ДОНАТЕЛЛО: ОТ ГОТИЧЕСКОЙ К РЕНЕССАНСНОЙ СКУЛЬПТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОНАТЕЛЛО: ОТ ГОТИЧЕСКОЙ К РЕНЕССАНСНОЙ СКУЛЬПТУРЕ

Гойденко В.С. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Донателло один из ярчайших представителей пластики эпохи Возрождения в Италии. Его имя связанно с расцветом реалистичной скульптуры. Донателло был самым смелым реформатором в процедуре создания скульптур: бронзовое литье и моделирование мрамора были доведены до феноменального для того времени идеала, ваяя из камня и металла порождающие точные формы и линии. Используемое им цветовое решение было широко распространенно во флорентийской полихромной терракотовой скульптуре. Он прошел довольно долгий творческий путь, задавая тон почти полувековому развитию творчества Италии. Достигнув большой славы еще при жизни, он по сей день считается одним из «отцов» Раннего Возрождения.

Его работы над портретной схожестью лиц, безупречное исполнение тканевых складок, идеальное знание перспективы и задают актуальность этой темы. Для дизайнеров Донателло интересен тем, что он задал определенный тон в скульптуре, отошел от античных традиций, изменил технологию литья бронзы и обработки мрамора. Многие интерьеры и экстерьеры сейчас, так или иначе, включают в себя элементы скульптуры и даже архитектуры. Особенно хочется уделить внимание 3D технологиям активно входящим в нашу жизнь, сейчас уже трудно представить себе дизайнера работающего от руки. Четкость формы, правильная перспектива и работа над деталями были основными чертами скульптора, и в нынешнем современном мире дизайнеру без этого не обойтись.

1.Личность Донателло

Родился скульптор в итальянском городе на реке Арно- Флоренции, в обеспеченной семье шерсточесальщика Никколо ди Бетто Барди. С 17 лет проходил обучение в художественной студии Лоренцо Гиберти, где изучали способы металлообработки бронзы. Колоссальное воздействие на становление Донателло имело общение с Филиппо Брунеллески. На протяжении многих лет Гиберти и Бруннелески оставались близкими товарищами скульптора.

2.Ранний период творчества

В ранние годы после обучения Донателло занимался публичными поручениями по орнаментике общественных зданий во Флоренции. Мастер создавал статуи святого Марка 1411-1413 годов и святого Георгия 1415-1417 годов. В 1415 создал скульптуру св. Иоанна Евангелиста, которая стала жемчужиной собора Флоренции.

Строительный совет флорентинского собора в 1415 году для декорирования колокольни поручил Донателло создание статуй пророков, над произведением которых искусник работал порядка двадцати лет. Статуи пророков принадлежат духовному художественному ритму, облики преподнесены эталонно единообразно, телеса облачены в грузные ткани одеяний. Донателло преследует цель создать персональную героическую личность. Модели получают пластическую отчетливость, форматы становятся полными, отображения лиц приобретают портретность, складки одеяний повторяют изгибы тела и движения.

В объединении с градостроителем Бартоломмео ди Микелоццо скульптор выполняет усыпальницу папы Иоанна XXIII во флорентийской крестильне. Он создал лежащее тело папы. Скульптурное изображение стало примером для всех последующих усыпальниц эпохи Возрождения, созданных дабы обессмертить известность усопшего.

В 1420-х годов Донателло начал активно использовать бронзовое литье. Первой работой в бронзе стала статуя святого Людовика Тулузского, созданная в 1422 для декорирования ниши в Ор Сан Микеле. Статуя позже была перемещена в Санта-Кроче, и по сей день находится в музее при церкви, и является одним из самых ярких мемориалов, в котором имело отражение ренессансное представление праведности, как собственного подвига.

Апогеем пластики Донателло в работе с бронзой явилась статуя Давида созданная в 1430-1432 годах, ныне хранящаяся в Музее Барджелло во Флоренции. В 1495 статуя была перемещена в патио Синьории и стала уникальным символом Флоренции и воплощением борьбы города за свободу и независимость. Изваяние отличалось от средневековой скульптурной тем, что было рассчитано на круговой обзор. Нововведением являлось отношение мастера к теме обнаженности: в первый раз после времени Средневековья обнаженное тело изобразилось очень подробно и в достаточно большом масштабе.

Много других творений Донателло было создано им за следующее десятилетие, среди них распятие, выполненное из дерева из церкви Санта-Кроче во Флоренции датированное 1410 годом.

В работах с рельефом Донателло использовал инновационные техники. Тяготение к передаче реалистического, убедительного для глаза вида живописных форм и пространства подводит скульптора к разработке сплющенного рельефа. В нем чувство рельефности завоевывается посредством ступенчатости и глубины границ.

