ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ СКИФОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КУЛЬТУРЫ СКИФОВ

Березутская Е.А. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал Ставрополь, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема «Звериный стиль» очень широка, и несомненно очень интересна для специалиста в сфере дизайна, так как в наши дни данный стиль находит отражение практически в каждом из изобразительных видов искусств.

Цель исследования: Исследовать художественное творчество культуры скифов.

Задачи:

1. Выявить и изучить историю возникновения «звериного стиля»;

2. Ознакомиться с особенностью «звериного стиля» и его значения в жизни скифов

Основа исследования:

1 Интернет ресурс - Журнал пробуждения

2 Интернет ресурс -artap.ru. Культура и культурология

3 Интернет ресурс -vantit.ru.antiquities.Воронежский эколого-исторический сайт

4 Интернет ресурс - studopedia.ru.kultura.html. Студопедия

5 Интернет ресурс -creation-painting.ru.iskusstvo-skifov. Культура скифов.

1.История возникновения «Звериного стиля»

Скифский звериный стиль, как и близкое ему искусство кочевников Средней Азии и Западной Сибири, появляется во второй половине VII в. до н. э. в уже достаточно развитых формах, не имея непосредственных предшественников на основной территории его распространения. Примерно тогда же он обнаруживается в районах пребывания скифов в Передней Азии.

Существует много гипотез, объясняющих происхождение скифского звериного стиля. Одни исследователи выводили его из ионийского искусства; другие — из древневосточного, на основе которого в Передней Азии оформились, по их мнению, как скифский, так и мидийский звериный стиль; третьи — называют исходный промежуточный район, пограничный с переднеазиатскими цивилизациями; четвертые — допускают связь с искусством северных лесных народов периода неолита и бронзового века. Однако с этих позиций трудно объяснить своеобразие и глубокую самобытность скифского звериного стиля.

Сторонники местных истоков в свою очередь предполагают, что зооморфная традиция существовала и в предскифское время, но изображения выполнялись из непрочных материалов, таких как дерево,17 кость или же войлок. Однако те же изображения там повторяются в кости, и в бронзе, обработка которых в предскифское время была достаточно развита.

Таким образом, прямого ответа на этот вопрос нет. Возможно, скифский звериный стиль — новообразование периода сложения самой скифской культуры в VIII—VII вв. до н. э., времени массового перехода к кочевому скотоводству, развитию всадничества, значительных передвижений, прямых контактов скифов и саков с древневосточными цивилизациями.

Художественное творчество скифов в основном выражалось в декоративно-прикладном искусстве. Исследователи выделяют уникальность скифской культуры, визитной карточкой которой, является звериный стиль.2

Звериный стиль — это стилистическое изображение животных.

Изначально декор в «зверином стиле» был использовался для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал, гребнях, на различных атрибутах власти) а так же и на предметах быта.

Особенности скифского «звериного стиля»3

Еще со времен палеолита находились пещеры с изображениями4 мамонтов, диких лошадей, бизонов.4

Скифские изображения животных отличаются способом изображения тела4 животного и его отдельных частей.4 Как правило определенные части тела увеличивались или же уменьшались . Рога у оленей, например,4 намного больше реальных размеров. Они разветвляются по всей длине спины и заканчиваются у основания хвоста. Неестественно велики когти птиц и хищников. Тем самым художник стремится выделить ту или иную часть тела.

Любопытно, что скифские звери не представляли собой какую-либо сцену, вроде пасущегося стада оленей. Они оторваны от окружения и как правило не связаны с каким-либо действием,4 они самостоятельны.

Со временем ( примерно XIV века до н. э.) в скифском искусстве происходила утрата простых пластичных форм. Увлечение орнаментальной разработкой деталей, внешне усиливало декоративность стиля. Фигурки зверей, становились плоскими, теряли объемность, а подчас схематичными. Порой уздечное украшение превращалось в причудливый цветок из звериных голов с преувеличенно длинными шеями. Нередко среди замысловатых завитков с трудом угадывались привычные нам животные. Это стало началом ажурного стиля. Утратив реалистические черты, звериный стиль обрел и нечто новое, изящество и оригинальность, ритмичность форм, нарядность.

3Зооморфно знаковая система.

Этический дуализм добра и зла был заложен еще в индоевропейскую эпоху и был основан1 на природных контрастах между светом и тьмой.

Античная философская мысль фиксировала свою идеологию письменно, то Северо-иранская культура не имея письменности, зашифровывала свои мировоззренческие тексты в визуальных образах зооморфного, или, как обычно говорят, звериного стиля. Который представлял собой противопоставление животных по признаку сферы обитания.

Еще со времен палеолита зооморфными маркерами в вертикальной структуре мира, выступали птицы (верх), травоядные (середина) и пресмыкающиеся, рыбы (нижняя зона мира). При этом зооморфные символы определенной зоны могли перемещаться вдоль всей вертикали. Образ хищного животного стоит чуть в стороне от этого структурированного зооморфного кода, но не менее важен, так как соотносился с нижнем,1тектоническим миром. А вот изображение тела оленя, является зооморфным символическим образом модели мира, соотносимый с универсальным образом Мирового древа. В скифской традиции травоядное животное, как правило олень изображался лежащим, поджав под себя ноги или же перекрученным в некое кольцо, что символизировало в мировой модели — динамику -жизнь и статику низа -смерть.

Особое внимание стоит уделить знаку - свернувшаяся кольцом пантера, которая являлась символом вечного мироздания. С древнейших времен кошачий хищник был символом северо-иранских народов, и изображался на их геральдических знаках. Кроме того изображение свернувшегося хищника,функционально являлось пряжкой мужского пояса, так как повторяло знакомую символическую формулу тела-мира: опоясывание - космос, снятие пояса - хаос.

ть.

Заключение

Исследовав искусство скифов, а именно "звериный стиль", можно сказать, что это не просто декоративное изображение окружающих живых существ, но и сложный язык символов, который отражает мысли о бытие этого народа. Для меня лично это стало открытием, так как я и не предполагала, всю сложность замысла, простых, казалось бы, изображений.

Не смотря на то, что на искусство скифов влияло творчество более ранних и крупных цивилизаций, им удалось создать свой, ни на что не похожий стиль, который смог отразить только им присущие черты. Через фигурки животных они смогли передать не только мастерство работы с различными материалами, но и своё мировоззрение, а когда вещи наполнены не только декоративностью, но и смыслом это может означать, что народ, создавший их, имел высокое развитие.

Скифы создали неповторимые произведения искусства, которые являются культурным мировым наследием.

Список используемых интернет-источников:

Интернет ресурс «Журнал пробуждение» http://waking-up.org/iskusstvo/zverinyiy-stil-v-skifskom-iskusstve/

Интернет ресурс -.Культура и культурология http://www.artap.ru/cult/z_stil.htm

Интернет ресурс - vantit.ru.antiquities.Воронежский эколого-исторический сайт

http://vantit.ru/antiquities/42-skifskoe-iskusstvo-zverinogo-stilja.htm

Интернет ресурс - Студопедия http://studopedia.ru/13_92948_skifskaya-kultura.html

Интернет ресурс- Культура скифов. http://arheologija.ru/skifskaya-kultura/

Интернет ресурс- Скифы и их искусство.http://www.tvorchistvo.ru/skifskaya-kyltyra/

Просмотров работы: 887