К ВОПРОСУ О СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИИ

Иваненко А.А. 1
1ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для осуществления права на охрану здоровья и медицинской помощи (статья 41 конституции) в здравоохранении действует такой механизм как стандартизация. Он разработан с целью повышения качества оказываемой медицинской помощи, в том числе для диагностики, профилактики и организации медицинской деятельности в целом.

Стандарты медицинской помощи – это официальный документ, принимается и утверждается Министерством здравоохранения РФ, который определяет совокупность медицинских услуг, лекарственных средств, медицинского инструментария и других составляющих, применяющихся при оказании медицинской помощи пациенту с конкретным заболеванием или состоянием с определенной степенью тяжести.

Т. е. основными целями стандартизации является улучшение качества оказываемой медицинской помощи и предоставляемых медицинских услуг, а так же должна устанавливать порядок предоставления услуг в медицине, носить экономическое обоснование и быть основой государственной гарантии оказания медицинской помощи населению. Внедрение, функционирование и контроль стандартов в медицине является очень сложным вопросом. Решением вопросов стандартизации занимаются на разных уровнях.

В медицине стандартизация распространяется на материальные объекты (медицинские изделия, инструменты, приборы, оборудование, лекарственные препараты и т.д.), а так же и на нематериальную сферу, которая включает в себя систему норм, правил и требований, в том числе порядок применение методов и средств профилактики, лечения и диагностики, проведения всех лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, клинических испытаний, лабораторных исследований.

По уровню иерархии различают следующие виды стандартов:

  • локальные (распространяется в одном или нескольких ЛПУ, или в пределах управления здравоохранения города, района);

  • региональные (применяются в отдельных регионах);

  • национальные (применяются на уровне государства);

  • международные (стандарты, применяемые на международном уровне).

Стандарты представляют собой формализованное описание (в форме таблиц) объема медицинской помощи, которая должна быть оказана пациенту с определенным заболеванием, синдромом или в конкретной клинической ситуации. Существуют стандарты, которые применяются при лечении в стационаре, в узкопрофильном лечении, при оказании неотложной помощи, при амбулаторном лечении. В стандарте указывается частота предоставления услуги и среднее количество данных услуг (манипуляций, назначений) на одного пациента. Услуга обязательна для всех пациентов без исключения, если частота предоставления этой услуги = 1.

История стандартизации берет свое начало в СССР. В 1925 году был создан Комитет стандартизации при Совете труда и обороны. Существовало много причин для создания этого органа: развитие массового производства, необходимость наведения порядка в конструкторской и технической документации, нуждами экспорта и с проблемой образования (данная причина крайне редко упоминается, хотя и была одной из важнейших).

В послевоенное время в стране была разруха и ни о каких стандартах не могло быть и речи, так как от прежнего уклада, рабочего распорядка и трудовых навыков практически ничего не осталось. Для выведения страны из кризиса необходимо было большое количество людей, так же было необходимо быстро обучить их к новым условиям труда. Одним из средств массового все обучения, передачи опыта и насаждения дисциплины стали стандарты. Вследствие чего стал вопрос о пропаганде стандартизации, для решения данной проблемы создается журнал «Вестник стандартизации». В каждом выпуске упоминалось о рационализации труда, о качестве продукции и т.д. В 30х-50х годах в целях борьбы с выпуском некачественной продукции и нарушением установленных стандартов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР вводят уголовное наказание, за нарушение стандартов и выпуск некачественной продукции.

В 1992 году были предприняты первые попытки внедрения стандартизации в здравоохранении, был принят первый нормативный акт направленный на стандартизацию медицинской помощи. Но он так и не был реализован, из-за проблем в экономике страны.

Основные положения стандартизации в здравоохранении были нормативно закреплены в 1997 году решением совместной коллегии Минздрава России, Госстандарта России и ФФОМС «Основные положения системы стандартизации в здравоохранении» (решение от 3.12.1997 № 14/43/6-11). Этим решением стандартизируются медицинские услуги, лекарственное обеспечение, профессиональная деятельность, информационное обеспечение (медицинская терминология, программы ведения документации, статистика и т.п.).

