ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ И ПОЯВЛЕНИЕМ У НИХ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОЗМОЖНОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СШ №15  В ТУРКЕСТАНСКОМ РЕГИОНЕ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ И ПОЯВЛЕНИЕМ У НИХ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОЗМОЖНОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СШ №15  В ТУРКЕСТАНСКОМ РЕГИОНЕ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Алиева А.Ш. 1, Валиева Н.М. 1
1Международный Казахско-Турецкий Университет им Х.А. Ясави
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель исследования: показать зависимость между избыточным весом, образом жизни и правильным питанием на примере учащихся средней школы № 15 г. Туркестан.

Методы и материалы исследования: изучение избыточного веса и ожирения у учащихся 8- 11 классов СШ № 15. г. Туркестан на основе сравнительного, аналитического, практического, математического, социологического методов.

Актуальность проблемы: Пубертатный возраст является переходным периодом между детством и половой зрелостью. Именно в этот период происходит ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психологической и репродуктивной зрелости организма.

Избыточный вес у детей и подростков - это актуальная и серьезная проблема. Рост количества детей с избыточным весом в наши дни объясняется, преимущественно, неправильным питанием и малоподвижным образом жизни. Высок интерес к ней и школьников. В связи с этим мы считаем целесообразным наше исследование.

Практическая часть.

1.Исследование образа жизни и возможного возникновения избыточного веса у детей.

Мы пользовались двумя методиками исследования.

Методы исследования :

1.Анализ медицинских карт учащихся в школьном медпункте с целью выяснения числа учащихся с признаками ожирения.

2. Анкетирование, включающее в себя данные образа жизни: особенности питания, физической активности, умственной нагрузки.

Цель исследования : выявить процент учащихся, страдающих ожирением,проанализировать отношение к здоровому образу жизни и питанию учащихся 8 -11 классов.

Брали медицинские карты учащихся 8 -11 классы за 2013-2015гг. На основе данных анкетирования нами были составлены диаграммы.

Диаграмма № 1:

Из данных диаграммы № 1 можно сделать вывод:

- избыточный вес и ожирение по параллелям составляет 14, 28, 10, 10 (соответственно 8,9,10 и 11 классы) и преобладает у девятиклассников, что связано с малоподвижным образом жизни;

- избыточный вес: девочки- 28 (14%), мальчики – 14 (7%);

- ожирение: девочки- 8 (5%), мальчики – 8 (4%);

- всего лишний вес имеют 58 детей (30%);

- избыточный вес преобладает у девочек, а вот ожирение одинаково.

2. Анкетирование, включающее в себя данные образа жизни: особенности питания, физической активности, умственной нагрузки.

Для исследования данной проблемы использовали методику Казина: комплексной оценки показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях на основе медико-физиологических и психолого-педагогических основ мониторинга.

Ход работы: Для проведения исследования были отобраны 8- 11 классы в количестве 103 учащихся, им были предложены анкеты с вопросами и в течение 15 минут учащиеся отвечали на вопросы.

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что сформированное представление о здоровом образе жизни и питании среди учащихся 8 класса- 36%, 9 класса- 45%, 10-11 классы- 39%.

Анализ теста «Правильно ли вы питаетесь?» и анкет по оценке питания показал, что для школьников характерно нарушение режима питания.

Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех-пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона на отдельные приемы, увеличении доли ужина до 35-65% вместо 10%, увеличении интервалов между приемами пищи с 4-5ч до 7-8ч, и употреблении пищи незадолго до сна.

По результатам анкетирования видно, что 78% обучающихся питаются 3 раза в день, 21% - 2 раза и 1 раз менее 1%

Диаграмма № 2

Диаграмма № 3:

Завтракают всегда 47%, не всегда- 48% и никогда 6%.

Диаграмма № 4:

Из диаграммы 4 видно, что правильно завтракают 28%, а 22% едят мясные блюда.

Диаграмма № 5:

Диаграмма № 6:

около 74% (из которых 29% составляют девятиклассники) едят в промежутках между приемами пищи. В этих случаях они отдают предпочтение бутербродам, чаю, конфетам, плавленым сыркам, газированным напиткам и т.п. На столе фрукты, овощи, салаты, сок у большинства учащихся: 98 человек (95%).

Диаграмма № 7:

Хлебобулочные изделия употребляют почти все, кроме троих выпускников (3%), больше всего употребляют девятиклассники – 42 человека (41%). Кофе пьют все учащиеся 103 (100%).

Таким образом, мы видим, что кроме нарушения режима питания, они не придерживаются и таких принципов рационального питания, как разнообразие и сбалансированность пищи.

Например, более 67% детей употребляют в пищу рыбу и морепродукты менее одного раза в неделю. У 72% школьников подобное отношение к кашам. Зато мясные блюда, колбасу 59% респондентов употребляют чаще 2-3 раз в неделю. Ежедневно едят сырые овощи и фрукты всего 68% обучающихся.

Все без исключения респонденты используют в пищу вредные продукты, которые дают больше калорий.

Нарушение старшеклассниками принципов рационального питания, возможно, связано с увеличением темпа их жизни и насыщением рынка товарами, заменяющими традиционные продукты питания.

Диаграмма № 8:

Во время ложатся спать 12 человек (12%).

Диаграмма № 9:

За компьютером почти все школьники проводят не менее 2-3 часов в день, чем старше ученики, тем больше времени, они проводят за компьютером и телевизором, но больше всех – девятиклассники - 41%.

