ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Козловский А.Л. 1
1ОАО "Российские железные дороги"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Холдинг «Российские железные дороги» является лидером российского транспортного рынка и одной из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе. За 10-летний период своего развития ОАО «Российские железные дороги» прошло значительный путь реформирования и модернизации, обеспечив трансформацию бизнес-модели, корпоративной и организационной структуры.

Одной из стратегических целей ОАО «Российские железные дороги» является значительное увеличение стоимости бизнеса Холдинга, эффективный вывод акций ОАО «Российские железные дороги» на рынок и обеспечение устойчивого роста их стоимости.

Новая бизнес-модель ОАО «Российские железные дороги» предполагает управление крупными бизнес-блоками с учетом общности задач, технологий и дополнительных синергетических эффектов от скоординированной деятельности. Целевая бизнес-модель определяет сбалансированное и взаимоувязанное развитие холдинга «Российские железные дороги» по пяти ключевым блокам: 1) транспортно-логистический; 2) пассажирские перевозки; 3) железнодорожные перевозки и инфраструктура; 4) международный инжиниринг и транспортное строительство; 5) социальный блок.

Стратегическим приоритетом развития транспортно-логистического бизнес-блока является формирование диверсифицированной продуктовой корзины холдинга «Российские железные дороги» с переходом от оказания традиционной услуги по железнодорожной перевозке к предоставлению комплексных интегрированных услуг с последовательным расширением их до уровня 4PL, а также формированию глобальных логистических цепочек.

Для достижения стратегической задачи Холдинга необходимо развитие, как традиционных перевозок, так и новых продуктов и услуг в быстрорастущем сегменте логистики, что требует наращивания присутствия в логистике, оперировании подвижным составом, расширении деятельности на «пространстве 1520» и Евроазиатском рынке при расширении текущего предложения базовой услуги перевозки.

Для этого в период до 2030 года Холдинг будет фокусироваться на трех направлениях:

  • создание дополнительного грузопотока и повышение доходности за счет расширения сбыта комплексной услуги;

  • развитие транзитного потенциала России и увеличение контроля экспортно-импортных потоков;

  • формирование на основе платформы дочерних компаний мощного игрока на Евроазиатском рынке.

Ключевыми рисками успешной реализации стратегии в основном являются внутренние ограничения и риски государственного регулирования. Среди них главными являются:

  • нехватка управленческих ресурсов для развития по всем новым направлениям;

  • сложность перепозиционирования Холдинга как эффективного поставщика логистических услуг вместо имиджа монопольного негибкого перевозчика;

  • сохранение внутренней конкуренции и недостаточная степень кооперации между бизнес-единицами;

  • отсутствие государственных решений в области нормативного и тарифного регулирования;

  • сохранение инфраструктурных ограничений для роста объемов и качества перевозок;

  • регуляторные решения, ограничивающие темпы развития Холдинга, направленные на дальнейшее перераспределение частными игроками наиболее маржинальных сегментов перевозок.

Таблица 1 - Контрольные параметры целевого состояния транспортно-логистического бизнес-блока (консервативный сценарий) [1]

Показатель

Единица измерения

2012

2015

2020

2030

Выручка

проценты

100%

+178%

+368%

+750%

EBITDA

проценты

100%

+45%

+231%

+487%

Инвестиции,

без НДС

млрд. руб.

0,5

198,2

670,6

1 756,9

ROCE

проценты

20,4%

19,6%

21,2%

17,6%

Долг/EBITDA

раз

0,4

0,7

0,6

0,2

Погрузка

млн. тонн

1 271,9

1 309,4

1 590,0

1 786,2

Грузооборот

млрд. т-км.

2 782,6

2 932,0

3 418,1

3 905,4

Доля транспортно-логистических услуг в портфеле бизнеса Холдинга

проценты

10%

20%

23%

23%

В настоящее время в транспортно-логистический бизнес-блок входит 11 дочерних и зависимых обществ, 2 филиала и 1 структурное подразделение. В целом коммерческую деятельность Холдинга координирует вице-президент по коммерческой деятельности.

