ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных нестабильных условиях любой экономический агент стремится найти пути, которые способствовали бы минимизации потерь и убытков, которые несет за собой кризис. Самым оптимальным решением является увеличение доходов и оптимизация расходов, это касается бюджета и и организаций (частных и государственных).

Рассмотрим подробнее процесс оптимизации расходов (далее ОР), поскольку объективно в современных экономических условиях именно ОР действующего экономического субъекта позволит обеспечить выживание и стабильное, эффективное функционирование.

Существует больше количество определений понятия оптимизация. Основные из них:

  • оптимизация - выбор наилучшего варианта из множества возможных;

  • оптимизация - процесс приведения системы в оптимальное состояние;

  • в экономике оптимизация – такое значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть оптимальное, наилучшее состояние системы. Достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах [5].

Из определений следует, что оптимизация – процесс, целью которого является максимизация положительного эффекта при снижении расходов (издержек). Однако следует отметить, что не любое снижение издержек можно считать оптимизацией.

Необдуманное уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям. При принятии скорых решений по уменьшению объема затрат часто также упускаются из виду категории «хороших» или высокопродуктивных расходов, приносящих огромный мультипликативный экономический эффект [2].

Рассмотрим процесс ОР на примере субъекта РФ (Алтайского края). Отправной точкой процесс оптимизации, который происходит в настоящее время, является письмо Минфина России от 01.12.2014 г. N 06-03-05/61507. В письме обозначен список рекомендаций по направлениям роста доходов и ОР при формировании бюджетов субъектов РФ на 2015 - 2017 г. Также в письме выделены основные направления ОР бюджета субъекта Российской Федерации, это: оптимизация бюджетной сети и органов управления; меры социальной поддержки; ЖКХ; субсидии юридическим лицам; управление инвестициями; повышение эффективности планирования государственного задания; критерии государственных закупок; межбюджетные трансферты бюджетам муниципальным образованиям; меры по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности; меры в части обязательного медицинского страхования.

Процесс оптимизации бюджетной сети и органов управления за период 2015-2016 в Алтайском крае проходил в рамках мероприятий обозначенных в рекомендациях Министерства Финансов, а именно:

- организация мониторинга и реструктуризации бюджетной сети;

- оценка потребности в бюджетных учреждениях;

- выведение непрофильных и невостребованных услуг (работ);

- повышение эффективности расходов на содержание учреждений;

- энергоэффективности в бюджетном секторе;

- снижение затрат на предоставление единицы услуг;

- привлечение частного сектора для предоставления государственных услуг;

- повышения уровня общественной поддержки процесса оптимизации бюджетной сети;

- создание централизованных бухгалтерий;

- создание образовательных центров в районных центрах (присоединение к школе детского сада, других школ и учреждений дополнительного образования детей);

- передача функций бюджетных учреждений на аутсорсинг;

- передача части полномочий (функций) органов государственной власти по предоставлению госуслуг в МФЦ;

- изменение организационно-штатной структуры местной администрации в связи с передачей части вопросов местного значения от сельских поселений муниципальным районам и др.[1].

Подводя промежуточные итоги ОР, проведенной в крае, следует отметить итоги по следующим направлениям:

- практически все поселения привели в соответствие нормативную численность муниципальных служащих;

- передача функций по ведению бухгалтерского учета учреждений поселений в централизованные бухгалтерии муниципальных районов выполнены в 58-ми районах края. Централизованная организация бухгалтерского учета в сельских поселениях позволяет существенно снизить расходы бюджета. В среднем по краю экономия бюджетных средств от централизации бухгалтерского учета сельских поселений за 2015 год составила 2,5-3,0 млн. рублей в одном районе;

- поселениями проделана работа по эффективному использованию служебных помещений для обеспечения деятельности муниципальных служащих, по сравнению с 2014 годом среднекраевой показатель снижен и составляет 71 м2 на 1 муниципального служащего (2014 – 75м2);

- снижен уровень доплаты к пенсии по поселениям в 2015 год, он составил 1 817 рублей в месяц (2014 год – 2 024 рублей), в 2015 году в районных администрациях края уровень доплаты к пенсии снизился и составил 2 271 рубль в месяц (2014 год – 2 353 рубля);

