ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ

Пырч О.В. 1
1Адыгейский государственный университет, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обучению детей, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность» является приоритетной целью модернизации образования. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической поддержки не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и развитии, но должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья детей.

Процесс модернизации образования выдвигает вопросы разработки инновационных психолого-педагогических технологий и насыщения традиционных форм и методов воспитания и обучения продуктивным практико-ориентированным содержанием. При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастных периодов, в том числе и дошкольного детства. Происходящие изменения, среди которых Д.И. Фельдштейн отмечает, что здоровье детей ухудшилось на 17% и более процентов, возрос уровень невротизации, структуры отношений между поколениями, многих норм и принципов поведения, находят очевидное отражение в развитии дошкольников.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза [1].Адаптация - одно из центральных понятий био­логии, широко применяется как теоретическое понятие в тех пси­хологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологиии тео­рии интеллектуального развития, разработанной швейцарским пси­хологом Ж. Пиаже,трактуют вза­имоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации, повыша­ющих устойчивость организма к перепадам температуры, недостатку кислорода, изменению барометриче­ского давления и другим неблаго­приятным факторам, имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицин­ской психологии, эргономикии дру­гих разделов психологии. Адапта­ционные реакции организма на не­благоприятные воздействия значи­тельной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адапта­ционным синдромом.Иногда выде­ляют различные фазы процессов адаптации к необычным экстремальным условиям (например, фазу перво­начальной декомпенсации и после­дующие фазы частичной, а затем и полной компенсации). Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от моле­кулярного до психологической ре­гуляции деятельности.Решающую роль в успешности адаптации к экстре­мальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой - пассивность и запуганность, которые оказывают деструктивное влияние на их эмоциональное состояние и препятствуют нормальным адаптационным процессам в микросоциуме.

ФГОС дошкольного образования в пункте 1.6. [4]. говорится о том, что сохранение здоровья детей одна из важнейших задач дошкольного образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ сделан особый акцент на принцип приоритета жизни и здоровья детей в условиях образовательных учреждений [Ст. 3, п. 3.].

К приоритетным, как указано в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., задачам формирования у подрастающего поколения гражданственности, правового сознания, духовности и общей культуры относятся:

- вопросы формирования способности к сотрудничеству, коммуникабельности и толерантности;

– защита прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, психолого-педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

– квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

– реализация программ преодоления трудностей в развитии;

– психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Поставленные задачи должны получить отражение и в новых образовательных технологиях, ориентированных на социальную адаптацию дошкольников и выявление наиболее эффективных факторов и педагогических условий, способствующих ее успешному осуществлению.

Современные условия жизни семьи и образовательных учреждений, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность ребенка. Это влияние опосредствуется в ребенке внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой его личности. К ним, в частности, относятся психические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для него событий жизни, а также оценка их последствии (эмоциональная сфера личности).

Основой нашего исследования являются работы, отражающие процессы адаптации ребенка к социуму (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов и др.)

Нами также рассмотрены исследования по теории развития и формирования эмоций в детском возрасте (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Я. Грот, Б.И. Додонов, А.И. Захаров, Н.Н. Ланге, Н.Д. Левитов, Д.В. Никифоров, П.П. Симонов, П.М. Якобсон и др.).

В теории и практике отечественного образования выявляются возможности новых образовательных технологий, в частности технологии психолого-педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Анохина, Е.А. Александрова, О.М. Кодатенко, Г.И. Рогалева, Г.Ю. Ульянова, М.В. Алешина и др.), под которой понимается психолого-педагогическая деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала, включая помощь в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей. Психолого-педагогическая поддержка как новая образовательная система выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания личности в современных условиях.

Одной из основных функций психолого-педагогической поддержки является помощь ребенку в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей. К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся. На самом деле характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.

Литература

1.Психология. Словарь. – М., 2008. – С. 393.

2.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития» - Воронеж, 2012. - 13с

Просмотров работы: 318