ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ШАДРИНСКА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ШАДРИНСКА)

Засыпкина А.А. 1
1Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. По данным Федеральной службы государственной статистики, в структуре заболеваемости подростков болезни глаза и его придаточного аппарата занимают пятое ранговое место. Нарушение зрения, таким образом, является большой социально-гигиенической проблемой, а близорукостью, дальнозоркостью, спазмом аккомодации и другими заболеваниями глаз страдают более миллиона российских школьников. Зрительные расстройства неразрывно связаны с состоянием здоровья, так же немаловажную роль играют наследственная предрасположенность, социальные и бытовые условия, климат. Таким образом, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения, можно только предполагать о его преобладающем значении в конкретных условиях. Исходя из этого, следует рассматривать нарушения зрения комплексно, как большую, сложную проблему. Целью настоящей работы являлось проанализировать статистику выявления патологий зрительного анализатора у школьников г. Шадринска и определить факторы, влияющие на ухудшение и улучшение зрения.

Методы. Для исследования была набрана фокус-группа, составлены и проведены опросы школьников о влиянии персонального компьютера (ПК) на орган зрения (наличие патологических симптомов). В анкетировании приняли участие 80 респондентов возраста 15-16 лет. Проведена статистическая обработка полученных данных. Кроме того, материалом для работы послужили данные по выявлению нарушений зрения у подростков, полученные на базе МУ Шадринской городской детской больницы и МКОУ «Лицей №1» г. Шадринска. Проведён анализ литературы по проблематике.

Обсуждение результатов. В момент исследования на диспансерном учёте в МУ Шадринской городской детской больнице с проблемами зрения состояло 1744 человека, а в МКОУ «Лицей № 1» выявлено 184 подростка с различными нарушениями зрительного анализатора, что составило 21% от общего числа учащихся в данном заведении. Количество человек с выявленной патологией зрения в данной школе составляет 10,6% от всех школьников, стоящих на учете в городе. Согласно анализу статистики, среди глазных заболеваний подростков г. Шадринска, чаще всего встречались следующие: спазм аккомодации - 10-25%; миопия слабой степени - 30%, средней степени - 15%, реже высокой степени - 1-3%; астигматизм - 10% и косоглазие - 5-7 %. Таким образом, было выявлено, что главное место среди глазных заболеваний школьников занимает приобретенная патология.

В ходе анкетирования респондентам был задан ряд вопросов, касающихся возникающих ощущений и принимаемых мер при работе с компьютером. Покраснение глаз наблюдали в 26% случаев, слезотечение – 9%, сухость роговицы – 12%, общая усталость – 33%, головная боль – 19%, отсутствие симптомов - 1%. Большинство подростков устраняли неприятные симптомы, возникающие после работы за ПК, общеизвестными методами: 35% опрошенных делали зарядку для глаз, 32 % прекращали работу с компьютером, 12% использовали специальные средства, снимающие раздражение. Часть анкетируемых (около 20%) не принимали никаких действий и продолжали работать дальше. По результатам опроса можно сделать вывод, что в 99% случаев из 100 у школьников наблюдались те или иные патологические симптомы после длительной (более 40 минут непрерывно) работы за компьютером, что говорит о его отрицательном воздействии на орган зрения подростка.

Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в статистике заболеваний зрительного анализатора подростков ведущее место занимает именно приобретенная патология. Спазм аккомодации («синдром усталых глаз») возникает вследствие длительных нагрузок на глаза, характеризуется быстрой утомляемостью, болью, снижением остроты зрения. Миопия (близорукость) - заболевание, при котором изображение объекта фокусируется не на сетчатке, а перед ней, что ведет к появлению размытия предметов, находящихся вдали. Частота встречаемости данной патологии с каждым годом увеличивается у школьников и студентов. Астигматизм – офтальмологическая болезнь, характеризующаяся наличием разных типов аномалий рефракции или различных степеней одного варианта аномалии рефракции на одном глазу. Может стать косвенной причиной других проблем у детей, включая замедление психического развития. Косоглазие - это отклонение параллельности осей глаз или отклонение одного глаза или обоих глаз от общей точки фиксации. Дети, страдающие врожденным или приобретенным косоглазием в подростковом возрасте практически со 100% вероятностью будут страдать близорукостью.

Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни – это дополнительная интенсивная нагрузка, являющаяся одной из причин нарушения зрения у школьников. Не менее значимыми факторами являются незнание физиологии и строения глаза, способов профилактики. С влиянием возросших нагрузок на орган зрения можно и нужно эффективно бороться, в том числе, посредством соблюдения гигиены зрения, занятий физической культурой и рационального питания.

Список литературы:

  1. Самаль И.Н. Анатомия, физиология и патология органа зрения. Псков,2004. 166с.

  2. Ковалевский Е.И. Офтальмология. 1995. 480с.

  3. Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. 2001. 316с.

Просмотров работы: 497