Среди производителей тяжелой спецтехники все больше распространяется тенденция к упрощению ее эксплуатации. Многие руководители компаний, занимающихся земляными работами, сходятся во мнении: найти достаточно квалифицированных операторов дорожно-строительной техники сложно. Решением этих проблем может стать использование роботизированной техники, то есть оснащенной электронным автоматизированным управлением.[2]
Технологии автоматизированного управления дорожно-строительной техникой – любые, от систем автоматического управления движениями бульдозерного и грейдерного отвала до систем нивелирования с GPS/ ГЛОНАСС с программным обеспечением 3D-моделирования – значительно снижают планку требований к квалификации операторов тяжелой дорожно-строительной техники и способствуют более высокой точность и стабильности уровня качества выполнения планировочных работ.
Электронная система очень быстро выполняет топографическую съемку участка и составляет план работ. Существенно уменьшается количество времени, которое затрачивается на выполнение планировки. Автогрейдеру не нужно делать несколько проходов, чтобы вывести поверхность в точном соответствии с чертежом.
Автоматизированное управление существенно уменьшает количество ошибок при выполнении планировочных работ. А когда нет ошибок, не нужно затрачивать время и средства на их исправление.
Установка даже самой простой базовой системы автоматического управления MOBA GS-506на грейдер повысит производительность земляных и грейдерных работ, в особенности на стадии финальных "чистовых проходов".
Благодаря модульной конструкции эта система может работать с различными типами датчиков. Вы в любой момент можете настроить систему в соответствии с требованиями каждого проекта. [1]
При управлении грейдером в автоматическом режиме применяют копирную и бескопирную системы стабилизации рабочего оборудования.
Комплекты аппаратуры копирной системы типа «Профиль» обеспечивают дистанционное управление отвалом, а также автоматическую стабилизацию углового положения отвала в поперечной плоскости и по высоте. Работа этой системы ведется с использованием жестких направляющих (копирного троса, лазерного луча). Система «Профиль-30» состоит из пульта управления, датчиков углового положения ДКБ и высотного положения ДЩБ, сравнивающего и усиливающего устройств и реверсивного гидрораспределителя с электроуправлением. Сигналы датчиков поступают в блок управления, где сравниваются с заданными, затем преобразуются в управляющие сигналы, поступающие на электромагнитные катушки гидрораспределителей, и отрабатываются гидроцилиндрами.[5]
В комплект бескопирной системы (например, немецкой «08-506 МОВА Nivellirsystem») также входят пульт управления, блок управления, датчики поворота, продольного и поперечного уклонов рабочего органа, гидрораспределители с электромагнитным управлением, но для контроля высотного положения отвала применяют ультразвуковой датчик или фотоприемник, работающий совместно с лазерным нивелиром (рисунок 9.12).
Принципы работы этих двух систем одинаковы.При использовании ультразвукового датчика происходит непрерывное сканирование контрольной поверхности, в качестве которой может быть уже спрофилированное основание, покрытие, бортовой камень или копирный трос. Принцип действия датчика заключается в согласованной работе шести самостоятельных ультразвуковых элементов. Пять элементов сканируют контрольную поверхность, а шестой - постоянно ведет мониторинг состояния воздушного пространства непосредственно под прибором. Этот элемент сигнализирует контроллеру системы о превышении допустимого порога засоренности воздуха (например, большом количестве пыли) и возможности передачи искаженной информации. Лазерный нивелир используют для управления высотным положением отвала автогрейдера так же, как и отвала бульдозера.[3]
Установка такой системы на примере автогрейдера John Deere. Установлен начальный вариант автоматики нивелирования GS-506. GS-506 в данной комплектации состоит из коллектора (блок регулировки); пульта управления (панель управления), установлен в кабине оператора; ультразвукового универсального датчика высоты Sonic-Ski, на фото не виден, расположен на правой стороне отвала; распределителя с датчиком продольного уклона в одном корпусе, установлен снизу основной рамы, под гидроблоком; датчик поперечного уклона Cross Slope Sensor; компенсатора поворота отвала, установлен на коллекторе грейдера через специальную проставку; дополнительного гидравлического блока цилиндров тяговой рамы грейдера.
Рисунок 1 - Вариант автоматики нивелирования GS-506[4]
Благодаря использованию систем автоматического управления работой автогрейдера существенно увеличивается производительность машины и повышается качество планируемых поверхностей.
В ближайшем будущем применение автогрейдеров с системой автоматизации будет повсеместное.
Убедившись в их эффективности, повышении производительности, компании начинают оснащать системами автоматизированного управления и другое свое оборудование. Очень редки случаи, когда строительная компания продает системы автоматизированного управления после завершения первой работы с их использованием.
Список литературы
1. Система на грейдеры и бульдозеры MOBA GS-506 // MOBA URL: http://moba-3d.ru/moba-2D (дата обращения: 2.12.2016).
2. Автоматизация управления автогрейдера // Основные средства URL: http://os1.ru/article/8954-avtomatizatsiya-upravleniya-avtogreyderom-za- avtomatizatsiey-upravleniya-budushchee/ (дата обращения: 10.12.2016).
3. Автоматизация автогрейдеров // Стройте вместе с нами URL: http://fccland.ru/dorozhno-stroitelnye-mashiny/245-avtomatizaciya-avtogreyderov.html (дата обращения: (10.12.2016).
4. Автоматика GS 506 для автогрейдеров // Автоматика нивелирования для СДМ URL: http://sdmleveling.ru/index.php/avtogrejdery-i-buldozery/gs-506/14-avtomatika-gs-506-dlya-avtogrejderov-buldozerov-skreperov.html (дата обращения: 10.12.2016).
5. Автоматизация автогрейдеров // Строй – Техника.ру URL: http://stroy-technics.ru/article/avtomatizatsiya-avtogreiderov (дата обращения: 10.12.2016).