IX Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2017
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЛОСТИ РТА У ШКОЛЬНИКОВ Г. ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА.
Азизов М.Н., Демидова Е.Н., Васильев В.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Согласно современным представлениям важную роль в этиологии и патогенезе кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта играет инфекционный фактор.

Одним из важнейших критериев состояния органов полости рта является уровень гигиены полости рта (ГПР).

В качестве основного показателя уровня ГПР используется определение приобретенных зубных отложений.

Цели.

Выяснить осведомленность школьников о средствах гигиены полости рта, о правильности и регулярности проведения личной ГПР.

Определить уровень гигиены полости рта школьников.

Определить взаимосвязь между информированностью и объективным гигиеническим состоянием полости рта обследуемых школьников.

Материалы и методы.

С целью оценки информированности школьников по вопросам ГПР проведено анкетирование школьников г. Великого Новгорода.

Перед проведением исследования была разработана анкета, включающая 15 вопросов по гигиене полости рта.

Перед проведением исследования была разработана анкета, включающая 15 вопросов по гигиене полости рта.

Анкета:

1) Как часто Вы чистите зубы?

а) чистка утром;

б) утром и вечером;

в) чищу редко;

г) не чищу.

2) Сколько времени Вы тратите на чистку зубов?

а) меньше минуты;

б) 1-2 мин;

в) 3 мин и более.

3)У вас есть зубы, которые Вас беспокоят?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

4) Вас беспокоит кровоточивость дёсен во время чистки зубов?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5) Зубными пастами каких фирм Вы пользуетесь?

а) Новый жемчуг;

б) Сolgate;

в) Splat;

г) Blend-a-med;

д) какие другие (написать) ………………………………………..;

е) не пользуюсь.

6) Выполняет ли паста свою функцию (отбеливания, противокариозное действие, лечебное действие и т.д.):

а) да;

б) нет.

7) Используете ли Вы дополнительные средства гигиены полости рта?

а) не использую;

б) ополаскиватель;

в) зубная нить;

г) жевательная резинка;

д) все выше перечисленное.

8) Если используете ополаскиватели для полости рта, то какие:

а) Асепта;

б) Лесной бальзам;

в) Listerine;

г) Colgate

д) какие другие (написать)……………………………………..

9) Как часто вы меняете зубную щетку?

а) раз в 3 месяца;

б) раз в полгода;

в) раз в год;

г) свой вариант ответа ………………………………………………

10) Как часто Вы пропускаете чистку зубов (утреннюю или вечернюю)?

а) никогда;

б) иногда(1-2 раза в неделю);

в) очень редко.

11) Как Вы компенсируете этот пропуск?

а) ополаскиватель/жевательная резинка/зубная нить;

б) чисткой зубов в течение дня;

в) никак.

12) Вы довольны состоянием вашей полости рта?

а) да;

б) нет;

в) стараюсь улучшить;

13) Обращаетесь ли вы к стоматологу по поводу гигиены полости рта (запах изо рта, удаление зубных отложений и т.д)?

а) да;

б) нет.

14) Вы следуете рекомендациям стоматолога по улучшению гигиены полости рта?

а) всегда;

б) иногда;

в) нет;

г) рекомендаций не получал (а).

15) Из каких источников Вы получаете информацию о средствах гигиены полости рта?

а) от врачей-стоматологов;

б) СМИ;

в) от близкого окружения.

Однако наиболее значима и информативна объективная оценка гигиенического состояния полости рта, которая проводится с использованием гигиенических индексов.

Наиболее простым критерием оценки уровня ГПР является подсчет поверхности зуба, покрытой зубным налетом, выраженный в цифрах.

Оценка гигиенического состояния полости рта была проведена с использованием ГИ Ю.Ф. Федорова - В.В. Володкиной (1971) как наиболее простого и доступного при массовых обследованиях детей, а также (для сравнения) индекса эффективности гигиены(Podshadley,Haley,1968) как наиболее информативного.

Для окрашивания зубных отложений использовался раствор Люголя в модификации Писарева (йод-йодисто-калиевый раствор).

