НАУКА О ЦВЕТЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИВОПИСИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАУКА О ЦВЕТЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИВОПИСИ

Голубничая М.Д. 1, Поровская Г.А. 2
1НовГУ, ИНПО, Факультет педагогического образования, искусств и технологий
2НовГУ, ИНПО,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цвет является одним из основных средств выразительности в живописи. Отражая цветовое богатство действительности, он имеет особые возможности и особые функции. Каждое художественное произведение по-своему использует потребность души в красоте и гармонии цвета, его способность активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, волновать и успокаивать, передавать то или иное настроение. Живопись является главной областью, где разработаны основные принципы цветоведения, взаимосвязи между цветом, формой и светотенью, освещенностью и тенями, системы применения и трактовки цвета.

Первым создал стройную систему цветов Леонардо да Винчи (1452-1519), установив, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено, а также выделив два возможных аспекта цветов: художественный и физический. Он, отказавшись от яркой палитры, строил свои картины на бесконечно тонких тональных переходах. Его "Св. Иероним" и "Поклонение волхвов" целиком написаны только тонами сепии от светлых до тёмных.

В живописи эпохи ампира и классицизма цветовые решения в сущности ограничивались использованием чёрного, белого и серого цвета, которые умеренно оживлялись несколькими хроматическими цветами.

Работа И.В. Гете «Учение о цвете» 1810 г. явила собой обширный, разносторонний труд, на который опирались многие исследователи цвета на протяжении последующих веков (ссылки на эту работу можно найти у В.Кандинского и Р. Арнхейма). Автор начинает свой труд с рассмотрения различных физиологических и природных явлений, влияющих на зрительное восприятие человеком окружающего мира, а затем переходит к историческому анализу учения о цвете, обращаясь как к теориям древнейших времен, так и к учениям Нового времени, в частности, рассматривает и подвергает критике учение Ньютона о цветах. Исследование Гете охватило все аспекты цвета: физический, физиологический и, главное, психологический. Гете рассмотрел все основные цвета с точки зрения их влияния на «душевное равновесие» человека по принципу «нравится» - «не нравится».

Химик и директор парижской фабрики гобеленов М. Шеврёль (1786-1889) издал в 1839 году свою работу "О законе контраста цветов...". Этот труд послужил научной основой импрессионисткой и неоимпрессионисткой живописи. Благодаря глубокому изучению природы импрессионисты пришли к совершенно новой системе передачи цвета. Изучение солнечного света, изменяющего естественные тона предметов, а также света в атмосфере природного окружения обогатило художников-импрессионистов новыми научными знаниями.

Моне (1840-1926) столь добросовестно изучал эти явления, что вынужден был менять полотно каждый час, чтобы зафиксировать меняющиеся цветовые рефлексы пейзажа и правдиво передать движение солнца и соответствующие изменения солнечного света и его отблесков. Наилучшей иллюстрацией этого метода были его "Соборы", находящиеся в Париже. Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные цветовые точки. Они утверждали, что каждое пигментарное смешивание уничтожает силу цвета. Сезанн, а за ним Боннар, писали картины, полностью построенные на контрастах холодных и теплых тонов.

В развитии живописи XIX-XX в. волнообразно меняется роль цвета: можно наблюдать исчезновение локального и неизменного цвета, победу динамичного, изменчивого цвета, раздробленного на основные тона спектра, а затем переход к условному цвету, к его метафорическому значению, к цветовой экспрессии, выражающей субъективный мир художника, и, наконец, к цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастов теплых и холодных тонов и других средств, выработанных в ходе истории развития живописи.

Крупнейшим исследователем цвета в искусстве XX в. является один из ведущих преподавателей Баухауза, И. Иттен, который изложил свои теоретические и педагогические взгляды на систему подготовки художников в знаменитых книгах о цвете и форме, а разработанный им учебный курс лёг в основу преподавания многих современных художественных учебных заведений.

Как бы ни развивалось искусство живописи в дальнейшем, выразительная сила цвета всегда будет важнейшим элементом его существования, а теоретические и практические достижения науки о цвете позволят воспитывать и развивать чувство цвета, как художника, так и зрителя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Иттен И. «Искусство цвета».-Издатель Дмитрий Аронов, 2015. -96 с.

  2. Репин Е. «Зачем нужна теория о цвете? Отвечает художник Иоханесс Иттен», 21.01.2010 (электронный ресурс)/ Он-лайн библиотека Практикум Академия Художеств". – URL: http://www.practicum.org/ . - [дата обращения: 18.11.2015]

  3. Яцюк О. Г. «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий», СПб.:БХВ–Петербург, 2004 г. -215с.
  4. Словарь «Искусство» , 2016 (электронный ресурс)". – URL: http://www.maxvoloshin.ru/dictionary/. - [дата обращения: 22.11.2015]

  5. 3. Зайцев А. С., «Наука о цвете и живопись».- М.: Искусство, 1986г. -121 с.

Просмотров работы: 604