса может привести к нарушению установленных требований по безопасности.

Предложено следующее корректирующее мероприятие:

- оперативное реагирование логистов на дорожную ситуацию.

В зависимости от дорожной ситуации и количества ТС на маршруте, логисту необходимо скоординировать выезд водителей автобусов и выбрать оптимальный интервал времени.

К предупреждающему мероприятию относится:

- коррекция расписания движения, с учетом дорожной ситуации в часы пик.

Коррекция расписания обеспечит согласованность интервалов движения на маршруте и одинаковую скорость движения автобусов на совместных контрольных участках.

Данные мероприятия были направлены на качественный анализ услуги с помощью блок-схемы, Swim lane диаграммы, а также нотации IDEF0 и IDEF3, которые позволили отразить входы и выходы процесса и подпроцессов, были установлены показатели для контроля и оценивания процесса и требования к ним устранение несоответствий и на обеспечение удовлетворения потребителей процесса [3].

Список использованных источников

1 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [Электронный ресурс].: Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2008)// КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – Москва : Консультант Плюс, 1997-2016. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. – 15.05.2016.

2 ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества – Утв. 1997-02-18. – М.: Издательство стандартов, 1997. – 12 с.

3 Загорский И.О., Эффективность организации регулярных перевозок автомобильным транспортом : монография / И.О. Загорский, П.П. Володькин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-т, 2012. – 154 с. – ISBN 978-5-7389-1028-9.

Просмотров работы: 953