IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     






Андреянов Дмитрий Евгеньевич
1. На мой взгляд, вопрос «Могут ли машины делать то, что можем делать мы как мыслящие создания?» всё же идентичен вопросу «Могут ли машины думать?», поскольку делать что-либо как мыслящее создание подразумевает вначале подумать, а потом сделать что-то, основываясь на своих мыслях. Разве не так? 2. Наличие свойства аутопоэзиса, на мой взгляд является необходимым, но не достаточным свойством, что бы судить о системах ИИ на базе генетических алгоритмов, как об организованных живых сущностях. Это всё же "имитация" жизни. 3. Разве наличие мутаций в генетических алгоритмах не является проявлением своего рода "спонтанности" поведения машинного алгоритма?





АРХИВ "Студенческий научный форум"

ОТДЕЛЕНИЕ АБИЛИТАЦИИ КАК ВАЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Стрижакова Л.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В России имеет место тенденция к росту процента детей с комплексной патологией, детей с задержкой в двигательном, речевом, когнитивном развитии. Несмотря на ряд программ по профилактике среди детского населения, ситуация остается тревожной [1]. Следует обратить внимание на рост заболеваемости детей первого года жизни, который отмечен практически по всем классам болезней. Всего зарегистрировано заболеваний было в 2010 году 4419,3 тысяч случаев, в 2014 году данный показатель увеличился до 4421,2 тысяч случаев. Ведущим классом заболеваний в течение всего периода были болезни нервной системы и составили 331,2 тысячи случаев (2010 год), 385,2 тысячи случаев (2014 год). У новорожденных были определены пороки развития (хромосомные нарушения) в 125,3 тысяч случаев в 2010 году и в 130,0 тысяч случаев в 2014 году [2]. Как отмечается в ежегодном государственном докладе "Положение детей в Российской Федерации", данная проблема требует осуществления срочных мер по раннему выявлению таких детей и оказанию им квалифицированной помощи. Одной из новых форм организации медицинской помощи детям раннего возраста являются отделения абилитации детских поликлиник, призванные оказывать реабилитационную помощь детям, имеющим задержки в развитии.

Цель исследования: анализ деятельности отделения абилитации и оценка эффективности оказания абилитационной помощи детям первых трех лет жизни.

База исследования: Санкт-Петербургская детская городская поликлиника №30. Для проведения исследования была разработана специальная карта изучения ребенка, на которую выкопировывались сведения из медицинской документации (объем наблюдений - 50 единиц). Также был проведен хронометраж рабочего времени педиатра развития данного отделения (в течение 20 рабочих дней). В исследовании применялся и социологический метод (было проанкетировано 70 родителей детей с ограниченными возможностями).

Для оценки эффективности оказания абилитационной помощи детям первых трех лет жизни был проведен анализ деятельности и изучена структура работы абилитационного отделения. Основной задачей отделения абилитации является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям и их семьям, максимально возможное развитие и поддержка функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями в познавательной области развития (развитие способов познания через наблюдение, исследование и игру), в социальной области (навыки социального взаимодействия с родителями, с другими людьми, понимание и выражение эмоций), в развитии навыков коммуникации, в частности речи (альтернативные способы коммуникации).

Анализ работы отделения показал, что в динамике число посещений к педиатру развития постоянно увеличивается (за период с 2012 по 2014 гг. темп прироста составил 14,7%). В структуре этих посещений 40,3% приходится на первичные; 38,2% - на консультативные; 21,5% - на посещения, во время которых проводились индивидуальные или групповые занятия с детьми.

При утверждении индивидуальной программы абилитации в каждом конкретном случае учитывается, в первую очередь, характер патологии ребенка и степень выраженности ограничений его жизнедеятельности. За 2012-2014 г среди обратившихся в отделение детей были выявлены следующие нарушения развития. У 25,3% имела место неврологическая патология, включая перинатальную энцефалопатию, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психомоторного развития, детский церебральный паралич, эпилепсию, синдром Дауна и органическое поражение нервной системы. У каждого пятого ребенка имелась соматическая патология (19%). У каждого десятого пациента (12,6%) была выявлена ортопедическая патология (косолапость, плоскостопие, нарушение осанки, кривошея). У 6,6% детей выявлена патология зрительного аппарата, в том числе ограничение полей зрения, астигматизм, атрофия зрительных нервов, врожденные аномалии глаз. В меньшем проценте случаев выявлялись другие заболевания. Каждый третий ребенок был соматически здоров (целью их посещений была подготовка к детскому саду, а также в эту группу входили дети с задержкой речевого развития).

В отделении абилитации были уточнены диагнозы направления и установлено следующее. У почти половины наблюдавшихся детей имела место задержка речевого развития, у трети детей выявлен синдром двигательных нарушений, у каждого пятого ребенка имелось два и более заболеваний. Педиатр развития выявил следующие функциональные нарушения. Наиболее частым является несоответствие возрастной норме по навыкам мелкой моторики, что имело место у 76% находившихся под наблюдением детей. Более чем в трети случаев отмечалось наличие трудностей с установлением контактов (36,3%) и отставание в игровых навыках (36,1%).

