РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Суханов С.П. 1, Воистинова Г.Х. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирский Государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье мы затрагиваем немаловажную на данный момент проблему.

Проблема данной статьи посвящена вопросу эвристического обучения. Ее значимость заключается в том, что она полагает отказ от готовых знаний, основываясь на добыче и отыскании информации. Знания в нынешней ситуации связанной с бурным ростом научно-технического прогресса, информатизации общества, когда стремительными темпами растет объем информации, быстро стареют и все это предъявляет новые запросы и требования к личностному и профессиональному воспитанию человека. Невиданный рост количества информации требует от нынешнего человека такого набора качеств, как креативность, энергичность, инициативность, способность без колебаний и безошибочно принимать трудные решения, а это неосуществимо без надлежащих навыков творческой и самостоятельной работы. Мы полагаем, что школа обязана отреагировать на эти стремительно меняющиеся условия развитием креативных способностей учащихся и воспитанием активной и творческой личности. Набор таких качеств должна развивать в человеке не только школа.

Эвристика (от греч. Heurisko – отыскиваю) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.

Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах многих ученых, например в работах, А.В. Хуторского, М.М. Левиной и множества других. Среди работ, приуроченных к задачам становления эвристического способа обучения математике, следует особо отметить работы В.А. Крутецкого, Д.Пойа, Л.М. Фридмана, Е. Н. Турецкого. Дабы выявить сущность этого термина, необходимо принять во внимание, что сам термин "эвристический" является термином с двойным смыслом. В первую очередь, можно рассмотреть как эвристическую деятельность человека, которая приводит к разрешению трудной, необычной задачи, во-вторых, эвристическими можно считать и незаурядные приемы, которые человек сам выработал у себя в ходе решения одних задач и в той или иной мере осмысленно переносит их для решения прочих аналогичных задач. Все люди в той или иной мере используют это.

Мы предполагаем, что одним из ключевых принципов формирования эвристического мышления является оптимальное (соответствующее целям изучения и психологическим особенностям человека) развитие различных видов мыслительной и умственной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления. Мы считаем, что развитие креативного мышления у учеников в ходе изучения ими математики является одной из острых проблем, заслуживающих внимания педагогов математики в современной школе.

Ключевым способом такого развития и воспитания математических способностей учеников считаются задачи. Одна из основных причин затруднений учащихся, испытываемых ими при решении разного рода задач, заключается в том, собственно, что математические задачи, содержащиеся в основных главах школьных учебников, как правило, ограничены одной темой. К великому сожалению, в практике обучения математике решение задач чаще всего рассматривается всего-навсего как метод более или менее осознанного усвоения учащимися программного материала. Результативное и планомерное развитие математических навыков у учащихся нельзя представить без использования в учебном процессе задач на смекалку, задач-шуток, ребусов.

Эвристическая задача – наилучший метод мгновенно взбудоражить внимание и повысить учебную заинтересованность, приблизить возможность «открытия». Эвристические задачи могут быть предложены в разных вариациях, как для классной, так и для домашней работы, причем учащийся должен иметь право избрания любого варианта задания. Если учащийся имеет право выбора типа задания это положительно.

Стало быть, мы пришли к выводу, что одной из ведущих методик, которая позволяет обучающимся продемонстрировать творческую предприимчивость в ходе уроков математики, является эвристический метод. Зачастую эвристический метод выступает в практике обучения в форме, так называемой эвристической беседы или же эвристического диалога. Опыт большого количества педагогов, обширно использующих эвристический метод, обнаружил, что он влияет на связь учащихся с учебной деятельностью. Приобретя "вкус" к эвристике, ученики начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и унылую. Более важными моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия" различных «новых» методов решения задачи. Очевидно, приумножается заинтересованность учащихся к тем видам работ, в коих находят применение эвристические способы и методы. Таким образом, работа над способами и условиями осуществления творческого обучения дело существенное и важное. Отыскание новых путей активизации творческой работы учеников является одной из безотлагательных проблем современной психологии и педагогики. Методы эвристического обучения всегда будут актуальными. Примерами эвристических задач могут быть приведенные ниже задания.

Примеры эвристических задач: Это задачи разного типа, но все они эвристические.

1. В доме живут Сережа и Нина. Около дома гуляет только Нина. Где Сережа?

2. Коля считал, что пришел на футбольный матч за 15 мин до начала, но его часы отставали на 10 мин, а начало матча на 20 мин задержалось. Сколько времени ждал Коля начала матча? Эвристические задачи бывают разного рода и все они развивают.

3. У Андрея на 8 яблок больше, чем у Оли. Сколько яблок должен Андрей отдать Оле, чтобы яблок у них стало поровну? Умение нестандартно мыслить и искать «новые» пути решения.

4. Как отмерить 1 л воды, если есть кружки 5 л и 2 л?

5. Какое слово "лишнее" и почему? Что очень важно в условиях развивающегося социума.

а) лошадь, корова, волк, кошка, собака;б) молоко, масло, сало, сливки, простокваша.

6. Отыщи закономерность и более простой способ вычисления:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9.

Просмотров работы: 487