Всероссийская программа компьютеризации школ дала возможность педагогам использовать новые технологии на уроках. Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Компьютер на уроках исключает монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность учащихся, стимулирует мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету, призывает изучать различные источники.
Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность. Использование компьютерных технологий позволяет в определённой степени решать следующие задачи:
- использование наглядного материала для динамичного объяснения новой темы, введения новых понятий (благодаря настройкам изображений, анимации, и др.);
- повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
- использование на уроках разнообразных форм и методов работы, с целью повышения эффективности урока;
- вовлечение учащихся в творческую детскую самодеятельность – научную, художественную, социальную.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность, познавательная деятельность. Работая над статьёй, я попыталась конкретизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
1) при изложении нового материала –визуализация знаний (демонстрационно – энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы, тренажёры, созданные на основе учебного материала);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов;
6) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).
Обучение, построенное на деятельности ученика и делающее упор на развитие его мышления, более эффективно, чем обучение, построенное на его памяти и многократном репродуктивном повторении заданий. Такое обучение позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании в целом, повышая тем самым его качество. На мой взгляд, можно выделить следующие перспективы использования средств ИКТ:
- вовлечение учащихся в коллективную творческую деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);
- использование Интернет-ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т. п.) не только педагогом, но и учащимися.
- влечение учащихся в сетевые учебные или творческие проекты (как показывает практика, наиболее эффективный способ использования средств ИКТ).
Таким образом, внедрение компьютерных технологий не только обогащает учебно-воспитательный процесс, но и способствует тому, что ученики смотрят на компьютер не как на игрушку, а видят в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.
Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания.