ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной статьи обусловлена требованиями, предъявляемыми к поведению учителей старших классов. Невербальное поведение, являясь важнейшим составляющим передачи эмоционального состояния, настроения человека, на практике и в теории, рассматривается лишь как один из компонентов взаимодействия ученика и учителя. Предложенная вам статья демонстрирует результаты исследования, показывающего непосредственное влияние элементов невербального поведения учителя на эмоциональное состояние старшеклассников.

В практической педагогике внимание такому важному компоненту, как невербальный язык, уделяется недостаточно. Неречевые формы установления эмоциональной связи между людьми редко находят свое место в рабочем арсенале практикующего учителя [4]. Особенно сложным считается установление благоприятных эмоциональных отношений с учениками старших классов, так как школьники в данном возрасте проходят кризисный этап взросления. Очевидно, что педагог должен быть особенно осторожен в применении того или иного элемента неязыковой речи [3]. Поэтому целесообразно разработать рекомендации по использованию невербального языка для учителей, ведущих занятия у старшеклассников. Применение результатов данного исследования на практике позволяет значительно облегчить установление благоприятной эмоциональной обстановки в классе, повысить эффективность взаимодействия между учениками и учителем, способствует развитию коммуникативных возможностей у старшеклассников. Вследствие этого ученики старших классов становятся более восприимчивыми к межличностным контактам и открывают для себя более широкие возможности для личностного развития.

Для периода школьной юности характерны: легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. В некоторых стрессовых ситуациях школьной жизни, старшеклассник может скрывать разочарование, тревогу под маской равнодушия, а может проявлять большую импульсивность в поведении, несмотря на то, что справляется со своими эмоциями лучше, чем младший школьник. Старшеклассники активно общаются со сверстниками, переживают палитру эмоций, приобретают новый чувственный опыт [2]. Это способствует расширению границ своих интересов и приобщению к нормам поведения во взрослом мире. Стремление приобщиться к взрослой жизни выражается в более доступных, чувственно воспринимаемых сторонах взрослости: манера поведения, внешний вид [1].

Таким образом, несложно выделить основные черты, характерные для эмоциональной сферы учеников старших классов: рост дифференцированности эмоциональных переживаний, увеличение способности понимания эмоций других людей, появление способности выделять экспрессивные средства от переживаний, переход реакций от импульсивности к произвольности[1].

Для того, чтобы определить воздействие некоторых элементов или комплекса элементов неязыковой речи на старшеклассников, нами было проведено исследование. Его цель: выявление зависимости между невербальным поведением учителя и эмоциональным состоянием старшеклассников. Гипотеза: мы предполагаем, что стиль невербального поведения учителя является причиной тех или иных эмоциональных состояний старшеклассников.

Конкретными методиками исследования выступили:

1) Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (по К. Изарду);

2) Карта наблюдения за невербальным поведением учителя.

Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2 г. Белгорода. В нем приняли участие учащиеся 10 «А» класса. Общее количество испытуемых составило 10 человек

Экспериментальная часть.

Экспериментальная часть нашего исследования состоит из трех уроков. Каждый из них был проведен учителем в соответствии со следующими ориентирами:

1 урок: невербальное поведение, характерное для авторитарного стиля поведения учителя. Учитель считает своих учеников объектами воздействия, не равноправными партнерами в деятельности.

2 урок: невербальное поведение, характерное для демократического стиля поведения учителя. Педагог терпелив и терпим, стремится построить отношения субъект-субъект, старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу на уроках.

3 урок: невербальное поведение, характерное для либерального стиля поведения учителя. Педагог нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не интересуясь, чем они заняты.

В течение этого времени за учителем постоянно наблюдает организатор эксперимента.

В классе находятся 10 учеников - испытуемых, учитель, наблюдатель, раздающий контрольные материалы методики и фиксирующий особенности невербального поведения учителя. На этапе подготовки к эксперименту, экспериментатор не ставил в условие учителю обязательное пользование различных характерных для стиля поведения жестов, то есть учитель, опираясь на свои знания и опыт, интуитивно использовал элементы невербального языка.

Каждый проведенный урок завершается тестированием испытуемых по методике К. Изарда «Шкала дифференциальных эмоций» для определения общего эмоционального состояния старшеклассников.

Рассмотрим результаты наблюдения за невербальным поведением учителя (таблица 1).

Таблица 1.

№ Урока

мимика

жесты

интонация

положения

1

нахмуренные брови, поджатые губы

руки сцеплены в замок, жест «указательный перст», взгляд поверх очков.

приказывающая, надменная, порицательная

дистанцирование от учеников, напряженность поз.

2

Поднятые брови, «контакт глаз» с аудиторией, одобряющая улыбка

Доминируют описательные жесты, ладони раскрыты, расположение рук, сигнализирующее об уверенности

Учитель объясняет материал с интонацией увлеченного человека, акцентирует интонацией важные моменты

Учитель активен, перемещается по классу, не нарушая интимную зону учеников, но и не «дистанцируясь»

3

Учитель расслаблен, отвлечен, брови приподняты, контакта с аудиторией нет.

Присутствуют некоторые элементы описательной жестикуляции

Монотонная, без акцентов

Учитель сидит за столом, ноги в закрытой позиции.