Рисунок 1 - Периметр транспортно-логистического бизнес-блока холдинга «Российские железные дороги»

Приоритетное направление развития транспортно-логистического бизнеса ОАО «Российские железные дороги» заключаются в трансформации бизес-модели из компании - перевозчика в транспортно-логистическую компанию.

Рисунок 2 – Развитие транспортно-логистического бизнеса ОАО «РЖД» до 2030 года

 

цели на 2020 – 2030 года

 
 
   
 

цели на 2014 – 2020 года

Рисунок 3 – Портфель услуг грузового бизнеса ОАО «РЖД»

Новая парадигма предполагает ускоренное развитие ОАО «Российские железные дороги» в сегментах рынка транспортно-логистических услуг за счет клиентоориентированности, повышения качества услуг и создания точек роста, что в итоге обеспечит рост дивидендов и сокращение субсидий государства.

Цель стратегии развития транспортно-логистического бизнес-блока до 2030 года заключается в создании международного мультимодального логистического оператора с фокусом на евразийское пространство.

Портфель услуг грузового бизнеса ОАО «РЖД» предполагает набор базовых и дополнительных услуг, что позволит предложить клиенту комплексные решения.

В связи с повышением требований к условиям хранения и доставки грузов, ограниченными возможностями технологического оборудования, невозможностью оказания на их базе комплекса современных логистических услуг потенциальные клиенты предпочитают железнодорожной доставке более «гибкий» в плане предоставления услуг и оперативный автомобильный транспорт. Кроме указанных факторов, в последние годы наблюдается ужесточение конкурентной борьбы на рынке терминально-складской обработки грузов в связи с активным строительством современных логистических комплексов крупными операторскими и логистическими компаниями.

В условиях постоянно растущих грузопотоков, назрела необходимость внедрения инновационного комплексного подхода к обеспечению взаимодействия всех участников перевозочного процесса в логистических цепях поставок: грузовладельцев, производителей, потребителей продукции, транспортников, экспедиторов, работников таможни, стивидоров и прочих специалистов.

В связи с необходимостью интересов потребителей транспортной продукции и стремлением повысить конкурентоспособность транспортно-грузовых комплексов, возникла необходимость применения принципов логистики, изменилась функция грузоперерабатывающих пунктов. Эти изменения обусловлены повышением качества транспортного обслуживания: переход от доставки грузов «от станции до станции» к доставке грузов «от двери до двери», благодаря использованию контейнерных и мультимодальных перевозок, технологических маршрутов и других современных способов транспортировки.

При этом перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы железнодорожного транспорта, в современных условиях не удовлетворяет потребности клиента с точки зрения предлагаемого сервиса, сроков и качества оказываемых услуг. Несмотря на то, что терминал взаимодействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, таможней и рядом других контрагентов, увязать в единую логистическую цепочку всех участников процесса перевозки зачастую бывает не под силу. Это негативно сказывается на лояльности клиентов к предприятиям железнодорожного транспорта, что неизбежно приводит к снижению объемов работы с мест общего пользования станций и переходу клиентов к коммерческим логистическим операторам или на альтернативный способ доставки и обработки грузов.

В современной структуре железнодорожных перевозок, функциями выполнения работ и оказания услуг на объектах терминально-складского комплекса, в том числе погрузочно-разгрузочных работ, хранения и складской обработки грузов наделена Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом.

В состав Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом входят 17 региональных дирекций, включая 43 механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ. На балансе региональных дирекций числится 2 579 погрузочно-разгрузочных машин, 1 657 единиц автотранспортной техники, общая площадь складской инфраструктуры составляет 5,6 млн. кв. м, крытые склады составляют 11% от общей площади объектов. Терминалы дирекции могут перерабатывать разнообразную номенклатуру грузов, а также оказывать услуги по их хранению от 2 до 5 суток.

