РАЗНООБРАЗИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗНООБРАЗИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследование эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Эмоции всегда возникают помимо нашего желания, но под пониманием управлять эмоциями, обычно говорят «скрыть» их. Управлять эмоциями человеку просто необходимо, а для того, чтобы управлять ими, нужно знать о них намного больше. Очень часто неумение выразить свои эмоции мешает человеку вести себя конструктивно по отношению к другим людям.

В процессе эволюции изучением эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард, Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др.

Существенный вклад в изучение эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту проблему с позиции психологии дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Он полагал не менее важным рассмотреть взаимоотношения, которые связывают эмоции и когнитивные процессы и поведение.

Следует отметить, что К.Е. Изард выделил основные, «фундаментальные» эмоции:

  • Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

  • Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

  • Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

  • Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

  • Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.п.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

  • Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностным взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядов и поведением объекта чувства.

  • Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

  • Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представление о подобающем поведении и внешнем облике [1].

Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге предложили теорию, которая объясняет функционирование и происхождение эмоций их телесной связью с органическими процессами.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Немаловажная роль в изучении эмоций сделал отечественный физиолог П.В. Симонов. Он разработал потребностно - информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий [2].

В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особые психологические явления человека, которые связаны с инстинктами, мотивами и потребностями. Они закрепились в процессе эволюции как способ поддержания жизни, являясь одним из механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.Занимая определенное социальное положение, человек проявляет себя, свои индивидуальные психические качества во взаимодействии с окружающими своеобразно. Именно благодаря своим психическим качествам каждый человек должен отличаться от любого другого своими мыслями, поступками, действиями, отношениями, взглядами и т.д.

Однако нахождение людей в социальной среде несколько нивелирует их, не способствует индивидуальному развитию за счет таких факторов, как единство общественных (моральных, правовых и других) требований, стереотипность воздействий и др. Особенно отчетливо просматривается стирание индивидуальных проявлений психики в образовании, когда учебный процесс строится по единым учебным программам, когда используется традиционный подход к организации занятий, далекий от развивающей направленности, когда не находит места индивидуальный подход к студентам, когда преподаватели не владеют информацией об индивидуальном уровне развития психических сфер каждого студента и т.д.

Все это позволяет, с одной стороны, отметить необходимость обращения специального внимания на индивидуальность студента как одну из важнейших целей высшего образования. С другой стороны, следует признать, что в современной практике вузов еще не сложилась тенденция, взгляд на реформирование содержания и процесса профессиональной подготовки с точки зрения формирования индивидуальности будущего специалиста [5, c.281].

Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств у молодежи является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» [6, c.217].

Эмоциональная сфера молодежи очень разнообразна и характеризуется:

  • Многообразием переживаемых чувств;

  • Устойчивостью эмоций и чувств;

  • Способностью откликаться на чувства других людей, то есть сопереживание;

  • Способностью замечать «прекрасное» в окружающей среде;

  • Глубиной дружбы;

  • Проявлением чувства любви.

В большинстве случаев возникающее чувство первой любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления [7, c.139].

При исследовании эмоциональной сферы у молодежи в клинической практике главное значение придается беседе и наблюдению за эмоциональными реакциями пациента, а также анализу поведения больного, о котором могут сообщить врачу его родственники или сослуживцы по работе.

Обращают внимание на выражение лица и мимику, позу и пантомимику, особенности речи. К объективным признакам эндогенной депрессии, кроме поведенческих особенностей, можно отнести наличие тахикардии, мидриаза, спастических запоров, нарушений менструаций, сухости во рту и иных вегетативных сдвигов.

Психиатрами описан ряд специфических симптомов — внешних признаков депрессии: «фигура омеги» (складка между бровей, похожая на греческую букву «омега»), признак Верагута (нависание наружных половин верхних век) и другие. Иногда можно обнаружить на коже рубцы — следы бывших попыток к самоубийству (в области шеи, сердца или локтевых вен).

По поводу основного настроения задают пациенту вопрос, каково оно, хорошее — плохое, нет ли тоски, страха или тревоги. Если ответ неопределенный, то дополнительно спрашивают, не изменилось ли настроение и какое оно было раньше. Обращают внимание на суточные и сезонные колебания основного фона настроения (заметные ухудшения в утренние часы или вечером, в осенне-весенние сезоны года чаще характеризует периодическую эндогенную депрессию). Большое значение имеет выявление отсутствия или слабости эмоциональной реакции на эмоциогенные стимулы (апатия). При исследовании аффективных реакций следует иметь в виду, что они не всегда соответствуют основному фону настроения. Так, например, на фоне веселого настроения можно наблюдать и реакцию злобности.

В условиях психологической лаборатории для исследования степени эмоциональной возбудимости часто используются методики регистрации кожно-гальванического рефлекса, электроэнцефалограммы, пульса, артериального давления и других физиологических, а также биохимических параметров при различных эмоциогенных нагрузках. Определенная независимость от воли возникновения вегетативных реакций при эмоциогенных стимулах легла в основу создания «детекторов лжи», т.е. специальных приборов (полиграф), которые регистрируют различные телесные проявления эмоций. Полиграфические методы исследования приобрели большую распространенность в различных психофизиологических исследованиях [4].

Сущность эмоций раскрывается по средствам их эмоционального значения. С помощью них, человек способен производить оценку значимости ситуации, а из оценки происходящего обычно следует немедленное побуждение. С помощью эмоций человек способен общаться с другими людьми, например, мимика. Эмоции могут выражаться с помощью эмоционального тона ощущений, воспринимающиеся одновременно, которые сливаются в более общие переживания.

Мир эмоций молодежи очень многообразен. Тонкость выражения чувств нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражаются и имеют однозначный смысл. У каждого человека по-разному выражаются эмоции. Так же, существуют оттенки эмоций, которые не всегда можно распознать. Я думаю, чем лучше человек распознает эмоции, тем проще ему понять другого человека.

Можно прийти к такому выводу, что эмоции – это психологические реакции человека на плохое или хорошее, свойственные каждому из нас. Эмоции обеспечивают нам способность, переживая и поддержания жизни. Эмоции – это часть нашей психологической деятельности.

Литература

  1. Вербина, Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие/ Г.Г. Вербина, Чуваш. - Чебоксары, 2008. - 308 с.

  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - Питер, 2016. - 583 с.

  3. Кон, И.С. Психология юношеского возраста/ И.С. Кон - М., 1998. – 240с.

  4. Психические процессы. Эмоциональная регуляция деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/articles/proc/proc27.html - Загл. с экрана.

  5. Ремшилдт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности/Х. Ремшилдт. - М., 1994. - 317 с.

  6. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию/ П.И. Сидоров, А.В.Парников. - М., 2000. - 381с.

  7. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк)/ П.М. Якобсон. - М., 1966.- 360с.

Просмотров работы: 627