Стандартизация как система вводится Приказом Минздрава РФ от 04.06.2001 N 181 о введении в действие отраслевого стандарта "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения». Приказ вводил в действие с 01.07.2001 отраслевой стандарт "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения" (ОСТ 91500.01.0007-2001).

С 2005 по 2007 год Минздравсоцразвития России утверждено 612 стандартов медицинской помощи. Стандарты разрабатывались с целью их повсеместного внедрения, однако, имея форму приказов Минздравсоцразвития, не были зарегистрированы в Министерстве Юстиции, что придавало им рекомендательный характер и в итоге не привело к реализации данного проекта. Т.е. разработанные стандарты не носили обязательный характер.

Из информационного письма Минздравсоцразвития России №57-0/10/2-2587 от 20 марта 2012 г. «… Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи с 1 января 2013 года. В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются Минздравсоцразвития России с 1 января 2012 года. При этом вступление в силу части 2 статьи 37 Закона № 323-ФЗ с 1 января 2012 года не отменяет всех изданных до этого времени нормативных правовых актов, в том числе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих стандарты медицинской помощи…»

То есть, с 1 января 2013 года врачи перешли на «новые» стандарты, которые в ноябре 2012 были опубликованы и утверждены на сайте Минздрава.

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (действующая редакция, 2016) проводит различие между медико-экономическим контролем и медико-экономической экспертизой. Под медико-экономическим контролем понимается установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам. Медико-экономическая экспертиза - это установление соответствия фактических сроков и объема оказания медицинской помощи записям в документации (в том числе истории болезни).

В статье 10 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» понятия доступность и качество медицинской помощи рассматриваются совместно. Согласно данной статье, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (с 1 января 2013 года);

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

В настоящее время продолжает действовать Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2013 года, медицинская помощь на территории Российской Федерации организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, является обязательным для исполнения на территории нашего государства всеми медицинскими организациями, а так же основываясь на стандарты медицинской помощи.

Концепция развития здравоохранения до 2020 г. предусматривает активное развитие стандартизации медицинских услуг. В настоящее время утверждено порядка 800 стандартов оказания медицинской помощи и работа в этом направлении продолжается. Так же активно развивается и система стандартизации скорой медицинской помощи.

В заключение напрашивается вывод, что радикальный подход к качеству оказания медицинской помощи и предоставлении медицинских услуг на основании повсеместной стандартизации оставляет много вопросов. Спецификации совершенствования технологических процессов в медицине – это то же самое, что стандартизация или нет? Как выявить ошибки в уже действующих имеющихся стандартах и заполнить эти пробелы? Как изменить организационную структуру медицинской организации, чтобы в ней было место для непрерывного повышения качества? Нужно ли что-то менять в медицинских учреждениях, которые и так стремятся к повышению качества предоставляемых услуг?

Основные трудности ложатся на плечи врачей и руководителей отрасли. Основная проблема для реализации – это создание атмосферы взаимопонимания и партнерства между производителями медицинских услуг (врачей), плательщиками (страховыми компаниями) и пациентами.

Врачи могут привнести в медицину неоценимые знания в области новых методов стандартизации, поскольку они лучше, чем кто бы то ни было, знакомы с организацией труда в учреждениях здравоохранения.

Литература:

  1. «Основные положения системы стандартизации в здравоохранении» (решение от 3.12.1997 № 14/43/6-11, принят Коллегией ФФОМС N 6-11 от 03.12.1997).

  2. Постановление Правительства РФ от 05.11.1997 №1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ»

  3. Приказ Минздрава РФ от 04.06.2001 N 181 о введении в действие отраслевого стандарта "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения»

  4. Информационное письмо Минздравсоцразвития России №57-0/10/2-2587 от 20 марта 2012 г.

  5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.11.2010)

  6. http://www.nntu.ru/content/med/standart

  7. http://pravo.kormed.ru/prava-pacienta/

  8. http://www.consultant.ru/

Просмотров работы: 441