ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И АГРОХОЛДИНГОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ И АГРОХОЛДИНГОВ

Винник В.Ю. 1
1НИУ Белгу, Юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день ситуация с сельским хозяйством на территории Российской Федерации обстоит куда лучше нежели 20 лет назад. Государство стремится всячески оказывать поддержку малому и среднему бизнесу этой отрасли.

Например, путем различного рода льгот. В соответствии с пунктом 14 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые получены от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации освобождаются от налогов в течение пяти лет (считая с года регистрации в качестве такого хозяйства) [1].

Также существует «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», принятая соответствующим Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 [2]. Она предусматривает такие инструменты оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, как предоставление субсидий и проведение закупочных и товарных интервенций. На её реализацию в период указанного срока установлены размеры бюджетных ассигнований в размере более двадцати пяти миллиардов рублей (25184229,0 тыс. рублей).

В настоящее время на территории наиболее развитых сельскохозяйственных регионов свою деятельность осуществляют агрохолдинги. В соответствии со «Словарем иностранных слов» холдингом является экономическое предприятие (акционерное общество), которое является владельцем части (либо всех) акций другого (других) предприятия и осуществляющее над ними контроль [3]. Иначе говоря, данная организационно-правовая форма предполагает масштабность и наличие огромной материальной базы. И в данном контексте представления соответствуют реальному положению вещей. Таким образом, по данным полученным аудиторско-консалтинговой компании BEFL только за 2014 год суммарная выручка двадцати семи крупнейших агрокомпаний составила чуть более 490 миллиардов рублей [4]. Помимо этого существуют компании, чья земельная собственность превышает сотни гектар земли, но их финансовые показатели не были публично раскрыты. За 2015 год выручка двадцати крупнейших агрохолдингов превысила показатель в 560 миллиардов рублей [5].

Казалось бы, почему государству и региональным правительствам не сотрудничать исключительно с большими организациям, которые имеют ресурсы, необходимые для реализации поставленных задач? Суть заключается в том, что предоставляя почти все имеющиеся ресурсы крупным корпорациям, огромный урон наносится гражданам, для которых сельское хозяйства является основным источником дохода. Тем самым нарушаются права человека в части занятия им предпринимательской деятельности. Этим обуславливается актуальность данной научной статьи и её дискуссионный потенциал.

Очень сложная ситуация возникает, когда арендодатель земельного участка выбирая между фермерским хозяйством и агрохолдингом отдает предпочтение последнему. Тем самым расширяя сферу его влияния, хотя он и без того занимает прочные позиции на рынке. В то же время лишая этого земельного участка мелкого предпринимателя ситуация может сложиться наихудшим образом в силу несопоставимости масштабов указанных форм хозяйствования. Подобные последствия неравенства могут проявляться не только в сфере земельной аренды, но и в ряде других случаев: будь то кредитование или государственный заказ.

Помимо этого, говоря о возможном доминировании крупных организаций на сельскохозяйственном рынке, именно государством, посредством закрепления соответствующих положений в законодательстве, санкционируется идея развития сельских территорий и оказание поддержки малым и средним субъектам предпринимательства.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 5 Федеральный закон от 29.12.2006 года № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" в качестве основных идей аграрной политики РФ выделятся обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве [6].

«Независимая газета», ссылаясь на Федеральную службу государственной статистики, сообщает, что сельскохозяйственных организаций в 1,6 раза: с 59,2 тыс. в 2006-м до 36,4 тыс. в 2016-м. При этом в 1,6 раза сократилось количество крестьянских (фермерских) хозяйств: с 285 тыс. в 2006-м до 174,6 тыс. в 2016-м. Причиной подобной тенденции, по мнению генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, является монополизация рынка крупными сельскохозяйственными компаниями, иначе говоря, агрохолдингам [7]. Явление такого порядка не может проходить бесследно для сельского хозяйства России. Прямыми последствиями такого укрупнения – сокращение сельского населения, безработица и нарушение монопольного законодательства. Практика демонстрирует, что это лишь вопрос времени. По сообщению агентства бизнес-информации airbeg.ru [8], 28.11.2016 года Комиссия Федеральной Антимонопольной Службы привлекла к ответственности шесть белгородских компаний (в числе которых крупный агрохолдинг) за сговор для получения финансовых преимуществ через сотрудничество с внебюджетными фондами. Общая сумма штрафа составила более одиннадцати миллионов рублей.

Таким образом, можно заметить, что первоочередной задачей крупных корпораций является извлечение прибыли. Вопрос о развитии сельских территории и увеличении уровня жизни сельских жителей в лучшем случае является второстепенным. Но целью данной научной статьи не является какое-либо очернение или сознательное уничижение подобной организационно-правовой формы. Проблема состоит в том, что погоня за прибылью в сфере сельского хозяйства ставится на первое место, что не совсем соответствует изначальной задаче агропромышленного комплекса – обеспечение потребностей населения. По мнению автора, эта проблема подлежит еще более подробному изучению для поиска возможных путей разрешения сложившейся ситуации.

Список использованной литературы

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс. Законодательство».

  2. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 19.12.2014) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" // Справочная правовая система «Консультант Плюс. Законодательство».

  3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/16454 (дата обращения 25.11.2016)

  4. Рейтинг агрокомпаний России по итогам 2014 года // Режим доступа: www.befl.ru (дата обращения 25.11.2016)

  5. Рейтинг агрохолдингов России 2015 (Топ-20) // Режим доступа: http://ma-research.ru (дата обращения 25.11.2016)

  6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс. Законодательство».

  7. А. Башкатова. Россия превращается в страну гигантских агрохолдингов // Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2016-11-14/1_6859_agro.html (дата обращения 29.11.2016)

  8. А.Саенко. Антимонопольная служба оштрафовала шесть белгородских компаний на 11 млн. рублей по делу о внебюджетных фондах // Режим доступа: http://abireg.ru/n_57583.html (дата обращения 28.11.2016)

Просмотров работы: 486