- есть примеры формирования общеобразовательных школ по принципу сад-школа. То есть учреждение может быть одно на целый район, но при этом оно будет располагать несколькими (до трех и более) обособленными подразделениями. Всего реорганизовано 142 учреждения (64 школы, 73 детских сада, 5 организаций дополнительного образования);

- продолжилась работа по централизации муниципальных культурно-досуговых учреждений и поселенческих библиотек с целью создания централизованной клубной и библиотечной сети. За год количество действующих юридических лиц - учреждений культуры сельских поселений уменьшилось на 179 единиц. При этом надо сказать, что все учреждения культуры сельских поселений были присоединены к районным учреждениям культуры, без сокращения нормативной численности специалистов культуры;

- мероприятия по укрупнению муниципальных учреждений дополнительного образования в районах края проводится неохотно. За 2015 год реорганизовано всего 5 организаций дополнительного образования [3].

Проанализировав процесс оптимизации расходов бюджета Алтайского края, можно выделить основные его направлении, (Табл.).

Таблица – «Оптимизация неэффективных расходов»

Бюджетная сеть

Органы управления

- реорганизация учреждений культуры;

- реорганизация дошкольного, общего и дополнительного образования.

- снижение затрат на персонал;

- сокращение излишних платежей;

- централизованная бухгалтерия;

- инвентаризация бюджетных расходов.

Как уже отмечалось выше, процесс оптимизации касается не только государственных структур, но и частных компаний, бизнеса вообще. Процесс оптимизации неэффeктивных расходов в таких организациях имeет свои особенности. Консалтинговая компания «Ассоциация бизнес мастерства» выделяет следующие направления по оптимизации бизнес-процессов и снижению издержек предприятий: оптимизация системы продаж; снижение избыточных затрат; оптимизация организационной структуры и системы вознаграждения. Рассмотрим выделенные направления подробнее.

Процесс оптимизации системы продаж, по мнению «Ассоциация бизнес мастерства», содержит следующие этапы: проведение стратегических сессии с целью выработки маркетинговой стратегии; проектирование организационной структуры для расчета необходимой численности продавцов; разработку и внедрение стандартов обслуживания; разработку системы мотивации сотрудников; сопровождение внедрения.

Следующее направление это снижение избыточных затрат. Оно включает в себя: проведение анализа затрат и потенциала оптимизации; выявление потерь и разработка мероприятий по их минимизации; разработка и внедрение программы снижениях затрат.

В процессе оптимизации организационной структуры необходимо: сформировать организационную политику развития предприятия; оптимизировать бизнес-процессы и сформировать эффективные структуры управления; разработать модели расчета численности в зависимости от объемов работ; разработать и внедрить регламентирующие документы.

Последние – оптимизация системы вознаграждений которое включает в себя: разработку сбалансированной политики оплаты труда; проектирование модели и системы премирования по показателям; оптимизацию затраты на оплату труда и социальные выплаты, разработку и внедрение мат. моделей бюджетирования фонда оплаты труда [4].

Изучив процесс ОР в государственной структуре и на уровне предприятия, следует отметить, что и в том, и в другом случае эти процессы очень схожи. Так, например, в обоих случаях одним из основных звеньев оптимизации является оптимизация организационной структуры, еще одним направлением является поиск избыточных, неэффективных затрат и их ликвидация. Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс ОР это сложный, инновационный процесс, поскольку на современном этапе любые организации стремятся найти все новые способы и методы оптимизации собственных расходов. Этот процесс свойственен и коммерческим организациям и бюджетным учреждениям, исходя из этого, возможны заимствования способов ОР.

Список литературы:

  1. О направлении рекомендаций по направлениям роста доходов и оптимизации расходов при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015 - 2017 годы: письмо Министерства Финансов РФ от 01.12.2014 N 06-03-05/61507 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154112/ (дата обращения 01.12.2016).

  2. Жалевич А. Оптимизация расходов на предприятии в период кризиса[Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10470

  3. Панасенко О.Н. Первые итоги оптимизации бюджетных расходов // Местное самоуправлении на Алтае. 2015. №7 (72). С.25-28

  4. Оптимизация деятельности предприятий [Электронный ресурс] // Ассоциация бизнес мастерства. – URL: http://abmgroup.ru

  5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Академик. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10470

6

Просмотров работы: 1471