ОБРЯДОВАЯ КУКЛА В ИННОВАЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРЯДОВАЯ КУКЛА В ИННОВАЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Назарова И.С. 1
1Самарский Государственный институт культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возрастание роли национального и этнического самосознания в современном обществе, повышение внимания к традициям своего народа привели к актуализации такого феномена как традиционная обрядовая кукла. Данный предмет призван обеспечивать преемственность поколений, концентрировать в себе культурный опыт народа, национальные особенности. Он может также выступать средством межкультурного диалога.

Интерес к кукле как образу-символу человека характерен уже для цивилизации Древнего Мира, что нашло отражение в мифах о создании человека и древней мелкой пластике. Кукла-марионетка – древнейшая модель человека. Многие философы любили наблюдать за игрой этих кукол [2,с.113]. В современном мире также работает большое количество исследователей, которые занимаются изучением обрядовых кукол. Среди них Т.И. Ведерникова, Галина и Мария Дайн, Т.Е. Карпова, А.А. Клопыжникова, С. Комарова, И.Н. Котова, М.А. Мишина, И.А. Морозов.

Галина и Мария Дайн подробно описывают куклу в книге «Русская тряпичная кукла». Они подробно рассматривают структуру куклы, методы её изготовления и обрядовую символику.

С. Комарова и М. Катушкина в культурологическом очерке «Кукольные люди» рассматривают народную куклу как особый инструмент выстраивания отношений человека с окружающим миром и с социумом.

И.Н. Котова написала труд «Русские обряды и традиции. Народная кукла», где подробно описаны не только обряды, в которых использовались специальные куклы, но и представлены схемы изготовления таких куколок с пошаговыми иллюстрациями.

И.А. Морозов в своём исследовании «Феномен куклы в традиционной и современной культуре» рассматривает обрядовую куклу как атрибут, сопутствующий всем обрядам русского народа, при этом выполняющий разные функции: отпугивания, оберега, замещения, управления, манипуляции, общения, сообщения.

Такой интерес у исследователей обрядовая кукла вызывает не случайно. Её значение очень велико. Она несёт в себе глубокие смыслы мировоззрения, характера и сознания какой-либо этнической группы.

У русских обрядовые куколки и чучела встречаются во всех обрядах «переходного» типа: на Рождество и святки, на масленицу, на Средокрестье, Пасху, Троицу, Ивана Купала, на праздники, связанные с началом и окончанием выпаса скота, сева или жатвы, на крестинах, свадьбе, похоронах.

Рукотворная кукла служила для предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, можно заметить, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении русской тряпичной куклы не было случайностей - во всём усматривался определённый смысл [1,с.8]. Даже, когда мастерица собиралась садиться за работу, необходимо было учитывать ряд условий. Нельзя делать обрядовую куклу в воскресение, по праздникам. Также приходилось обходиться без ножниц.

В русской традиционной культуре бытовало великое множество обрядовых кукол. Например, с таким важным для жизни людей видом работы как земледелие был связан обряд с использованием куклы Крупенички, который символизировал трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаённого мешочка, сшитого в виде куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбережённые силы кормилицы земли. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. А зимой в святочные вечера повсеместно бытовало ряженье. Крестьяне верили, что во время ряженья, одевания масок, в человека вселялась нечистая сила, от которой очищались купанием в проруби 19 января. Чтобы при омовении злые силы не вселились в кого-то другого, делали куклу-заместителя – Крестец. Зимой, когда женщины садились за рукоделие, они делали куклу Десятиручку. На каждую её руку загадывалось, дело, в котором хозяйка должна преуспеть. Таким образом, обрядовая кукла является хранительницей, целительницей, защитницей, олицетворением предков. Она служит скреплению и сохранению союзов, а также имеет множество других воплощений, но, не смотря на их разнообразие и неоднородность, цель обрядовых кукол одна – сопровождать человека с рождения и до самой смерти, чтобы помогать справляться с различными трудностями и защищать от всех злых сил.

Однако обрядовые куклы дошли до нашего времени в очень небольшом количестве и, чаще всего, созданы по описанию старожилов. Обрядовая кукла является центральным объектом данного исследования. Многие народы, заселяющие нашу планету, имеют в истории своей культуры связь с данным ритуальным предметом. Но, прежде чем начинать работать с обрядовой куклой, необходимо разобраться в терминологии данного понятия.

Слово «обряд» многими исследователями трактуется по-разному. Д.Н. Ушаков даёт в своём толковом словаре следующее определение: «обряд - это ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера» [4,с.436].

Кукла - предмет многофункциональный, наполненный многими смыслами, а словари и энциклопедии, как правило, дают два основных толкования слова «кукла»: 1. детская игрушка в виде фигурки человека; 2. фигура человека или животного в специальных театральных представлениях [3,с.109].

Культурной практикой принято называть некоторый способ действия, которой передается через научение, поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей.

