ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН РОССИЙСКИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН РОССИЙСКИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ

Грищенко К.С. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Увеличение объёмов сделок международных корпораций привели к тому, что изучение использования трансфертного ценообразования является важным и актуальным.

Трансфертная цена является одной из разновидностей оптовой цены, ее устанавливают при совершении коммерческих операций между компаниями(внутри одной корпорации или между родственными или зависимыми фирмами(аффилированными)) по поводу передачи товаров и услуг, включая управленческие платежи и проценты по кредиту.

Рассмотрим на элементарном примере действие трансфертной цены:

• Есть пара дочерних компаний А и Б, которые осуществляют свою деятельность в разных странах. В стране Б - более благоприятные условия налогообложения. Повысив цену на товар или услугу при реализации их в страну А можно занизить сумму налога. В компании А произойдёт занижение налоговой базы.

В настоящее время наблюдается увеличивающаяся транснационализация предприятий, в связи с этим установление внутрифирменной цены набирает все большую популярность.

Транснациональные компании преследуют стандартную цель любой коммерческой организации - получение наибольшей прибыли. С этой позиции и применяются трансфертные цены на продукцию в отношении отдельных дочерних предприятий. При этом корпорации пользуются разными методами образования этих цен, руководствуясь различными стратегиями трансфертного ценообразования. К наиболее используемым отнесём следующие методы трансфертного ценообразования:

1. Затратные методы (основа- издержки).

2. Рыночные методы(используется сложившийся уровень рыночных цен).

3. Комбинированные методы(преиму­щества затратных + рыночных методов).

Несмотря на то, что трансфертные цены способствуют получению больших выгод, им присуща отрицательная характеристика - невозможность адекватной оценки рентабельности бизнеса в целом в связи с «потерями» доходности в каждой филиале, в то время как одним из факторов использования организациями финансового управления является снижение затрат.

Трансфертное ценообразование чаще используется для налоговой оптимизации. Данный тезис подтверждается исследованием, проводившимся в 2001 году Burns J. По итогам анкетирования менеджеров 62 американских корпораций Burns удалось получить интересные сведения при изменении значимости факторов при ранжировании компаний по продажам, выручке филиалов и доле экспорта своим филиалам. В зависимости от выбранного принципа ранжирования изменялись приоритеты факторов, влияющих на уровень трансфертных цен (табл.1).

Принцип ранжирования

Наиболее важныефакторы, влияющие на уровень трансфертных цен

по общей выручке

  • конкуренция на внешних рынках

  • экспортные субсидии в США

по выручке филиалов

  • таможенные пошлины

  • налоги в США и в стране нахождения филиалов

по доле экспорта своим филиалам

  • таможенные пошлины

  • квоты на экспорт

Таблица 1. Факторы, влияющие на уровень трансфертных цен

Данное исследование показывает, что ключевыми факторами трансфертного ценообразования являются таможенные пошлины, конкуренция и разность в налогообложении в разных странах. Стоит отметить, что в социологических исследованиях, в большинстве случаев одно из первых мест занимает уровень конкуренции. Тем не менее, любые опросы не всегда точны, так как менеджеры могли просто не искренне отвечать на вопросы, боясь передачи данных налоговым органам или по какой-то другой причине. Поэтому при выведении итогов таких исследований есть необходимость делать поправку на человеческий фактор.

Необходимо отметить, что данное исследование проводилось в отношении иностранных компаний, и даже, если попросить гражданина нашей страны назвать крупные ТНК, он назовёт наболее известные американские компании. Это, прежде всего, можно связать с тем, что США является мировым лидером по числу ТНК (из 100 крупнейших 27 принадлежит США). Американские ТНК накапливают колоссальные объёмы инвестиций, занимают 25% мировых продаж, при чем треть продукции выпускается аффилированными зарубежными структурами, наблюдается увеличение числа зарубежных дочерних компаний отдельных предприятий. Но стоит отметить, что лидирующие позиции в рейтинге крупнейших ТНК занимает Китай (табл.2).