Диаграмма № 10:

Из диаграммы видно, что больше всех в спортивных секциях занимаются восьмиклассники- 65%.

Таким образом, можно сделать вывод, что больше калорий получают, но тратят их меньше девятиклассники, чем восьмиклассники.

Заключение

1.Физическая активность восьмиклассников выше, чем у школьников 9-11 классов, которые больше проводят время за компьютером, а восьмиклассники более подвижны и активны, что позволяет им больше расходовать калории.

2. Установлена недостаточная информированность детей и с избыточной массой тела и ожирением и их родителей о возможных сопутствующих сердечно-сосудистых, эндокринных нарушениях.

3. Нормальный вес имеют 76% учащихся ИМТ (18-25 ),избыточный вес -19% (ИМТ 25-30), ожирение у 5% ИМТ 30-35.

Выводы

  1. В результате проведенных исследований были изучены причины возникновения ожирения. Эта проблема остается актуальной в детском и подростковом возрасте, что приводит к возникновению и прогрессированию различных хронических заболеваний, угрожающих здоровью учащихся.

  2. Таким образом, мы пришли к выводу, что существует зависимость между образом жизни школьников, их питания и появлением у них избыточного веса и ожирения, которые приводят к нарушению функционирования органов и систем органов человека и как следствие, к возникновению заболевания.

  3. Для подростков важно следить за своим весом, так как это влияет на их здоровье. Подростки, ведущие здоровый образ жизни, не имеющие вредных привычек, и употребляющие здоровую пищу, в будущем не будут иметь проблем со здоровьем.

Практическая значимость:

  1. Данная работа способствует выявлению причин возникновения, предотвращения, последствий избыточного веса и ожирения у детей.

  2. Материалы работы могут быть использован на школьных уроках самопознания, биологии , на классных часах, родительских собраниях, на факультативных занятиях

Таким образом, мы пришли к выводу, что существует зависимость между образом жизни школьников, их питания и появлением у них избыточного веса и ожирения, которые приводят к нарушению функционирования органов и систем органов человека и как следствие, к возникновению заболевания.

Список литературы:

  1. Долечек Р.П. Опасный мир калорий. М.: Физкультура и спорт, 1979 – 82с.

  2. Князев Ю.А. Картелищев А.В. Ожирение у детей. М.: Медицина,1982 – 339с.

  3. Источник: Журнал "Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ" № 6, 2011 года

  4. Тажибаев Ш.С. Профилактика избыточной массы тела и ожирения. Алматы: 2012 – 32с.

  5. Порядина Г.И. Проблема ожирения и метаболического синдрома у детей/Щербакова М.Ю., Порядина Г.И., Ковалева Е.А.//Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2010.-№5-С.52-59

  6. Жолондз М.Я. Лишний вес: новая диетология. Санкт-Петербург, 2001- 287с.

  7. Савенков Ю.И. Избыточный вес – угроза здоровью. Барнаул. Алтайское книжное издательство,1985- 72с.

  8. Мансурова С.Е. Обучение здоровью на основе проектной деятельности// Биология в школе. - 2005г. №7 с.29-34

  9. Преображенский В.П. Перекормленный ребенок. // Физкультура и спорт// №8, 2009.

  10. Порядина Г.И. Современный взгляд на проблему ожирения у детей и подростков/Щербакова М.Ю., Порядина Г.И.//Педиатрия.-2012.-том 91.-№3.-с.122-130

  11. Гайворонская А.А. Оценка физического развития детей дошкольного возраста // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2011. № 4. С. 32

Интернет-ресурсы:

  1. http://diagnos.narmed.ru/bolezni/more/fatness.html

  2. http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=1686

  3. http://www.medkrug.ru/article/show/2699

  4. http://www.rebenok-ves-rost.narod.ru

  5. http://www.olgris.kiev.ua/ru/len_m_0.shtml

Relatıonship between the lıfestyle, catering service and the appearance of excess weight in pupil. Results of research of lıfestyle and possibility of appearance of overweıght in pupils of school №15 in Turkestan

(Scientific adviser: Professor, Doctor of Biological Sciences, teacher(Lecturer) of department of disciplines of laboratory-R.D. Dilbarkhanova, A.R. Kuzmina – the teacher of Preventive medicine department of International Kazakh-Turkish university named by H.A. Yassavi)

International Kazakh-Turkish university named by H.A. Yassavi

A.Sh. Aliyeva, N.M. Valiyeva

Key words: obesity, overweight, body mass index (BMI), height-weight index of Quetelet (IR), Kazin’s method, diet, nutrition, atherosclerosis, hypertension, questionnaires, adolescence.

Aim of research: demonstrate the relationship between obesity, lifestyle and proper nutrition on the example of high school students number 15 in Turkestan.

Methods and materials of research: researching of overweight and obesity in students 8- 11 classes school number 15 in Turkestan by comparative, analytical, practical, mathematical, sociological methods.

Actuality of problem: Adolescence is a period of transition between childhood and puberty. During this period originate a series of physical and mental changes that lead to physical, psychological and reproductive maturity of the organism. Overweight in children and adolescents is actual and serious problem. The increasing number of overweight of children these days is explained by improper nutrition and inactive lifestyle. Therefore, we considered it appropriate to our research.

Просмотров работы: 866