Актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем. Для того, чтобы познавательный интерес складывался в процессе жизнедеятельности человека и становился устойчивой чертой характера, необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес, используя различные педагогические средства.
Исторический материал на уроках математики, как способ развития познавательного интереса, рассматривали Г. И. Глейзер, К. А. Малыгин, И. И Чистяков и другие. По мнению Г. И. Глейзера: «Систематическое использование в школьном курсе математики элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению основных понятий математики, формированию у школьников диалектико-материалистического мировоззрения» [2].
Использование отдельных фактов из истории математики позволяет создать проблемные ситуации, действительно возникшие в математике, организация которых достигается путем постановки каких-либо задач перед учащимися, после чего желательно рассказать, как эти проблемы решались.
Например, сложное тройное правило, в прошлом часто применялось при решении задач на деление завещанного имущества между наследниками.
Рассмотрим решение одной из таких задач из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого.
Задача. Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48 000 рублей и завещал жене всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше дочери. Сколько досталось каждому из наследников?
Решение этой задачи у Магницкого изложено следующим образом:
Зри:
48 000 |
первому |
2 |
7 – 42000 |
и. |
6 000 |
второму |
2 |
||
42 000 |
третьему |
2 |
||
дочери |
1 |
|||
Всем |
детям: |
7 |
Ответ: 6000; 6000; по 12 000.
Список литературы:
Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа: учебное пособие для студентов направления "Педагогическое образование", профилей "Математика", "Математика, информатика", "Математика, физика" / Г. Х. Воистинова, М. Ю. Солощенко – Стерлитамак : Стерлитамакский фил. БашГУ, 2015. – 83 с.
Глейзер, Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей / Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.