ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НАУКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НАУКИ

Гирлин С.К. 1, Костелецкий Д.Ф. 1, Ладыка Л.А. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Ялта)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постановка задачи: построить интегральную модель науки,в рамкахкоторой поставить оптимизационную задачу наилучшего развития науки.

Актуальность поставленной задачи. В настоящее время даже врыночных условиях без применения методов моделирования не обходится ни одна крупная государственная программа. Планирование развития экономики,

исследование космоса, а также планирование развития науки не мыслимо без

применения математических методов моделирования и оптимизации. Поэтому очевидно, что поставленная задача весьма актуальна.

Анализ исследований и публикаций. Для решения выше поставленнойзадачи применим математическую теорию развивающихся систем (РС), основы которой заложил академик В. М. Глушков [2]. Впервые эту теорию для моделирования науки применил В.В. Иванов [5, с. 233-234]. Однако традиционная модель Глушкова развивающейся системы в явном виде не зависит от входных воздействий. Поэтому возникает потребность в построении модели, учитывающей в явном виде поступление в научную систему извне

(импорт) научных технологий и рабочих мест. А это позволяет поставить задачу оптимального импортозамещения продуктов научной системы (рабочих мест и технологий) на отечественные.

Цель статьи состоит в решении поставленной выше задачи.

Изложениеосновногоматериала. Рассмотрев науку как

четырехпродуктовую развивающуюся систему (РС) [3], выделим две подсистемы: 1) подсистему самосовершенствования А, в которой одной частью рабочих мест (РМ) специалистов фундаментальной науки (ФН) создается новая

технология (t , )

для создания более эффективных РМ специалистов ФН,

другой частью РМ

(скорость появления которых в момент t

есть m(t ) )

создаются более эффективные РМ, 2) подсистему Б, в которой другими частями РМ специалистов ФН выполняется основная внешняя функция ФН – создание новой технологии создания новых РМ в прикладной науке (ПН) и

создание этих РМ в ПН.

Уравнения модели науки имеют вид:

 (t )  at ( t )(t ,)y1 ()m()dx1 (t)f(t ), (t0 )  0,

 ( t , )  ( ) exp( d(t)),

m( t )at(t)( t ,) y 2() m() d x2( t ) f ( t ),(t )  at ( t )(t ,)y3 ()m()dx3 ( t)f(t ),

       

 ( t , )  ( ) exp( d(t)),

 
 

c ( t )

t

 

 ( t ,)y

4

   

4

( t)f(t ) ,

         
 

a ( t )

 

()m()dx

 
                           
           

P( t ) 

t

m () d,

     
                   
                   

a ( t )

         
       

Q ( t ) 

t

 

y

()m()d ,

     
                 
           

i

 

a ( t ) i

         
 

4

       

4

         

i

i

     
 

i

 1,

i

 1,

       
 

x

 

y

0  x

, y 1, i

 1, ... , 4,

 

i1

     

i1

                   

a ( t

)  0,

 

 ( t

 

) 

0

,

0  a(t )  t, tt

   

 0,

0

     

0

             

0

   

где f ( t )-скорость поступления ресурсов извне в научную систему в момент

времени t;

m ( t )

– скорость появления в

момент времени

t

новых РМ

(продуктов первого рода научной системы)

специалистов ФН;

 ( t , ) - новая

технология воссоздания новых РМ специалистов ФН: скорость создания в момент времени t новых РМ специалистов ФН (скорость появления этих РМ есть m(t ) ), а также скорость создания новой технологии (t , ) в момент

времени

t

в ПН

одним РМ,

появившимся в момент τ в ФН;

x ( t )-

             

1

относительная доля

внешнего ресурса, поступающего в подсистему А для

изменения

технологии (t ) ; x

2

( t ) - относительная доля

внешнего

ресурса,

             

поступающего в подсистему А для создания новых

РМ в ФН;

x3( t )-

относительная доля

внешнего

 

ресурса, поступающего

в подсистему Б для

создания новой технологии (t ) ; c(t ) – скорость появления в момент времени t

новых

РМ (продуктов

второго

 

рода науки)

специалистов ПН;

x

4

( t ) -

                               

относительная доля

внешнего ресурса,

поступающего извне в подсистему Б

(скорость импорта новых РМ в

ПН); величины f

, m ,

,

и c

предполагаем

 

одной

размерности;

y

, y

y

y

4

-

относительные

 

доли

распределения

   

1

2,

3,

                   

внутреннего ресурса научной системы m( ), t, аналогичные относительным

долям

x

,

x

2

,

x

,

xраспределения внешнего ресурса

f ( t );

P( t )

– общее

 

1

     

3

 

4

     

количество РМ специалистов ФН, участвующих в исследованиях в момент t;

Q1( t ), Q2( t ), Q3( t ), Q4( t )-общее количество РМ специалистов ФН, создающих

в научной системе в момент времени t в единицу времени соответственно изменение технологии , новые РМ в ФН, новую технологию , новые РМ в

ПН; a ( t ) – временная граница ликвидации (сворачивания) устаревших (с

низкой производительностью) РМ в подсистемах А и Б: РМ, появившиеся ранее

момента a(t ) , в момент t не функционируют, а оставшиеся стопроцентно используются, 0  a(t )  t;(t , ) – скорость создания новой технологий в ПН

(производительность труда) в подсистеме Б в момент времени t одним РМ

специалиста

ФН, появившимся в момент

τ;

на промежутке[0, t

 

заданы

             

0

   

функции

y () y (),

m() m

( )

и

 ( ) 

0

( ) (известные на

 

0

0

           

начальной предыстории [0, t0 ) функции обозначаем теми же буквами, но с

индексом «0»); t

0

- момент начала моделирования развития науки (научная

       

система считается возникающей, если

t

 0 ); все рассматриваемые функции

     

0

 

по определению неотрицательны; в модели в подсистеме А производится 2

вида продуктов первого рода (технология и РМ специалиста ФН),

обеспечивающие внутреннюю функцию науки как развивающейся системы:

само существование ФН и ее развитие, а в подсистеме Б также производится 2

вида продуктов (технология и РМ специалиста в ПН), т.е. всего производится

4 вида продуктов.

