Однако можно отметить не всегда адекватный потребностям и возрастным особенностям младших школьников уровень сложности изложения астрономической составляющей предмета. Поэтому перед учителем начальных классов возникает проблема: как развить у учащегося представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. На наш взгляд, для решения данной проблемы поможет серия экспериментов, с помощью которых учащиеся узнают, как образуются черные дыры, как рождаются звезды, какая самая горячая звезда во Вселенной и многое другое новое и неожиданное о космосе.
Рассмотрим фрагмент учебного занятия темы «Небесные тела» (3 класс, УМК «Перспектива»).
- Ребята, вы сегодня должны раскрыть тайну, как происходит смена дня и ночи.
- Посмотрите на стол и скажите, какие предметы для этого нам понадобятся? (глобус, лампа, флажки)
- Верно. Для того чтобы установить, как происходит смена дня и ночи нам понадобятся эти нехитрые предметы.
- Кто может показать, где находится на глобусе Москва? (отмечаем флажком)
- А где находится Америка? (отмечаем флажком)
- Итак, давайте посмотрим, что происходит с противоположной стороной, когда освещена часть Земли, где находится Москва? (включаем лампу и направляем на глобус; в Америке наступает ночь)
- А когда наоборот? (крутнем глобус; в Америке наступает день, а в Москве – ночь)
- Какой вывод мы можем сделать? Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи: когда одна часть Земли освещена, то на противоположной стороне – ночь)
- А почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)
- Правильно, ребята. Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.
Изучая естественный спутник Земли во втором классе по образовательной программе «Гармония». В ходе объяснения особенностей вращения спутников вокруг Земли можно наглядно это продемонстрировать:
- Ребята, чтобы узнать, о чем мы поговорим, отгадайте загадку:
Шел я мимо, видел чудо
Висит в небе круглое блюдо.
- Что это? (Луна)
- Верно, это Луна. А что вы можете сказать о Луне? (Луна – это естественный спутник Земли)
- Перед вами наша планета Земля и Луна.
- Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.
- А расстояние от Земли до Луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.
- Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.
- Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Земля и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (они демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна: ученик-Солнце вращается вокруг себя; ученица-Земля – вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца; ученица-Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли)
- Молодцы, садитесь.
- Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны. Тот путь, по которому тело движется вокруг другого, более массивного тела называется орбитой.
- А еще, ребята, у нашей планеты есть искусственные спутники. Для того чтобы узнать, как же они вращаются и не разлетаются в разные стороны мы сейчас с вами проведем небольшой опыт.
- Какие предметы нам понадобятся? (стеклянная банка, стеклянный или металлический шарик)
- Давайте попробуем. Держа банку в горизонтальном положении, мы положим в нее шарик. Затем закроем горлышко банки ладонью и начнем крутить банку, пока шарик не раскрутится. После убираем ладонь.
- Ребята, что происходит с шариком? (он крутится некоторое время, а затем останавливается и падает)
- Вот также вращаются на орбите спутники Земли. Их удерживает сила, которая называется центробежной.
Формируя понятие «туманность» в 4 классе при изучении темы «Освоение космоса» можно провести опыт, который наглядно представит учащимся данный процесс:
- Ребята, сегодня мы познакомимся с таким понятием, как туманность.
- Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова «Внутри нашей Галактики: облако разреженных газов и пыли (специальное). Галактические туманности».
- Мы можем сделать вывод, что туманность является газовым или пылевым облаком, внутри которого располагается огромное количество звезд.
- А кто-нибудь из вас знает, к какой галактике принадлежит наша планета Земля? (Млечный путь)
- Правильно, галактика, к которой принадлежит Земля, называется Млечный Путь.
- Сияние туманностей позволяет облаку светиться различными цветами. Через специальные телескопы такие космические образования выглядят своеобразными пятнами с яркой основой.
- Можно смело сказать, что туманность один из самых красивых и поразительных космических объектов с богатой палитрой красок.
- Поднимите руки, кто хотел бы увидеть эти туманности? (поднимают руки)
- Хорошо. Сейчас мы как раз попробуем создать нашу собственную небольшую туманность.
- Посмотрите на стол и скажите, что нам для этого понадобится? (молоко, пипетка, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды)
- Итак, начнем. Первым делом мы наливаем молоко, затем капаем несколько капель разного красителя. После берем ватную палочку, макаем ее в моющее средство и аккуратно опускаем в центр цветной капли.
- Таким образом, что у нас получается? (размытые цвета)
- Они похожи на туманности, которые можно увидеть при помощи специальных приборов – телескопов, в космосе.
Таким образом, использование занимательного материала по астрономии (опытов, экспериментов, заданий) способствует повышению уровня качества знаний учащихся, вызывает у них интерес, помогает усваивать учебный материал в более доступной форме. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет учащихся по-другому взглянуть на окружающий мир.
Список литературы:
Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 284 с.