АО "РЖД Логистика" реализует проект доставки сборных грузов "РЖД Экспресс", Центральная дирекция организует на своих грузовых дворах погрузку, выгрузку, складскую и терминальную обработку сборных грузов и домашних вещей, а также может выступать в качестве агента АО "РЖД Логистика" на следующих станциях:

Перечень станций на которых реализуется проект "РЖД Экспресс" совместно с ОАО "РЖД Логистика" (13 кб)

EnterpriseStatic

В составе региональных дирекций действуют более 530 грузовых дворов, большинство которых создавались в целях обеспечения свободного доступа в виде мест общего пользования к железнодорожной транспортной системе. На 756 железнодорожных станциях расположены объекты недвижимого имущества, опорными признаны 107 грузовых дворов. Несмотря на широкое представительство в регионах РФ, терминально-складской комплекс ОАО «Российские железные дороги» имеет высокую степень износа основных фондов, устаревшие терминальные, складские и транспортные технологии, низкий уровень автоматизации процессов, «недружественный интерфейс» по взаимоотношению с клиентами, а также ограниченный портфель предоставляемых услуг. Все это является существенным фактором снижения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, происходит увеличение дальности перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Помимо высокого качества оказываемых услуг, сегодня необходимым условием сервиса является удобная для клиента система предложения и сбыта оказываемых услуг.

Сложившаяся ситуация требует принятия кардинальных мер, направленных, прежде всего, на достижение соответствия терминально-складской инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» современным требованиям мирового рынка транспортно-логистических услуг.

Реализация подобного рода сетевых инфраструктурных проектов в условиях нестабильной мировой экономической ситуации представляется достаточно сложной задачей, тем более что логистическая инфраструктура является непрофильным бизнесом для ОАО «Российские железные дороги».

Рисунок 4 – Структура транспортно-логистического бизнес-блока ОАО «РЖД» по уровням транспортно-логистических услуг

В сложившейся ситуации ОАО «Российские железные дороги» не всегда адекватно и гибко реагирует на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды перерастают в источник проблем.

В настоящее время только компании GEFCO и ОАО «РЖД Логистика» способны предложить комплексные логистические услуги за счет уникальных знаний, технологий, умений и навыков.

Компания GEFCO занимает лидирующие позиции в Европе в области автомобильной логистики, является участником мирового рынка индустриальной логистики. Компании принадлежит крупнейшая частная наземная мультимодальная транспортная сеть, которая включает 80 транспортных узлов и складов, располагающихся в зонах стратегического развития по всему миру и 65 логистических платформ. Обладая таким инфраструктурным «капиталом», компания может оптимизировать каждый этап логистической цепочки по всему миру. Причем эта цепочка включает самые современные и инновационные услуги в сфере перевозок наземным, морским и воздушным транспортом, логистики готовых автомобилей, таможенного оформления и налогового представительства, складской логистики и многообратной тары.

В ОАО «РЖД Логистика» аккумулирован уникальный опыт в области железнодорожных перевозок, что позволяет выстраивать сложные цепи поставок и эффективно управлять ими. Компания предлагает участникам транспортно-логистического рынка широкий набор сервисов, которые позволяют скоординировать и оптимизировать технологические процессы каждого участника рынка и получить положительный эффект.

Сегодня весь транспортно-логистический бизнес-блок напоминает слоеный пирог, состоящий из дочерних компаний и подразделений ОАО «Российские железные дороги», работающих в разных сегментах рынка транспортной логистики. Необходимо не только развивать механизм привлечения клиентов, но и выработать схему взаимодействия с клиентом.

Начальник Восточно-Сибирской железной дороги В.Ф. Фролов отмечает, что сегодня не достаточно четко скоординирована работа представителей транспортно-логистических компаний на региональном уровне. Так, на полигоне железной дороги работают 6 представителей бизнес-блок, которые предоставляют услуги клиентам в разных форматах без какой-либо объединяющей силы.