Обрядовая кукла является уникальным предметом, обладающим привлекательностью для его исследования и использования во многих культурных практиках. Одним из таких исследователей выступает музей. К обрядовым куклам неоднократно обращались музеи всего мира в своей выставочной деятельности. Вот примеры некоторых из них.

Музей немецкой игрушки в Зоннеберге, родине немецких народных кукольных промыслов. Ныне его коллекция насчитывает свыше 100 000 экспонатов, включая около 70 000 кукол из 58 стран мира. Среди них редчайшие ценности – египетские и античные куклы, одна из богатейших коллекций тюрингских фарфоровых кукол и кукол Кете Крузе [5].

Тбилисский музей кукол им. Тинатин Туманишвили. создан на основе коллекции известной покровительницы тбилисских художников, скульпторов, артистов Тинатин Туманишвили. В экспозиции представлены, как грузинские народные и обрядовые куклы, так и редкие куклы из многих стран мира, в том числе 24 механические куклы 19 в.-20 в. (Великобритания, Германия, Италия, Польша, Россия, США, Япония и др.). Раздел грузинских обрядовых кукол богат разнообразными фигурами: согласно легендам, они способны были распоряжаться силами природы, посылали крестьянам урожай, дождь, солнце ("Дождевая Гуга", "Гонджа", "Ламария"), а насморочные куклы избавляли хозяина от насморка и заразных болезней [5].

Музей – усадьба «Берегиня» включает в себя собрание кукол России и других стран (с.Козлово, Калужская обл.). Коллекция музея, насчитывает более 2000 экспонатов, состоит из нескольких разделов. Обрядовые, потешные куклы, куклы народных художественных промыслов, этнографические куклы в национальных костюмах народов России и 40 стран мира [5].

Перечисленные примеры использования обрядовых кукол в культурных практиках музея говорит о высоком уровне заинтересованности народов в истории своего этноса. Однако подобная деятельность распространена не повсеместно и причины тому могут быть разные.

К сожалению, в России сохранилось не так много искомых обрядовых кукол, большинство образцов, которыми пестрит интернет являются авторскими выдумками мастеров-кукольников. На данный момент актуальная проблема репрезентации народной обрядовой куклы, которая утратила свои обрядовые функции и стала презентоваться по большей части как атрибут игровой культуры детства. Именно поэтому мы считаем необходимым, на основе изученных культурных практик репрезентации музеев мира, реализовать проект международной интерактивной выставки «Кукла в обрядовых традициях народов мира».

Данная выставка имеет своей целью приобщение населения к обрядовой культуре народов мира посредством инновационных музейных практик.

Задачи выставки:

- восстановление и сохранение традиционных технологий, приемов изготовления обрядовой куклы;

- содействие профессиональному общению мастеров-кукольников;

- воспитание толерантности и вызов интереса к всемирному культурному наследию.

Аудитория проекта может включать в себя разные возрастные и социальные слои населения. Предлагаемая выставка может проводиться на площадке какого-либо музея.

Выставочное пространство делится на зоны по этническим группам, обрядовые куклы которых предполагается демонстрировать. Они оформляются в соответствии с особенностями культуры того или иного этноса. На каждой зоне работает специалист, одетый в национальный костюм, который знакомит посетителей с историей куклы и техникой ее изготовления, а также с проводимыми с их помощью обрядами. Рядом с каждой экспозицией должны быть расставлены мультимедийные мониторы, демонстрирующие видео с обрядовым действием. По центру зала размещается зона мастер-классов. Мастера учат посетителей создавать некоторые из показанных ранее кукол.

Также специалисты могут показывать театрализованную постановку того или иного обряда с использование народной куклы. Также возможно проведение веберов, в ходе которых в режиме онлайн из одной из стран участниц выставки транслируется обрядовое действие. Данная выставка посещается группами от 5 до 15 человек по предварительной заявке.

На сайте музея может также действовать виртуальная экскурсия с использованием анимации, интерактивного плана экспозиции, трехмерной графикой, что позволит сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея.

Проект имеет социальную значимость, т.к. предназначен для разной возрастной категории людей: знакомит детей с культурой наших предков, развивает мелкую моторику рук, познавательные процессы, стимулирует творческую активность, развивает кругозор; занятия куклой людей старшего возраста помогают заполнить жизненное пространство положительными эмоциями, новыми знакомствами.

Список использованной литературы

Литература

  1. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова. – Санкт-Петербург: Паритет, 2006 – 240 с.

  2. Мальцева, Т.Г. Кукла как образно-символическая форма в современной визуальной культуре [Текст] / Т.Г. Мальцева // Гуманитарные и социальные науки. Философия. – 2011. №6. 113-121 с.

  3. Мишина, М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2009. №4. 109-115 с.

  4. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. - 1935-1940.

Электронные ресурсы

  1. Музей кукол всего мира [Электронный ресурс] // - URL: http://vmirekykol.blogspot.ru. – Режим доступа: http://vmirekykol.blogspot.ru/2012/04/blog-post.html?m=1/ (дата обращения: 30.09.2016)

Просмотров работы: 447