Для определения ГИ Ю.Ф. Федорова - В.В. Володкиной проводилось обследование вестибулярной поверхности шести нижних фронтальных зубов. После окрашивания визуально оценивалось наличие зубного налета.

Количественная оценка проводилась по пяти бальной системе.

Коды и критерии оценки:

1 балл – зубной налет не выявлен (отсутствие окрашивания);

2 балла – окрашивание 1/4поверхности коронки зуба;

3 балла – окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба;

4 балла – окрашивание 3/4 поверхности коронки зуба;

5 баллов – окрашивание всей поверхности коронки зуба;

Оценка индекса в авторском варианте отображена в таблице №1.

Таблица №1

Интерпретация индекса:

Значение индекса

Уровень гигиены

1,1 –1,4 балла

хороший (оптимальный)

1,5 –1,8 балла

удовлетворительный

1,9 – 2,5 балла

неудовлетворительный

2,6 – 3,8 балла

плохой

3,9 – 5,0 балла

очень плохой

Для определения индекса PHP проводилось обследование вестибулярных поверхностей 4.6, 1.1, 2.6, 3.1 зубов и оральных (язычных) поверхностей 3.6 и 4.6 зубов.

Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов:

16, 26, 11, 31— вестибулярные поверхности;

36, 46 — язычные поверхности.

Для количественной оценки зубного налета поверхность каждого зуба делится на 5 участков (рис. 1).

рис.1

1 – медиальный;

2 – дистальный;

3 - срединно-окклюзионный;

4 – центральный;

5 - срединно-пришеечный.

Коды и критерии оценки зубного налета:

О — отсутствие окрашивания;

1 — выявлено окрашивание.

Расчет индекса PHP:

сумма кодов индексных зубов

PHP = ____________________________ =

количество обследованных зубов

Оценка индекса в авторском варианте отображена в таблице №2.

Таблица №2

Интерпретация индекса:

Значения индексов

Эффективность гигиены

0

Отличная

0,1 – 0,6

Хорошая

0,7 – 1,6

удовлетворительная

Более 1,7

неудовлетворительная

При обследовании расчет индексов нами проводился с использованием следующей таблицы для каждого обследуемого:

ФМИ, возраст (полных лет), класс

ГИ (гигиенический индекс по Ю.А. Федорову – В.В.Володкиной

PHP

 
           

...

1.6 1.1

…. ….

2.6

….

4.6

….

3.1 3.6

…. ….

 

Расчет ГИ:

Расчет индекса PHP:

Результатыанкетирования.

Обследовано 60 школьников общеобразовательных школ Великого Новгорода.

Все дети при чистке зубов пользуются зубной щеткой и зубными пастами.

1) Как часто Вы чистите зубы?

а) чистка утром; 23%

б) утром и вечером; 66%

в) чищу редко; 1,6%

г) не чищу.

2) Сколько времени Вы тратите на чистку зубов?

а) меньше минуты; 11%

б) 1-2 мин; 60%

в) 3 мин и более. 21,7%

3)У вас есть зубы, которые Вас беспокоят?

а) да; 13,3%

б) нет; 63,3%

в) затрудняюсь ответить. 10%

4) Вас беспокоит кровоточивость дёсен во время чистки зубов?

а) да; 10%

б) нет; 58,3%

в) иногда. 16,6%

5) Зубными пастами каких фирм Вы пользуетесь?

а) Новый жемчуг; 15%

б) Сolgate; 68,3%

в) Splat; 20%

г) Blend-a-med; 35%

д) какие другие 5%

е) не пользуюсь.

6) Выполняет ли паста свою функцию (отбеливания, противокариозное действие, лечебное действие и т.д.):

а) да; 53,3%

б) нет. 35%

7) Используете ли Вы дополнительные средства гигиены полости рта?

а) не использую; 15%

б) ополаскиватель; 43,3%

в) зубная нить; 5%

г) жевательная резинка; 46,7%

д) все выше перечисленное. 1,6%

8) Если используете ополаскиватели для полости рта, то какие:

а) Асепта;

б) Лесной бальзам; 20,3%

в) Listerine; 13,3%

г) Colgate 16,6%

д) какие другие 1,6.%

9) Как часто вы меняете зубную щетку?

