РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Стенникова В.С. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важнейших перемен начала XXI века является проявление интереса к проблеме развития у детей интеллектуально-творческого потенциала. Интеллектуально-творческий потенциал как интегративное свойство важен для учащегося, как продуктивная основа для познавательных, общественных и иных видов деятельности и всестороннего развития личности в дальнейшем. Данное качество, несмотря на то, что оно присуще человеку, для своего развития требует обеспечения специальных условий в образовательном процессе.

Многими учёными, педагогами–практиками, родителями отмечается особенная увлечённость современных детей техникой, а именно компьютерами. Использование компьютерных технологий в учебных целях, как в школе, так и дома минимизирован. Большую часть времени дети тратят на игры, пагубно влияющие на физическое и психическое здоровье. Ограничение по времени пребывания младшего школьника за экраном монитора согласно санитарным нормам составляет 20-25 минут [1]. В связи с чем, всё взрослое население обеспокоено тем, как защитить детей от компьютерных игр. Однако, сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения и создания благополучного эмоционального фона. Формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Применению компьютерных технологий в образовательных целях ребёнок должен научиться в школе на уроках. На наш взгляд, использование учебной программы Моториной В.В. и Савенкова А.И., включающая в себя реализацию таких основных технологий, как обучающие-игровые программы, язык программирования Лого, навигацию в сети Internet, учебное исследование с применением компьютерных технологий способствует формированию у учащихся умений эффективного применения компьютерных технологий с целью обучения и развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Каждая учебная дисциплина имеет потенциал применения компьютерных технологий с образовательной целью.

Например, на уроках русского языка компьютерные технологии можно применять при ознакомлении учащихся с личными местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа; с изменением имён прилагательных по падежам, правописанием безударных падежных окончаний и т.д.

Применение компьютерных технологий в процессе преподавания математики имеет приоритетное значение по сравнению с другими предметами. Посредством компьютерной поддержки учеников можно ознакомить с основными единицами измерения длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) и соотношения между ними, а также единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век и т.д.

Компьютерное обучение литературному и внеклассному чтению представлено не так широко, как преподавание русского языка и математики. Специфика данного предмета накладывает ограничения на представленность вычислительной техники в роли средства развития литературного и художественного вкуса учащихся. Поэтому основными средствами преподавания чтения являются мультимедийные книги, входящие в круг произведений для чтения в младших классах. Дополнительно учащиеся приобретают навык работы с гипертекстом путём посещения соответствующих Internet-страниц, посвященных детской тематике.

На уроках по «Окружающему миру» компьютерные технологии помогают учащимся получить правильное представление о предметах и явлениях природы, о взаимосвязях, существующих между ними. Одним из средств, применяющихся при изучении природоведения, являются мультимедиа-энциклопедии, поддерживающие следующие темы: «Растения», «Животные», «Птицы» и т.д.

Современная вычислительная техника, как правило, поддерживает мультимедийный стандарт, обеспечивающий работу со звуком и музыкой. В качестве программного средства, при помощи которого дети могли ознакомиться с возможностями компьютера в данной области, возможно использование встроенного в ПервоЛого музыкального редактора. Посредством программирования учащиеся составляют мелодии из произведений великих русских и зарубежных композиторов (П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, И.С.Баха, В.-А.Моцарта, Э. Грига и др.), а также пробуют сочинять собственные. Дополнительно возможно использование профессиональных музыкальных редакторов, но только с целью демонстрации более высокого уровня компьютерной обработки звука. Таким образом, расширяется представление детей о мире музыкального искусства, его альтернативных способах сочинения. Кроме музыкального редактора компьютерная среда обучения ПервоЛого содержит в своём составе графический редактор, который с успехом можно использовать для поддержки уроков изобразительного искусства.

Одной из наиболее распространённых форм компьютерного обучения в младшем школьном возрасте является применение обучающе-игровых программ. Если обратить внимание на состояние российского рынка обучающих программ ориентированных на возрастной промежуток от 6 до 9 лет, то можно увидеть широкий спектр, состоящий из лицензионных, нелицензионных, пиратских, зарубежных локализованных и нелокализованных продуктов. Чаще всего встречаются обучающие-игровые диски от таких издателей и фирм-производителей, как: «Никита», «Бука», «Новый диск», «МедиаХауз», «Акелла», «Фаргус», «7-й Волк Мультимедиа», «Дока», «Nival», «Snowball», «Humongous».

В начальной школе возможно использование таких обучающих игр, как «Пятачок в Волшебном лесу», «Пятачок и Разные Звери», «Приключения Пятачка», «Уроки Арифметики», «Планета Чисел для малышей», «Сказки Александра Сергеевича Пушкина», «Незнайкина грамота», «Каспер в школе приведений», «Весёлые приключения в джунглях», «Весёлая ферма», «Розовая Пантера».

Представим краткое описание некоторых из них.

Приключения Пятачка: экзамен по анатомии. Надо признать, что серия обучающих игр про поросёнка Пятачка, выпущенных «Букой», позволяют эффективно использовать компьютер, как для развития ребёнка, так и для его обучения. Эта часть несколько отличается от двух предыдущих, прежде всего, тем, что имеет два независимых режима: игровой и обучающий. В первом режиме человеческое тело представлено как волшебный мир, населённый сказочными героями – драконами, ведьмами. Второй режим отличается научно-популярным стилем изложения материала и без труда позволяет ребёнку составить понятие об основных законах анатомии человека и правилах личной гигиены.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Классические произведения великого русского писателя, воплощённые в мультимедийном варианте на компакт-диске. В сборник входят произведения для поддержания школьной программы по литературному чтению «Сказка о Попе и работнике его Балде».

На факультативных занятиях возможно изучение следующих произведений, не охваченных школьной программой «Сказка о золотом петушке»; «Песнь о Вещем Олеге»; «Руслан и Людмила».

Повествование каждой сказки сопровождается красочными иллюстрациями согласно тексту, а сам текст читают профессиональные актёры московских театров. Данный программный продукт способствует литературному и гармоничному развитию ребёнка.

«Незнайкина грамота» выпущена ассоциацией «Компьютер и детство», содержит набор из десяти развивающих игр. Ребёнку предлагаются задания на владение мышкой (например, протащи колобка по дорожке, поймай зайчика в объектив фотоаппарата), задания на счёт и знание картографии. Все эти мини-игры развивают память, логическое мышление, владение мышкой. Программу также можно применять в 3-м классе на уроках природоведения с целью формирования у школьников навыков работы с картой.

Каспер в школе приведений. Набор из шести развивающих мини-игр, включая секретную, для которой необходимо набрать на предыдущих этапах не менее 15 очков, предполагает три уровня сложности. За успешно выполненное задание показывается отрывок фильма про Каспера. Задания преимущественно на развитие внимания, например, повторить за привидением цепочку цифр в той же последовательности и не ошибиться. Программа применяется при развитии логического мышления: установление закономерностей, сравнение, классификация.

Весёлые приключения в джунглях. Детская мини-энциклопедия, рассказывающая о том, какие животные живут в джунглях Азии, Африки и Амазонки. Помощником в этом образовательном путешествии выступает ученый жук Жужжалкин. Помимо этого, в программу добавлены развивающие мини-игры и раскраска. Игра повышает эрудицию ребёнка в области зоологии и географии. Программу можно применять по природоведению в 3-м классе по теме «Природные зоны».

Розовая пантера: право на риск. Игра о приключениях знаменитого сыщика Розовой Пантеры, придуманного мультипликаторами студии «Уорнер Бразерс». Пантере предстоит выполнить важное секретное задание в детском оздоровительном лагере «Звонкое эхо-эхо», где на летних каникулах отдыхают дети крупных политиков мира, и если с ними что-нибудь произойдёт, начнётся мировая война. Кроме приключений Розовой Пантеры в разных уголках земного шара, на диске находится мини-энциклопедия о странах и культурах, с которыми ребёнок встречается по сюжету игры. Программу также можно применять на внеклассных занятиях по «Окружающему миру» в 3-м классе по теме «В разных уголках земного шара».

Помимо применения обучающе –игровых программ, на занятиях в некотором объёме возможно использование языка программирования учебного назначения Лого, созданный специально для детского развивающего творчества. Он построен таким образом, что допускает плавное, поэтапное освоение программирования. Ученикам не приходится тратить много времени на предварительное изучение команд и конструкций языка. Этот язык позволяет создавать хорошо структурированные объектно-ориентированные программы, идеально подходит для развития алгоритмизации мышления учащихся, проведения традиционных занятий по разным учебным дисциплинам, а также интеграции учебных предметов. Компьютерное пространство, основанное на языке программирования Лого, такое, как ЛогоМиры, ПервоЛого и ЛогоРайтер, включает в себя кроме языка программирования Лого средства работы с текстами, графикой, мультипликацией, звуком, музыкой и, как мы убедились, могут быть успешно использованы в начальной школе.

Таким образом, внедрение методов обучения с учетом специфики взаимодействия в системе «человек-компьютер»; использование форм обучения, оптимально подходящих для применения компьютерной техники в образовательном процессе; обязательное соблюдение соответствующих эргономических и санитарно-гигиенических норм; педагогическое моделирование учебной деятельности учащихся как среды их интеллектуально-творческого развития способствует эффективному развитию интеллектуально-творческих способностей младших школьников.

Список литературы:

1.Артемьева, В.В. Использование компьютерных технологий в формировании естественнонаучных знаний у младших школьников/В.В. Атремьева//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2007. Т. 16. № 40.- С. 325-331.

Просмотров работы: 491