ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ НА РОДНОМ БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ НА РОДНОМ БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ

Ниязгулова А.И. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Республика Башкортостан по своей многонациональности представляет один из уникальных регионов нашей страны. Здесь проживают представители более 100 национальностей. Последнее десятилетие для нашей республики является особым периодом: смена одного государственного строя другим, которая повлекла за собой переустройство многих сфер жизни, поэтому важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни происходят в условиях многонациональности.

Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Именно поэтому проблема обучения детей на родном языке является в настоящее время одной из актуальнейших. В системе башкирского национального образования существует проблема организации национального обучения и воспитания учащихся башкирской национальности .

У многих возникает вопрос, нужно ли в нынешних условиях обучение детей на родном языке? Мы говорим не только желательно, но нужно. В этой связи дилемма обучения математике на родных языках в национальной школе актуальна не только с точки зрения выбора методологических подходов к обучению и с точки зрения образовательных технологий в современных условиях. Он в полной мере учтен в Законе Об образовании Республики Башкортостан № 696-з статья 6 пункт 3 от 1 июля 2013 года «Граждане Российской Федерации в Республике Башкортостан имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Так же не запрещают обучение на родном башкирском языке новые федеральные государственные стандарты, в частности, Министерство образования и науки РФ разработало несколько вариантов учебных планов, в том числе есть специальный план для школ с обучением на родном языке. Как видим, нам никто не препятствует в этом вопросе. Но в общеобразовательных учреждениях Башкортостана, ссылаясь на ЕГЭ, постепенно начали переходить на русский язык обучения даже в начальной школе. То, что школьники не реализуют свое право сдачи государственных экзаменов на родном языке, показывает, что в 5-9 классах обучение полностью идет на русском языке.

В следствии возникших проблем мной выделен ряд вопросов, требующих ответов: на каком языке лучше обучать детей начальной школы; правильно ли в средних и старших классах переходить на обучение на русском языке; нужно ли изучать все дисциплины на родном языке и т.д. Для ответа на вопросы, я привлекла непосредственно учителей начальных национальных школ в Кугарчинском районе, преподавателей средних и старших классов, работающих в школе и обучающих детей после национальной школы на русском языке.

В Кугарчинском районе семь национальных школ (соответственно 7 учителей), в которых обучение ведется на родном башкирском языке с первого по четвертый класс по всем дисциплинам. Учителя придерживались такой позиции: «Надо по всем предметам детей учить только на родном (башкирском) языке в полной школе и даже в вузе». Так же были опрошены учителя математики среднего звена Юмагузинской средней школы и Мраковской Башкирской гимназии. На вопрос «Нужно ли в среднем звене и в старших классах обучать детей на родном башкирском языке по всем дисциплинам?» из шести опрошенных учителей двое придерживались мнения, что по желанию обучающегося и родителей обучение должно быть на родном языке», остальные пятеро учителей считают, что в среднем звене необходимо постепенно переходить к обучению дисциплинам федерального компонента, в том числе математике, на русском языке, активно используя билингвизм,в 10-11 классах, одной из основных целей обучения в которых является подготовка к дальнейшему обучению в средних и высших профессиональных учебных заведениях, нужно преподавать дисциплины федерального блока на русском языке;

Естественно, что анкетированием в нашем исследовании так же были обойдены учащиеся начальных национальных классов сельских школ Кугарчинского района. Задавались следующие вопросы. 1. Нужно ли обучать школьников математике на родном башкирском языке (Почему?). 2. На каком языке вы разговариваете дома? 3. Хотели бы вы учится на русском языке? (Почему?). 4. Вызывают ли у вас трудности, когда уроки ведут не на башкирском языке? (Почему?).

Письменно на вопросы анкеты учащиеся отвечали кратко с помощью символов «+», «–», «?» (что означает, соответственно, «да», «нет, «затрудняюсь ответить»). Обосновывали же свои ответы (ответ на вопрос «почему?») устно.

Обработка анкет и результатов устной беседы с учащимися выявила интересные факты. Так, ответы учащихся ( 5 обучающихся) НОШ х.Новохвалынский башкирской национальной школы на первый вопрос ответили, что нарвится изучать математику на родном . Все обучающиеся начальной школы с.Тляумбетово разговаривают дома как на башкирском, так и на русском языке. Основная часть учащихся хотят обучаться на русском языке. Учащиеся объясняли свои ответы тем, что родной язык они знают достаточно хорошо для общения между собой; кроме того, в школах преподается родной язык и родная литература, они изучают историю, культуру, географию родного края, а русский язык им необходим при выезде за пределы родного села: для общения, продолжения обучения в техникумах и вузах. На последний вопрос дети ответили, что трудности при изучении предметов на русском языке возникают, так как ребятам сложно воспринимать определения, термины на русском языке, не все предложения понимают, когда учитель объясняет тему урока на не родном языке.

Таким образом, наше констатирующее исследование, во-первых, показывает далеко не однозначное отношение респондентов к решению языковой проблемы в обучении математике в различных учебных заведениях; во-вторых, выделяет достаточно большое число людей различных национальностей, признающих родной язык в качестве языка обучения в начальной школе, а русский язык – в качестве ведущего языка обучения в старших классах общеобразовательных школ, средних и высших образовательных учреждений; в третьих, доказывает необходимость дифференцированного подхода (точнее, специальной подготовки для работы в билингвальных национальных школах) в профессиональной подготовке учителей математики в условиях существования национальных школ.

Литература

1. Салаватова С.С. Этнокультурная составляющая обучения школьной математике: языковой аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5; Режим доступа: URL: www.science-education.ru/105-7251.2. Декларацияо правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. // http://www.ricnews.com /doc/world/humanrights/161/page 1/html/.

2. Закон РФ «Об образовании». – М.: Омега-Л, 2005.

3. Закон Республики Башкортостан об образовании. – Уфа: Официальное издание, 2013 г.

4. Проблема обучения на родном языке– Всемирный курултай башкир. http://new.kurultay

Просмотров работы: 283