НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Пенсионный договор — соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного пенсионного фонда (НПФ), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию[1]. Негосударственное пенсионное страхование в России развито слабо — в 2015 году негосударственные пенсии в России получали только 3,6 % пенсионеров (около 1,5 млн человек), состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение выступает важным институтом социальных гарантий государства. Успешное функциониро­вание системы пенсионного обеспечения обеспечивает со­циальную стабильность в обществе. Пенсионная система яв­ляется частью финансовой системы и отражает особенности национальной политики государств.

На современном этапе в Конституциях большинства стран обозначена социальная функция государства. Она выражает­ся, в том числе, в необходимости материальной защиты насе­ления страны от различных социальных рисков. В связи с этим в экономических отношениях выделяется особая категория – социальное обеспечение, в состав которого входит пенсион­ное обеспечение.

Негосударственные пенсионные фонды в России осуществляют деятельность по негосударственно­му пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Пенсионные активы по этим двум видам дея­тельности представлены пенсионными резервами и пенси­онными накоплениями соответственно. В последние годы все большую популярность приобретают термины «накопления», «накопительная пенсия», «заморозка пенсионных накопле­ний». Все это связано, отчасти, в проводимой государством пенсионной реформой и радикальными мерами по изъятию пенсионных активов у НПФ и частных управляющих ком­паний в связи с дефицитом федерального бюджета. Однако доля пенсионных резервов в структуре пенсионных активов традиционного ниже, чем доля пенсионных накоплений, что свидетельствует о низкой заинтересованности граждан в до­бровольном инвестировании в будущую пенсию в России[2].

Вступившим в силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 410-ФЗ) предусмотрено, что все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должны поменять свою организационно-правовую форму. До 1 января 2016 года такие фонды, являющиеся в настоящее время некоммерческими организациями, должны быть преобразованы в акционерные общества (акционерные пенсионные фонды). Те НПФ, которые не осуществляют деятельности в качестве страховщика по ОПС, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды до 1 января 2019 года. В противном случае и первые, и вторые будут ликвидированы (ст. 11 Закона № 410-ФЗ). Все вновь образуемые фонды также должны будут создаваться в форме акционерных обществ[3].

Вопрос о пенсионном обеспечении, несмотря на кардинальные изменения и дополнения, внесенные в последние годы, до сих пор остается открытым. В процессе реализации в России пенсионной реформы возникают все новые и новые проблемы. «По-прежнему сохраняется неопределенность в отношении порядка и сроков введения ряда более спорных регулятивных норм. Это, в частности, нормы, касающиеся механизмов контроля за структурой рынка и за выбором участниками вариантов инвестиций, минимальных норм обеспеченности денежными ресурсами для пенсионных систем с установленными выплатами, требований в отношении инвестирования либо ограничений в отношении определенных типов активов, правил мобильности, требований к прибыльности вложений или минимальным нормам окупаемости, а также гарантий» [5]. С одной стороны, это нормально, с другой стороны, государство, однажды определившись с курсом на переход к накопительной системе пенсионного обеспечения, всякий раз находит причины для того, чтобы свернуть с этого курса и вернуться к распределительной системе.

Таким образом, негосударственное пенсионное обеспече­ние, осуществляемое НПФ, является важной и перспектив­ной частью российской пенсионной системы. В связи с новой «заморозкой» пенсионных накоплений, осуществляемой в 2016 году, а также планируемыми аналогичными мерами и в 2017-2018 гг., а также с учетом крайне отрицательной дина­мики в развитии российской экономики в связи в падением мировых цен на нефть, а также обострившимися международ­ными отношениями, следует ожидать, что пенсионные резер­вы и деятельность по негосударственному пенсионному обе­спечению в ближайшие годы будут основной для российских НПФ. Также следует учесть и тот факт, что модель накопи­тельной пенсии в России так и не определена, и Правитель­ство до сих пор не внесло ясности в вопрос о возможности вы­бора накопительной пенсии для граждан после 2015 года[4]. В связи с этим, государству, диктующему данный курс, следова­ло бы осуществлять стимулирование для увеличения добро­вольных инвестиций граждан в виде пенсионных резервов. Хотя, вероятно, в данных условиях власть пытается решать совсем другие вопросы. А ведь пенсионные активы является важным инструментом для долгосрочных инвестиций в раз­личные инфраструктурные проекты по развитию российской экономики.

Использованные источники:

1. Статья 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/

2. Е. С. Лавренова. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы. [Текст]: //Экономика и управление. – 2016. - № 1.- С. 82-86.

3. А.С.Петренко, Н.А.Баканова. Новый формат негосударственных пенсионных фондов. [Текст]: // Международный научный журнал «Инновационная наука».- 2015.- №12.- С. 60-63

4. Т. Д. Одинокова. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в Росии. [Текст]: // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 3(25). - С. 485–494.

5. Хольцман Р. Обеспеченная старость в XXI веке: пенсионные системы и реформы в международной перспективе [Электронный ресурс] –: http://pensionreform.ru/files/21060/2005.pdf.

Просмотров работы: 569