Советник президента ОАО «Российские железные дороги» Ж.Б. Рымжанова также отмечает, что на рынке возникают конфликты между компаниями холдинга ОАО «Российские железные дороги», это приводит к неконструктивному соперничеству, конкуренции. [2]

Поэтому особое значение приобретают вопросы координации деятельности участников транспортно-логистического бизнес-блока. Предстоит выработать наиболее эффективное распределение зон ответственности между логистическими компаниями холдинга, решить вопросы по их взаимодействию с другими структурными подразделениями ОАО «Российские железные дороги».

Тенденция последних лет указывает на то, что положение с перевозками грузов на железных дорогах принципиально изменилось. Все более резко обозначен значительный спад объемов перевозок железнодорожным транспортом, наметилась устойчивая тенденция увеличения доли автомобильного транспорта, появились коммерческие посреднические структуры, которые выполняют услуги традиционно предоставляемые клиентам железными дорогами. Все это заставляет незамедлительно менять технологию работы с грузоотправителями и грузополучателями.

Современным условиям рынка терминально-складской обработки груза совершенно не соответствует традиционная технология оформления его переработки, когда клиент вынужден многократно обращаться в территориальные подразделения дирекции, начиная от специалистов товарной конторы грузового двора заканчивая руководителем региональной дирекции. Сложившийся порядок требует значительных затрат времени и сил со стороны клиента, что безусловно отталкивает пользоваться услугами железных дорог.

В такой сложной ситуации необходимо оценить фактическую роль железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, учесть современные требования к транспортному сервису, в том числе предоставляемому конкурентами.

Организация взаимоотношений предприятий терминально-складского комплекса с клиентами безусловно требует серьезного реформирования, внедрения инноваций в порядке приема документов, заявок и оформления работ, продиктованных современными тенденциями рынка ТЛУ.

Упрощение процедуры информирования, обслуживания клиентов, минимизация их временных затрат, позволит наиболее полно удовлетворить потребителей терминально-складских услуг и повысит привлекательность перевозок железнодорожным транспортом. Потенциальным эффектом данных инноваций является увеличения доли собственных услуг на транспортном рынке, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта и расширение зоны сбыта продукции, снижение себестоимости оказываемых услуг за счет устранения звеньев-посредников и как следствие временных издержек клиентов.

В настоящее время, предприятия терминально-складского комплекса ОАО «Российские железные дороги» не позволяют клиенту получить ряд услуг, которые доступны у конкурирующих структур. В них входит оформление первичных документов, предоставление актуальных договорных тарифов, расчет платы за терминально-складскую обработку груза, разработка оптимальной схемы по переработке грузов, предоставление информации о продвижении груза, предоставление льгот, прочее экспедиторское обслуживание и т.д.

Безусловно вышеперечисленные сервисы реализуются с использованием средств информатики при непосредственном контакте представителей клиентуры и терминально-складского бизнеса. Обеспечение многих запросов грузовладельцев в полной мере зависит от техники и технологии производства работ. Необходим информационный ресурс, позволяющий обеспечить полный цикл дистанционного взаимодействия с клиентами на стадии подготовки к выполнению работ и оформлению их результата, а также способствующий упрощению организации договорной работы с прочими экспедиторскими организациями, участниками транспортно-логистического бизнес-блока (собственниками железнодорожного подвижного состава и другими участниками транспортного рынка).

В этих целях, первоочередной задачей представляется обеспечение клиентов доступной информационной составляющей о структуре грузовых дворов дирекции, перечне оказываемых на них услуг, актуальной стоимости работ и возможных сопутствующих услуг. Это может быть интернет-сайт с возможностью создания личного кабинета клиента и управлением посредством него процессом заключения и согласования договора, подачи заявки и контролем исполнения, формированием и подписанием всех первичных документов, завершающих процесс взаимодействия сторон, а также получения дополнительных сопутствующих терминально-складской обработке груза сервисов. Иными словами, сбыт услуг предприятия при изменении к нему традиционного подхода может носить более выраженный эффект посредством организации интернет-продаж.