Известно, что уровень развития ребенка во многом определяется уровнем его контакта (взаимодействия) с родителями (в первую очередь, матерями). Проведенный анализ результатов тестирования по специальным методикам показал, что полное взаимопонимание и взаимодействие имело место только чуть более чем в половине случаев (55,2%). В остальных же, уровень этого взаимодействия отличался от оптимального (в сторону либо чрезмерной опеки, либо недостаточного внимания к ребенку), в т.ч. в каждом десятом случае поведение матерей по отношению к ребенку можно охарактеризовать как «холодное».

В ходе исследования была дана характеристика поведенческого фактора у детей. Доля гиперактивных детей составила 36%. Каждый третий ребенок (30%) был пассивен.

В работе был проведен хронометраж рабочего времени педиатра развития. Рабочее время специалистов отделения распределяется на ведение практической работы с семьями и детьми и организационно-методическую деятельность. Практическая работа с семьями и детьми предполагает проведение консультаций, первичных приемов, индивидуальных и групповых занятий. Общая длительность приема педиатра составила 2417 минут. Согласно существующим нормативам количество времени на одного специалиста, работающего на полную ставку, не должно превышать 20 часов в неделю. Сопоставление нормативной и реальной длительности приема показало, что в среднем врач «перерабатывает» 17 минут.

33,3% общей продолжительности приема составляет время консультаций (804 минуты), время индивидуальных и групповых занятий - 1613 минут (66,7%). Длительность последних отличалась в разных группах детей. Наиболее длительными были занятия в группе детей по подготовке к детскому саду (в среднем 60,6 минут). Среди детей с наличием различных патологических состояний продолжительность занятий была максимальной у детей с наличием двух и более заболеваний (в среднем 50,3 мин.) и с синдромом двигательных нарушений (49,9 мин.). Далее по продолжительности занятий следуют дети с синдромом дефицита внимания (46,3 мин.) и задержкой речевого развития (42,9 мин.).

Анкетирование родителей (которое проводилось не только в базовой, но и в других детских поликлиниках, не имеющих отделений абилитации) показало, что их информированность в вопросах абилитации находится на недостаточном уровне. Треть опрошенных не знала, что обозначает термин «абилитационная помощь» (33,3%). В отделении абилитации получали помощь всего 7,6% детей. Нельзя не отметить также, что значительная часть (64,2%) опрошенных родителей прибегала к платным услугам для проведения реабилитации детей. В частности, на это указали все родители детей с диагнозом аутизма и около половины – с диагнозами детского церебрального паралича, синдромом Дауна, задержкой психического развития.

Критериями эффективности работы абилитационного отделения являются улучшение двигательных навыков, совершенствование крупной и мелкой моторики, профилактика вторичных осложнений (контрактуры, скелетные деформации), повышение двигательной активности, стремление к действиям, появление мотивации, улучшение эмоционального фона, улучшение взаимодействия «Мать – Дитя», улучшение коммуникативных навыков, улучшение психологической обстановки в семье. Результаты работы отделения абилитации подтверждают эффективность данной организационной формы. Комплексный подход специалистов отделения позволяет добиться улучшения состояния у 98% детей. Ухудшение в состоянии (0,8%) отмечалось у детей, имеющих прогрессирующие заболевания (тяжелое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, множественные нарушения) и вызвано течением болезни. Отсутствие динамики (1,2%) наблюдалось в случае нерегулярного посещения занятий на отделении. Данные случаи относятся к семьям с выраженными социальными проблемами.

Таким образом, в условиях перехода на новые критерии живорожденности и увеличения числа детей, родившихся с глубокой степенью недоношенности, очевидна необходимость широкого развития в системе детского здравоохранения различных организационных структур, ориентированных на раннее выявление не только органических, но и функциональных нарушений, а также их своевременную коррекцию.Программа раннего вмешательства, включающая комплекс абилитационных мероприятий, может быть успешно проведена в условиях отделения абилитации детской поликлиники. Для повышения абилитационной информированности родителей следует размещать информацию об отделении абилитации в дошкольных образовательных учреждениях, Школах здоровья, женских консультациях. Необходимо организовать и включить в систему абилитационной помощи психолого-патронажную службу с беременными женщинами из групп медицинского и социального риска. Начиная с родильного дома, необходимо своевременно оказывать психолого-медицинскую помощь семье при рождении ребенка с нарушениями в развитии. Необходимо издание соответствующих санитарно-просветительных материалов для родителей и методических материалов для педиатров, освещающих различные аспекты абилитации детей.

Полученные нами данные, касающиеся результата хронометражных исследований, могут быть использованы при планировании и организации работы аналогичных отделений абилитации.

Список использованной литературы.

1. Агапитова, С.Ю. Ежегодный доклад за 2015 год /С.Ю. Агапитова. - СПб., 2016. – 400С.

2. Здравоохранение в России / Федеральная служба государственной статистики. – 2015.

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/main/rosstat/ru/statistics/publicaitions/catalog/doc1139919134734.