Зная положительные константы

d

и

0

,

                       

ограниченные функции

y

0

,

0

и m

,

на [t

 

, T ]

     

0

   

0

     

кусочно-непрерывные ограниченные функции

(методом последовательных приближений) на [

на

[0, t ) кусочно-непрерывные

   

0

   

непрерывные функции

f ,Pи

x ,

y

, i  1, ... , 4,

можно найти

i

i

     

t ,T]

функции ,

m ,a,

 , c,

0

       

Qi,i1, ... , 4, 0t0T .

Поэтому можно поставить следующую оптимизационную

на [ t0 , T ] такую непрерывную неотрицательную функцию f

минимизирует функционал

задачу: найти

которая

( t ) ,

I1( f )tT0 f ( t ) dt ,

и такие кусочно-непрерывные функции

I1(

,

x

i

 

f )

y

,

i

i

     

minftT0

 1,... , 4,

  1. ( t)dt,

  1.  
    • также зависящие от

них функции m ( t ), a ( t ),

функционал

c

( t )

 

,

( t )

,

( t ) , которые максимизируют

 

2

 

T

   

2

i

i

4

         

T

 

T

     
         

                 

 

I

 

( x , y ) 

   

 ( t)dt ,

I

   

x

, y

 

) 

max

     

 ( t)dt

   

( t)dt,

 

t

         

t

t

 
                     

1

 

x

4

, f

       
       

0

                   

, y

   

0

   

0

     
                             

i

i 1

                   

с учетом соотношений

при условии

( t ),

m

( t )  m

( t ) 

c

c

( t )

 

,

( t ) 

( t ),

( t ) 

( t ),

где

m

( t ) ,

c

( t ),

( t ),

             

минимально допустимые функции, 0  t, t [t

, T ].

 
                               

0

     

( t )

 

- заданные

Выводы. Построена четырехпродуктовая интегральная модель развитияфундаментальной и прикладной наук. В рамках этой модели поставлена оптимизационная задача наилучшего распределения внутренних и внешних ресурсов с целью максимизации внешней функции научной системы с заданным горизонтом планирования Tt0 : выпуска новой технологии производства рабочих мест в прикладной науке. Для ряда частных случаев

удалось построить аналитическое решение оптимизационной задачи,

аналогичной вышеприведенной [3-5]. Полученные аналитические решения можно использовать как нулевые приближения в итерационных методах.

Обнаруженные закономерности аналитических решений оптимизационных задач были сформулированы в виде трех законов развития [2]. Так, третий закон развития – «закон иерархии развития» гласит, что в случае достаточно

большой величины горизонта развития (величины T t0,оцениваемой

неравенством снизу) все имеющиеся в наличие внутренние и внешние ресурсы

(часть ресурсов отвлечена для выполнения необходимых заданных

ограничений) направляются

с помощью управляющих

функций

x ,

y ,

                   

i

 

i

i 1, ..., 4,

на большей начальной части временного отрезка

[t , T ], t

T T ,

             

0

1

0

1

   

в подсистему А (для производства новой технологии

специалистами

фундаментальной науки), затем

на

достаточно большом по величине отрезке

[T , T ], t

T T T ,в подсистему А(для производства

новых

рабочих

1

2

0

1

2

               

мест

 

m специалистов фундаментальной науки,и лишь в самом конце

временного промежутка [T3 , T ],

t0 T1 T2 T3 T ,

все

имеющиеся

в

наличие внутренние и внешние ресурсы направляются в подсистему Б для создания новой технологии создания новых РМ специалистов прикладной науки. Заметим, что в случае достаточно малой величины горизонта планирования (величины Tt0 , оцениваемой неравенством сверху) согласно закону «иерархии приоритетов» все имеющиеся в наличие внутренние и внешние ресурсы должны быть направлены в подсистему Б для создания новой технологии создания новых РМ специалистов прикладной науки.

Список литературы

  1. Гирлин С.К. Лекции по интегральным уравнениям: Учебное пособие для студентов математических специальностей / Гирлин С.К.-Ялта: РИО КГУ, 2012. – 168 с.

  1. Гирлин С.К., Билюнас А.В. Модель и законы оптимального развития систем // Успехи современного естествознания. – 2011. - № 7. – С. 254-259.

  1. Глушков В.М., Иванов В.В., Яненко В.М. Моделирование развивающихся систем.

– М.: Наука, 1983. – 352 с.

  1. Girlin S. K., Ivanov V.V. Mathematical Theory of Development. A Course of Lectures:

учебное пособие для студентов математических специальностей. – Simferopol: PP

“ARIAL”, 2014.-140 p.

  1. Ivanov V.V. Model development and optimization.-Dordrecht / Boston / London: Kluwer Academic Publishers, 1999. – 249 p.

Просмотров работы: 517