Ранг

Компания

2014

Компания

2016

1

ICBC China

ICBC China

2

China Construction Bank ( China)

China Construction Bank ( China)

3

Agricultural Bank of China (China)

Agricultural Bank of China (China

4

JPMorgan Chase( United States)

Bank of China( Сhina)

5

Berkshire Hathaway (United States)

Berkshire Hathaway (United States)

6

Exxon Mobil (United States)

JPMorgan Chase( United States)

7

General Electric (United States)

Exxon Mobil (United States)

8

Wells Fargo (United States)

Wells Fargo (United States)

9

Bank of China( Сhina)

General Electric (United States)

10

Petro China (China)

Wells Fargo (United States)

Таблица 2. Рейтинг крупнейших международных (транснациональный) корпораций (ТНК) в мире на 2014 и 2016 гг

Но российским деятелям тоже было интересно, что побуждает отечественные компании использовать трансфертные цены. Главный специалист Банка России Касаткин Д.М. в своей работе рассмотрел два подхода к анализу факторов использования трансфертных цен в российских корпорациях.

Первый подход очень схож с рассмотренным выше зарубежным опытом, он заключался в анкетировании финансовых менеджеров отечественных корпораций. Анкета состояла из 5 вопросов, была разослана в 65 крупных российских корпораций. Но на 65 писем в ответ пришло 2, в одном из них сообщили, что в связи с конфиденциальностью информации они не могут ответить. Во втором были данные, исходя из которых было понятно, что корпорация руководствуется тем, что трансфертное ценообразование влияет на уровень конкуренции. Этот результат показывает полный провал в России метода открытого анкетирования корпораций, из-за опасений менеджеров попадания информации в налоговые органы.

В связи с этим был использован другой подход. Он основан на использовании информации, находящейся в открытом доступе. Основной был контент-анализ(метод сбора данных и анализа содержания текстов). Был проанализирован 21 источник российской прессы за 6 лет, составлена выборка из 331 статьи. Результаты исследования были следующие:

  • трансфертное ценообразование больше используется для налоговой оптимизации (64%), чем в качестве повышения внутренней эффективности корпораций(26% ).

  • почти во всех материалах, где упоминались трансфертные цены речь шла о нефтяной отрасли.

  • тема использования трансфертных цен внутри страны намного важнее для отечественной прессы, нежели использование трансфертного ценообразования в интернациональной торговле.

Первый вывод был основным, так как проводился анализ факторов использования трансфертных цен в российских корпорациях и он ещё раз подтверждает высказывание о том, что трансфертное ценообразование используется для налоговой оптимизации. Но не без внимания остаётся и тот факт, что применение трансфертных цен также способно проявлять значительное воздействие на конкурентоспособность предприятия на рынке. Например, материнская компания снижает цены на сырье и материалы и поставляет их дочерним, тем самым повышается конкурентоспособность конечного товара. Сниженные трансфертные цены используются в том числе для понижения таможенных пошлин и др. Но это не устраивают правительство, основной функцией которого является сбор налогов в казну, поэтому Федеральная налоговая служба не оставляет без внимания сделки между взаимозависимыми лицами. В связи с этим был принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" и в Налоговый Кодекс был добавлен Раздел V.1. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Подводя итоги, можно сказать, что основными факторами применения трансфертных цен как в зарубежных, так и в отечественных корпорациях являются разница в ставках налогов на прибыль в разных странах, увеличение конкуренции и введение экспортных субсидий.

Использованные источники:

  1. НК РФ Раздел V.1. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

  2. Маховикова Г. А. Трансфертное ценообразование: учебное пособие / Г. А. Маховикова, Н. И. Ведерникова. СПб.: Издательство СПбГУЭФ. 2012. 118 с.

  3. Касаткин Д.М. Мотивы использования трансфертных цен в РФ, Конкурентоспособность и модернизация экономики. В 2-х кн./Отв.ред. Е.Г. Ясин, Кн.1. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2014 – 456 с.

  4. Forbes. Электронный журнал

Просмотров работы: 416