Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Муромцевский муниципальный район Омской области образован в 1924 году, имеет правовой статус муниципального района. Муромцевский район расположен в северо-восточной части Омской области. С востока он граничит с Новосибирской областью, на севере – с Седельниковским и Тарским районами, на юге с Нижнеомским районом. Западная граница с Большереченским районом проходит главным образом по р. Иртыш. По площади Муромцевский район занимает пятое место в области – 6,7 тыс.кв.км или 4,7 % от территории Омской области.
кончания табл.2и НМА териальных000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
Бюджетный процесс включает в себя четыре основных производства, т.е. характеризующиеся определенной предметной (качественной) спецификой группы процессуальных отношений:
1) производство по составлению проекта бюджета и проекта акта о бюджете В Муромцевском районе Омской области это представлено приказом Комитета финансов и контроля Администрации Муромцевского муниципального района Омской области № 50 от 7 июля 2014 г. "О методике прогнозирования налоговых и неналоговых доходов районного бюджета на 2015 – 2017 годы".
2) производство по рассмотрению и утверждению проекта бюджета и акта о бюджете в Муромцевском районе Омской области это представлено распоряжением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 09. 06. 2014 № 228-р "О сроках составления проекта районного бюджета на 2015-2017 годы ".
3) производство по исполнению бюджета и акта о бюджете. Эта стадия показана постановлением Главы администрации Муромцевского муниципального района Омской области № 381-п от 18.07.2013 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Муромцевского муниципального района Омской области, их формирования и реализации"
4) производство по составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению годовой бюджетной отчетности и акта об исполнении бюджета, данное производство представлено Советом района. В процессе данного производства бюджет получает официальный статус исполненного или неисполненного.
Основные показатели бюджета Муромцевского района позволят увидеть, какие доходы и расходы занимают наибольшую и наименьшую часть бюджета, а также позволят выявить дефицит и профицит. В таблице 1 представлены доходы бюджета Муромцевского района.
Таблица 1. Доходы Муромцевского муниципального района Омской области
Группа, подгруппа доходов |
2013 |
2014 |
2015 |
Тр, 2015/2013, % |
|||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
||
Налоговые и неналоговые доходы |
103258787,1 |
20,3 |
121212 278,36 |
24,4 |
120051435,2 |
23,5 |
116,3 |
Налоги на прибыль, доходы |
79843349,08 |
15,7 |
93 638 810,00 |
18,9 |
89682946,2 |
17,5 |
112,3 |
Налоги на совокупный доход |
8996907,08 |
1,77 |
7 412 317,52 |
1,5 |
8903 300,00 |
2,7 |
99,6 |
Государственная пошлина |
1 005 387,44 |
0,20 |
1 448 314,70 |
0,3 |
1786600,0 |
0,86 |
177,7 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам |
367 457,96 |
0,07 |
29 416,19 |
0,006 |
37 063,59 |
0,01 |
10,1 |
Доходы от использования имущества |
2 340 252,70 |
0,46 |
1 850 000,00 |
0,4 |
2108791,8 |
0,4 |
90,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
133 265,29 |
0,03 |
185 928,05 |
0,4 |
220692,23 |
0,04 |
165,6 |
Доходы от оказания платных услуг |
2 986 778,75 |
0,59 |
1 036 432,82 |
0,2 |
478257,60 |
0,1 |
16,0 |
Доходы от продажи материальных и НМА |
5 742 075,16 |
1,13 |
9 493 143,12 |
1,9 |
6741900,0 |
1,3 |
117,4 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1 843 313,67 |
0,36 |
1 534 211,42 |
0,3 |
1691883,8 |
0,3 |
91,8 |
Безвозмездные поступления |
405173955,2 |
79,7 |
375273 329,43 |
75,6 |
391095702,8 |
76,5 |
6,9 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов |
403549280,5 |
79,4 |
374817 747,35 |
75,5 |
390924503 |
76,47 |
96,9 |
Прочие безвозмездные поступления |
1 624 674,65 |
0,3 |
455 582,08 |
0,1 |
171 199,80 |
0,03 |
10,5 |
Итого |
508 432742,3 |
100 |
496485 607,79 |
100 |
511147138,0 |
100 |
100,5 |
В целом доходы района увеличились на 0,5 % за период 2013-2015 гг. за счет статей:
- налоговые и неналоговые доходы увеличились в 2015 году, по сравнению с 2013 годом на 16 792 648,1 тыс.руб, что в процентном соотношении составило увеличение на 16,3 %;
- государственная пошлина увеличилась в 2015 году, по сравнению с 2013 годом на 781 212,56 тыс.руб, что в процентном соотношении составило увеличение на 77%;
- безвозмездные поступления уменьшились в 2015 году, по сравнению с 2013 годом на 14 078 252,4 тыс.руб, что в процентном соотношении составило уменьшение на 3,1 %;
Далее рассмотрим расходы бюджета Муромцевского района, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Расходы Муромцевского муниципального района Омской области
Группа, подгруппа расходов |
2013 |
2014 |
2015 |
Тр, 2015/2013, % |
|||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
||
Общегосударственные вопросы |
33 731 374,90 |
6,6 |
39 331 622,44 |
7,8 |
35 080 737,25 |
6,8 |
104,0 |
Национальная безопасность |
- |
- |
- |
- |
243 284,50 |
0,04 |
- |
Национальная экономика |
43 696 607,88 |
8,5 |
15 341 702,03 |
3,1 |
30 037 705,20 |
5,8 |
68,7 |
ЖКХ |
24 512 894,49 |
4,8 |
3 372 774,54 |
0,6 |
211 530,89 |
0,04 |
0,86 |
Образование |
304056 368,75 |
59,1 |
333634 261,91 |
66,4 |
336525 293,92 |
65,6 |
110,7 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
61 108 696,40 |
11,9 |
60 121 472,07 |
12,0 |
58 290 153,57 |
11,8 |
95,4 |
Социальная политика |
23 646 782,55 |
4,6 |
21 438 287,28 |
4,3 |
22 667 378,98 |
4,42 |
95,9 |
Физическая культура и спорт |
1 429 590,00 |
0,2 |
1 659 590,00 |
0,3 |
2 138 461,00 |
0,4 |
149,6 |
Межбюджетные трансферты |
22 342 199,00 |
4,3 |
27 433 241,46 |
5,5 |
26 602 481,00 |
5,1 |
119,1 |
Итого |
514524 513,97 |
100 |
502332 951,73 |
100 |
512414 071,81 |
100 |
99,6 |
Анализ структуры расходов бюджета показал, что большую часть расходов за период 2013-2015 гг. в Муромцевском районе составляет образование, в 2013 г. – 304 056368,75 тыс. руб., в 2014 г. – 333 634 261,91 тыс. руб., а в 2015 г. – 336 525 293,92 тыс. руб. Доходы по ЖКХ значительно снизились в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 99,14 % или на 24 301 363,6 тыс. руб. Национальная экономика в 2015 году не значительно, но уменьшилась на 31,3 %, по сравнению с 2013 годом и составила – 13 658 902,7 тыс. руб, в 2015 году. Так же увеличились доходы по физической культуре и спорту в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 49,6 % или на 708 871 тыс. руб.
