ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хуако Ф.М. 1
1Адыгейский государственный университет, 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности. Формирование новообразований предполагает множество противоречий в жизни людей, а без противоречивых конфликтных ситуаций, их разрешения, невозможно развитие человека, общества в целом. Наличие конфликта придает развитию социума и индивида необратимый и направленный характер. Это отмечают в своих работах Н.В. Гришина, М.В. Ермолаева, Л.А.Петровская и другие.

В зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе конфликт рассматривается как состояние личности, возникающее вследствие противоречий или столкновения различных образований, что создает необходимую теоретико-методологическую и методическую базу для изучения психолого-педагогических особенностей конфликтов дошкольников и способов их разрешения.

Необходимость ранней диагностики и предупреждения конфликтного поведения у дошкольников вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

Анализ исследований позволил нам выявить противоречие между необходимостью предупреждения конфликтного поведения у старших дошкольников в детском саду и недостаточной разработанностью соответствующих условий, а также не владение воспитателями способами предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, связанных с предметами, интересами, трудностями в общении (отношений), ценностями и потребностями (физических или психологических).

2. Психолого-педагогическими условиями, способствующими предупреждению конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста, являются:

- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;

- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

- обучение педагогов технике активного слушания.

Теоретический анализ проблемы конфликтного поведения детей дошкольного возраста позволил нам определить ряд подходов к определению основного понятия нашего исследования: конфликта, причины их возникновения в психолого-педагогической литературе.

Изучив понятие конфликта, причины его возникновения, можно сделать вывод, что конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Основными личностными причинами конфликтов являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний. Конфликты могут быть психологическими и педагогическими. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. В дошкольном возрасте конфликтные ситуации играют важную роль, как и в формировании личности в целом, так и в морально-этическом развитии, и в формировании ценностных ориентации дошкольников.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам определить методики констатирующего эксперимента, целью которых было выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Далее нами была проведена экспериментальная работа по изучению конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило в три этапа.

В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой нашего исследования мы определили основную цель констатирующего эксперимента: выявить уровень конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение экспериментальной работы проходило на базе дошкольного образовательного учреждения; в нем участвовало 20 детей старшей группы.

Выявление уровня развития конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось на основе выделенных нами показателей:

  • социометрический статус ребенка в группе сверстников;

  • особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок»;

  • проявление отклонений в поведении детей в процессе игры;

  • уровень сформированности эмпатии;

  • отношение ребенка к конфликтной ситуации.

Нами были использованы следующие методики:

  •  
    1. Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

    2. Методика «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (Анжарова А.И)

    3. Методика «Наблюдение в игре» (Анжарова А.И.).

    4. Методика «Неконченый рассказ» (Фопель К).

    5. Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

На основании результатов констатирующего эксперимента мы условно отнесли детей к одному из уровней конфликтного поведения:

К низкому уровню конфликтности поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). Это дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых. Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. У этих детей выявлен высокий уровень эмпатии, высокая чувствительность и инициативность, устойчивый положительный эмоциональный фон.

К среднему уровню мы условно отнесли 10 детей (50%). Это дети, которые имеют статус предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. У этих детей эмпатия проявляется ситуативно, эмоциональный фон не устойчивый.

К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). Эти дети имеют в группе сверстников статус отверженных или изолированных, или звезда. В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. У них низкий уровень сформированности эмпатии, низкий уровень чувствительности, неустойчивый эмоциональный фон.

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента подтверждает необходимость организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Это требует создания определенных психолого-педагогических условий.

Целью второго этапа эксперимента – формирующего - была проверка эффективности обоснованных нами психолого-педагогических условий, способствующих предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержанием работы на формирующем этапе было создание следующих условий:

-организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;

-обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

-использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

-обучение педагогов технике активного слушания;

В ходе формирующей работы наблюдались положительные изменения в поведении детей старшего дошкольного в плане снижения конфликтности:

- наблюдалась позитивная динамика в развитии умения детей разрешать конфликтные ситуации на конструктивной основе;

- у детей, имеющих высокий уровень конфликтности поведения стали проявляться навыки конструктивного поведения, то есть дети стали применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

- наблюдались положительные изменения в отношениях детей между собой, а именно, дети стали более сплоченными и дружными.

Третий этап эксперимента – контрольный.

Цель этого этапа: определение эффективности проведенной формирующей работы на основании анализа результатов повторного обследования детей.

На данном этапе экспериментальной работы нами были использованы те же методики, что и на этапе констатации.

По итогам повторного обследования у детей старшего дошкольного возраста проявилась тенденция к снижению уровня конфликтного поведения. Это значит, что проведенная нами работа на формирующем этапе экспериментального исследования, была эффективной.

В ходе проведенного исследования нами выделены психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование их сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- использование психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

- обучение педагогов технике активного слушания;

 

Просмотров работы: 794