После проведения основной части эксперимента, нами были подсчитаны баллы в анкетах методики К. Изарда «Шкала дифференциальных эмоций» и сведены в гистаграмму, представленную ниже. Значение результата, соответствующее норме равно единице. Отклонение от нормы, то есть меньшее или большее количество баллов - ухудшение или улучшение настроения и эмоционального состояния соответственно. Номера бланков совпадают с номерами уроков, после которых была проведена методика.

Обобщив данные результаты, мы выявили усредненный портрет эмоционального состояния учащихся при использовании учителем различных невербальных элементов педагогического общения (Рис.1).

Рис.1 - Динамика изменения эмоционального состояния школьников

Исходя из значений общего эмоционального состояния учеников, мы можем сделать следующие выводы:

Урок под номером 1, проведенный в авторитарном стиле поведения, ученики восприняли негативно. Их эмоциональное состояние значительно ниже нормы (0,8 относительно нормы, равной единице).

Урок под номером 2 был проведен в демократическом стиле поведения. Общее эмоциональное состояние учеников резко повысилось по сравнению с предыдущим уроком (1,26). Причиной тому могло послужить не только благоприятное взаимодействие между учителем и аудиторией, но и контраст негативного эмоционального опыта предыдущего урока.

Урок под номером 3 был проведен в либеральном стиле поведения. На графике показано некоторое снижение эмоционального состояния в классе (1,1). Причина этому снижению - ранодушие учителя, его незаинтересованность в излагаемой теме и во взаимодействии с учениками. Несмотря на это, общее эмоциональное состояние в норме. Ученики чувствуют себя свободно на уроке, неформально вольны заниматься интересующими их делами в рамках данного урока.

Исходя из результатов исследования, мы можем судить о том, как влияет невербальное поведение учителя на эмоциональное состояние учеников старших классов. Составим перечень рекомендаций, позволяющих улучшить взаимоотношение с воспитанниками и предотвращающих совершения ошибок. Для начала рассмотрим элементы невербального поведения, усложняющие взаимодействие между учителем и учениками. Это преимущественно жесты «закрытого» типа: сцепленные в замок руки, которые могут трактоваться как «защитные», жест «указательного перста», неактивное использование описательной жестикуляции, мимика, сигнализирующая о гневе (сведенные к переносице брови, поджатые губы), угрожающая, надменная, порицательная интонация; отсутствие любого интонирования: монотонная речь без пауз и выделения смысловых частей; чрезмерное дистанцирование от учеников, взгляд в упор, взгляд поверх очков. Благоприятную эмоциональную атмосферу создает постоянный контакт с аудиторией. Педагог своим поведением показывает не только доброжелательное отношение, но и полный контроль за ходом урока. Жесты преимущественно описательные, раскрытые ладони: расположение рук, говорящее об уверенности; богатство интонационной окраски, умение выделить важные моменты паузами, повышением или понижением голоса, учитель не нарушает личной зоны ученика, и не дистанцируется, использует приемы привлечения внимания.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, было установлено непосредственное влияние неязыкового способа общения учителя на эмоциональную сферу учеников старших классов, и влияние это довольно значительное. Мельчайшая перемена в настроении учителя, будь то недовольство или радость, не останутся незамеченными учениками. А значит, невербальный язык учителя действительно можно считать причиной возникновения положительных или отрицательных эмоций у учеников.

Жесты уверенности, открытости, приподнятые брови, одобрительная улыбка и выразительное интонирование способно вызвать у учеников интерес, положительный эмоциональные опыт от урока. Особенно важны описательные жесты рук, невербальные способы привлечения внимания. Ученики чувствуют заинтересованность педагога в изучаемом материале, готовы слушать и сотрудничать. Несмотря на «открытость» позиции учителя существует объективная дистанция между учениками и учителем: педагог не вторгается в личную зону учащихся, но заинтересован в вовлеченности каждого в ход урока, руководит процессом общения.

«Закрытые» позы, положение рук в замок, дистанцирование, являются барьером во взаимопонимании учеников и учителя. Ситуацию могут усугубить невербальные элементы откровенного доминирования, превосходства, неприязни: взгляд в упор, взгляд поверх очков, угрожающая, порицательная снисходительная интонация. В целом, люди воспринимают такое поведение как агрессию, значит старшеклассники, как люди с большой эмоциональной чувствительностью, воспримут такое поведение в безоговорочно негативном ключе, что затруднит процесс обучения.

В заключение, следует ещё раз подчеркнуть, что поведение учителя на уроке является одним из значимых факторов формирования эмоционального благополучия учащихся. Как показали результаты теоретического анализа, а так же данные проведённого нами исследования невербальное поведение учителя является важнейшим показателем стиля педагогического общения, улавливаемым учащимися на бессознательном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакулин, В.С. Возрастная психопатология и психоконсультирование / В.С. Бакулин, И.Б. Грецкая.- Волгоград: Изд-во «ВГ АФК», 2005. – 175 с.

  2. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464 с.

  3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В. А Кан-Калик.— Просвещение, 1987.— 190 с.

  4. Меграбян, А. Психодиагностика невербального поведения / А. Меграбян. - СПб.: Речь,2001.-256с.

Просмотров работы: 298