На основе анализа доходной и расходной статей бюджета построим таблицу 3 и определим дефицит или профицит бюджета.
Таблица 3 – Анализ исполнения бюджета.
Показатель |
2013год, (тыс. руб.) |
2014 год, (тыс. руб.) |
2015 год, (тыс. руб.) |
Абсол.отклонение (+/-), (тыс. руб.) |
Темп роста, % |
Доходы |
508 432 742,3 |
496 485 607,79 |
511 147 138,03 |
2 714 395,73 |
100,5 |
Расходы |
514 524 513,97 |
502 332 951,73 |
512 414 071,81 |
-2 110 442,16 |
99,6 |
Дефицит/профицит |
-60 917 71,7 |
-5 847 343,94 |
-1 266 933,78 |
4 824 837,92 |
20,8 |
В Муромцевском районе Омской области в 2013, 2014 и 2015 году в результате проведенных расчетов наблюдался дефицит.
По данным таблицы 2.3.3, за период 2013-2015 гг. дефицит бюджета составил 79,2 %. Это произошло за счет роста доходов бюджета на 0,5 % или на 2 714 395,73 тыс. руб., а также снижение расходов бюджета на 0,4 % или на 2 110 442,16 тыс. руб.
Расходы бюджета, которые занимают минимальный объем от всех расходов:
Общегосударственные вопросы;
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Физическая культура и спорт;
В итоге можно сделать вывод о том, что Муромцевский район является сельскохозяйственным районом, производящим большое количество сельскохозяйственной продукции и сырья, который продается не только на территории Омской области, но и на территории всей страны. Так, например, деревообрабатывающая отрасль промышленности района занимает 11,5% от всей промышленности, сохраняя при этом ведущие позиции по этой отрасли на территории Омской области среди районов, стабильно пополняя бюджет муниципального района.
Помимо всего, в 2014 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 27,55 %, что на 2,1 % больше, чем в 2013 году.
Так же, в период 2014 – 2020 годов разработана и утверждена подпрограмма «Развитие жилищного строительства на территории Муромцевского муниципального района Омской области», утверждены Правила землепользования и застройки Муромцевского городского поселения. Общая площадь жилья, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в 2015 году составила 23,83 м. кв., что на 11,4 % меньше, чем в 2014 году, а жилищно-коммунальное хозяйство района охватывает всю социальную сферу и затрагивает интересы каждого жителя Муромцевского района.
В Муромцевском районе Омской области в 2013, 2014 и 2015 году в результате проведенных расчетов наблюдался дефицит. В 2013 году он составил 60 917 71,7 тыс.руб, в 2014 году составил 5 847 343,94 тыс.руб, а в 2015 он составил – 1 266 933,78 тыс.руб. Из этого следует, что превышение расходов на доходами в 2013, 2014 и 2015 годах свидетельствует об неэффективном использовании средств бюджета Муромцевского района.
Расходы бюджета, которые занимают минимальный объем от всех расходов:
Общегосударственные вопросы;
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Физическая культура и спорт;
Это говорит о том, что мало финансирования в 2013,2014 и 2015 году уделялось таким важным частям, как правоохранительная деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Саратовой, Н.А Бюджетное право: [Текст]Учебник. / под ред. Н.А. Сатаровой. – СПб. Деловой двор, 2013 г. с. 296
2. Кононова, П.И Бюджетное право: [Текст] учеб. пособие для вузов / под редакцией Г. Б. Поляка, П. И. Кононова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2015. – 271 с.
3. Ремиханова, Д.А Бюджетное право: [Текст] учебник / Под ред.Г.Б.Поляк, Д.А.Ремиханова. – М.: Юнити, 2014. – 287с.
4. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ: [Текс] Учебник. /Н.Б.Ермосова – М.: Высшее образование, 2014. – 715 с.
5. Комягин, Д.Л. Бюджетное право России: [Текст] учебное пособие / Д.Л. Комягин; общ. ред. А.Н. Козырин. – М.:Институт публично правовых исследований, 2015. -432 с.