СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Плехневич О.В. 1
1Адыгейский государственный университет, факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от компетентности педагогических кадров.

Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая, по стандартам, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Современная школа является поликультурной средой в силу обстоятельств. Дети других национальностей, приходя в русскую школу, ненамеренно приносят свою культуру и обычаи в образовательную среду. Это и не хорошо, и не плохо. Это сигнал о том, что мир становится все более межнациональным и не только в Российской Федерации, поэтому педагоги обязаны подстраиваться под данного рода изменения. В данном контексте создание условий для развития коммуникативной компетентности учащихся становится приоритетной задачей работы современной школы. Школа же нами рассматривается как поликультурная образовательная среда, одним из основных компонентов которой должны быть условия для формирования коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетентность человека (ученика) рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владение технологией общения является составной частью более широкого понятия - “коммуникативный потенциал личности”. Поэтому надо привносить в процесс обучения такие формы и методы работы, которые будут способствовать развитию межнационального общения, понимаю, уважению. Это, как правило, формы работы, которые предусматривают творческий способ деятельности, т.к. процесс коммуникации – это изначально в большинстве своем активная продуктивная деятельность, следовательно, нужно подбирать соответствующие методы ее формирования.

Метод проектов, несомненно, несет положительный результат на многих уроках, где он используется. Но, если обратится к формированию языковой компетенции на уроках русского языка, то можно сделать вывод, что метод проектов дает неплохие результаты. При такой форме деятельности учащиеся могут выбирать для себя посильную работу в языковом плане, т.е. уровень сложности может варьироваться. Для учащихся уровень должен быть элементарный. Также при работе над проектом происходит активная коллективная деятельность, которая невозможна без активной коммуникации. Ребята, обмениваются идеями, найденной информацией, мнениями, могут даже возникнуть споры и несогласия по той или иной проблеме, все это активно развивает коммуникативную компетенцию детей разной языковой подготовки.

Русскоязычные – нарабатывают и совершенствуют свое мастерство говорения, дети в активной работе над проектом изучают родной язык. Немаловажную роль играет учитель, который, хоть и не является субъектом деятельности в работе над проектом, однако, должен скоординировать работу, вовремя откликнуться на возникающие трудности, оказать помощь, при этом, не нарушив целостную картину поиска решений детьми выставленной изначально проблемы. Мастерство педагога заключается в том, чтобы по итогу каждый ученик получил от работы максимум пользы, исходя из уровня языковой подготовленности, который существует у него на данный момент.

Базисом поликультурной образовательной среды как условия для формирования языковой компетентности учащихся школы является смена обособленных единичных мероприятий, которые формируют качества личности ребенка на создание целостной образовательной среды как системообразующего начала учебной, воспитательной и развивающей деятельности на основе диалога культур. Все компоненты среды школы, как и компоненты ее поликультурного потенциала, направлены на решение взаимосвязанных задач и отвечают общей цели — формированию коммуникативной компетентности школьников. Освоение коммуникативной компетенции обучающимися требует от педагога мастерства в построении уроков, на которых усвоенный теоретический материал будет являться основой создания системы практических умений и навыков развития речи. Для того, чтобы языковая компетенция ребенка достигла высокого уровня, ему необходима научиться четко выражать свои мыли на неродном языке, при этом соблюдая фонетические нормы осваиваемого языка, говорить в среднем темпе, при этом, не забывая о нормах вежливого общения, как вербального, так и невербального. В методике преподавания русского языка для русскоязычных школьников используется принцип от общего к частному, т.к. у таких учащихся формирование грамотности происходит с опорой на уже сложившуюся речевую компетенцию.

Язык как систему, русскоязычные ученики осваивают, анализируя основные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст). Учащиеся владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, образных выражений, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе же учащиеся вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в обучении русскому языку детей должен использоваться обратный принцип: от частного к общему, который предполагает использование следующих методов обучения:

1) Ведущее место в формировании коммуникативной готовности детей к осуществлению проектной деятельности занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. На занятиях дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем, пересказывать содержание прочитанного.

2) Большое внимание уделяется работе над словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине, на основе наблюдения или по кадрам фильма.

3) В этом возрасте у детей сохраняется интерес к игре, а также – к сказке, поэтому при обучении лексике на занятиях используем занимательные игры, которые оживляют их, делают более интересным и разнообразным. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.

Данные методы составляют основу формирования коммуникативной готовности детей к осуществлению проектной деятельности, организуя процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой.

В процессе формирования коммуникативной готовности детей к осуществлению проектной деятельности, важное значение имеет учет знаний, умений и навыков школьников.

Просмотров работы: 317