Текущую модель терминально-складского комплекса ОАО «Российские железные дороги» по продаже услуг можно разделить на этапы:

  1. маркетинговые исследования рынка специалистами дирекции, оценка величины спроса на предлагаемый пакет услуг;

  2. определение потенциальной ниши в сегментах рынка транспортно-логистических услуг;

  3. поиск клиента для оказания услуг по терминально-складской обработке груза;

  4. подготовка и заключение специалистами дирекции договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг;

  5. прием и согласование заявки клиента;

  6. исполнение и контроль договорных обязательств;

  7. оформление расчетно-учетных документов на выполненные работы и услуги.

Представители дирекции в составе работников товарных касс, расположенных на грузовых дворах, и специалистов собственной агентской сети, проводят активную работу по информированию, поиску и привлечению клиентов. Данная работа носит преддоговорной характер, в ходе которой клиенту разъясняются условия и порядок оказания услуг.

Для расширения сферы охвата рынка ТЛУ с октября 2014 года к указанной работе привлечены работники подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания, осуществляющие продажу терминально-складских услуг в рамках обслуживания клиента по принципу «одного окна». Информация об услугах терминально-складского комплекса ОАО «Российские железные дороги» размещена в кассах линейных агентств в виде рекламных буклетов.

При определении целевого сегмента, клиентам осуществляется адресная рассылка коммерческих предложений. Иного способа продвижения терминально-складских услуг ОАО «Российские железные дороги» по обработке груза в настоящий момент нет.

В случае заинтересованности клиента, специалист дирекции или механизированной дистанции информирует клиента по следующим вопросам:

  • порядок оказания работ и услуг в рамках договора ТЭО;

  • порядок расчетов;

  • возможность оказания услуг и их ориентировочная стоимость, рассчитанная по заданным клиентом параметрам в соответствии с действующим перечнем услуг.

После чего, непосредственно на местах, специалистами дирекции осуществляется заключение договора с клиентом. Ознакомить клиента с формой договора специалист дирекции может двумя способами: выдать на руки либо направить на электронную почту.

При согласии клиента заключить договор необходимый пакет документов предоставляются специалисту дирекции, который по факту проверки всех существенных условий, в свою очередь, производит согласование договора транспортной экспедиции с уполномоченным руководителем механизированной дистанции или дирекции.

Существенной особенностью работы дирекции является подписание с клиентом типовой формы договора, включающей полный перечень услуг по переработке всех имеющихся номенклатур грузов. Оказание услуг осуществляется на условиях 100% предоплаты.

При предъявлении груза к переработке на станции отправления клиенту необходимо предоставить заявку с указанием номенклатуры и объема груза, а также перечня предстоящих работ для расчета авансового платежа. После получения от клиента заявки, товарные кассиры таксируют работы и выставляют клиенту счет на внесение авансового платежа. После поступления денежных средств на расчетный счет дирекции, возникает возможность исполнения заявленных требований в полном объеме.

В случае ежегодной плановой или внеплановой индексации тарифов, изменения в перечнях предоставляемых услуг доводятся до клиентов посредством размещения соответствующего уведомления в товарных кассах механизированных дистанций, либо путем согласования и выдачи актуального перечня услуг в виде приложения к договору на руки клиенту.

Порядок исполнения работ определяется технологическими процессами и технологией работы грузового двора станции, а также заключенным договором.

По факту выполнения работ производится оформление и подписание с клиентом расчетно-учетных документов, а также довзыскание (или возврат) недостающих денежных средств.

Список литературы:

  1. Стратегия развития холдинга ОАО «Российские железные дороги» на период до 2030 года. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru (дата обращения: 22.12.2016).

  2. Сергеенко, О. Понятный диалог / О. Сергеенко // Гудок. – 2015. - №108. – С. 3.

Просмотров работы: 4388