а) раз в 3 месяца; 53%

б) раз в полгода; 20%

в) раз в год; 1,7%

г) свой вариант ответа 8,4%

10) Как часто Вы пропускаете чистку зубов (утреннюю или вечернюю)?

а) никогда; 25%

б) иногда(1-2 раза в неделю); 28%

в) очень редко. 25%

11) Как Вы компенсируете этот пропуск?

а) ополаскиватель/жевательная резинка/зубная нить; 31,7%

б) чисткой зубов в течение дня; 18,3%

в) никак. 26,6%

12) Вы довольны состоянием вашей полости рта?

а) да; 50%

б) нет; 30%

в) стараюсь улучшить;

13) Обращаетесь ли вы к стоматологу по поводу гигиены полости рта (запах изо рта, удаление зубных отложений и т.д)?

а) да; 11,7%

б) нет. 70%

14) Вы следуете рекомендациям стоматолога по улучшению гигиены полости рта?

а) всегда; 11,7%

б) иногда; 31,7%

в) нет; 5%

г) рекомендаций не получал (а). 33,3%

15) Из каких источников Вы получаете информацию о средствах гигиены полости рта?

а) от врачей-стоматологов; 33%

б) СМИ; 25%

в) от близкого окружения. 32%

Результатыобследования гигиенического состояния полости рта школьников.

Уровень ГПР школьников по ГИ Ю.Ф. Федорова-В.В. Володкиной и PHP отображен в таблице:

Возраст, пол и уровень ГПР у школьников Великого Новгорода

Возраст:

число полных лет

Пол

Уровень ГПР

ГИ Ю.Ф. Федорова-В.В. Володкиной

PHP

девочки

13

16

Хор. – 3

Удовл. – 5

Неуд. – 3

Плохой – 5

Оч. пл. – 0

Отлич. - 0

Хор. – 9

Удовл. –7

Неуд. – 0

 

мальчики

 

13

16

Хор. –1

Удовл. –0

Неуд. –8

Плохой –6

Оч. пл. –1

Отлич. -0

Хор. –3

Удовл. –11

Неуд. –2

Всего

32

Хор. –4

Удовл. –5

Неуд. –11

Плохой –11

Оч. пл. –1

Отлич. -0

Хор. –12

Удовл. –18

Неуд. –2

Анализ результатов обследования гигиенического состояния полости рта школьников.

При изучении гигиенического состояния полости рта у школьников по показателю ГИ Федорова-Володкиной выявлены следующие группы (из 16 обследованных):

• с хорошим гигиеническом состоянием – 4 (12.5%);

• удовлетворительным – 5 (15.6%);

• неудовлетворительным – 11 (34.4%);

• плохим – 11 (34.4%);

• очень плохим – 1 (3.1%)

А вот результаты по индексу PHP (Podshadley,Haby,1968) дали следующие результаты эффективности гигиены полости рта:

  • отличный – 0

  • хороший – 12 (37.5%);

  • удовлетворительный – 18 (56.3%);

  • неудовлетворительный – 2 (6,25%);

Более низкий уровень по ГИ Федорова-Володкиной можно объяснить использование неправильной методики чистки зубов: больше внимания уделялось очистке боковых зубов.

Однако результаты оценки гигиенических индексов свидетельствуют о неудовлетворительном гигиеническом состоянии обследуемых школьников. Конечно, нужно принять во внимание, что это дети подросткового возраста: как известно, в этот сложный период развития дети меньше уделяют внимания ГПР.

Выводы.

1. У школьников г. Великого Новгорода в возрасте 13 лет отмечается неудовлетворительный гигиенический уровень полости рта.

2. Школьники получают информацию о необходимости чистки зубов в основном от родителей. Однако многие чистят зубы нерегулярно, или один раз в день.

3. Исходя из результатов анкетирования теоретическая осведомленность опрошенных неплохая, но на практике эти знания применяется в недостаточной степени.

4. Несмотря на то, что дети соблюдают личную гигиену полости рта, но многие делают это неправильно.

5. Больше внимания необходимо уделять пропаганде гигиенических знаний в организованных детских коллективах с акцентом на демонстрацию методов чистки зубов.