В растительных рельефах Донателло использовал архитектурный фон основываясь на правила классической перспективы с единственным местом схода линий. Скульптор создавал бессчётное количество пространственных областей, для расположения персонажей. Чувство глубины усиливалось из-за нежной ступенчатости форм фигур действующих лиц и фантастической архитектуры. Мягкие и объемные линии на первом плане и четкие резко выполненные в технике сплющенного рельефа позади.

Скульптура Донателло в ранний период представляет собой эталонный художественный стиль. Отображения лиц становятся более портретичными, четче отрабатываются складки ткани одеяний. В своем раннем творчестве Донателло создает образец гробниц эпохи Возрождения. Немало внимания уделяется бронзовому литью. Нововведением стала обнажённость в скульптуре, Донателло воскресил средневековую манеру изображать обнаженное тело подробно и в достаточно большом масштабе. Разработал сплющенный рельеф, и работал над его совершенствованием, основываясь на правила классической перспективы с единственным местом схода линий.

3.Второй флорентийский период

Летом 1432 года Донателло отправляется в Рим, где пробыл до мая 1433. В содружестве с архитектором и скульптором Брунеллески он работал над обмеркой римских скульптур, изучал памятники античных ваяний. Это отразились в следующей работе скульптора: созданное на заказ папы Евгения IV сооружение для хранения предметов религиозного поклонения для Капеллы дель Сакраменто, который ныне является собором святого Пертра в Риме.

Известная своим умиротворяющим ритмом без осложненных линий и идеальной греческой внятностью, идеальностью лиц, примером являются музыкальная трибуна собора во Флоренции датированная 1433 – 1440 годами и внешняя трибуна собора в Прато, созданная в 1434 – 1438 годах, обрамленные рельефами танцующих и исполняющих музыку на различных сладкозвучных инструментах полуобнаженных путти.

Истинной образцовости добивается Донателло в рельефе по истории «Пир Ирода» 1435 года в осложненном архитектурном построении, в многообразии сочетания сводов, колонных перекрытий и пространственной орнаментике.

В 1440 годах Донателло работает над восемью медальонами и бронзовыми проемами предназначенными для Старой ризницы Сан-Лоренцо во Флоренции.

В рельефах «Воскрешение Друзианы», «Вознесение на небо» мастер изобразил большое количество персон. Их абсолютная нервная надменность, подвижные, натужные драматичные ансамбли, усиление характерной индивидуальности заявляют о перемене в 1440-е годы стиля скульптора.

Второй период творчества Донателло направлен на изучение скульптуры античных мастеров, работы над техникой исполнения. Вследствие этого стиль скульптора меняется. Вдохновленный работами в Риме мастер создает убранства для крупных построек отличающиеся полной независимостью. В рельефах с изображенными на ними людьми просматривается влияние античности, но драматизм и надменность образов позволяют нам проследить характерную индивидуальность мастера.

4.Падуанский период

После отбытия скульптора в 1443 в Падую наступает очередной этап развития его творчества. Он создает конную статую венецианского предводителя Эразмо де Нарни. Прообразом для мастера являлась римская скульптура Марка Аврелия: предводитель воспроизведен наездником, в античном снаряжении и с жезлом военачальника в руке. Линия, создаваемая жезлом и мечом Гаттамелаты, и расположением его рук сводит композицию фигуры наездника и лошади в общую целостную композицию. Образ всадника говорит о силе, храбрости и отваге. В первый раз после эпохи средневековья персона была удостоена ваяния за воинскую честь и геройство.

Кроме скульптуры кондотьера, Донателло разрабатывает в Падуе фигурный алтарь святого Антония Падуанского и несколько рельефов с картинами из жизненного пути святого. Поражающий своими размерами (протяженностью порядка 5 м) алтарь был два раза переделан в XVI и XVII веках. Образ Марии с ребенком в круге из шести святых Франциска, Людовика, Антония, Проздоцима, Юстины и Даниила представляли собой скульптурный альянс просторе храма. Барельефы, относящиеся к жизни святого Антония в Кафедральном соборе в Падуи – апогей творений мастера в сфере «художественного» рельефа. Окружением для воспроизведения жизни святого является величественная архитектура, формировавшая и обеспечивающая действие. Накалом страстей веют групповые сцены. Вновь обращаясь к примерам античности, Донателло в этот период создает одну из самых незабываемых работ, возрождая средневековую манеру ваяния за воинские заслуги и героизм. Так же в работах над плоским рельефом скульптор достигает высшей точки мастерства того времени. Но после создания самых известных скульптур и рельефов, творчество идет на спад.

5.Поздний флорентийский период.

Творчество Донателло в последние годы вызывает ряд споров среди искусствоведов. Скульптура Донателло становилась трагичнее и мрачнее. В 1450-х 1460-х годах он создал ряд скульптур свидетельствующих о духовном надломе. Статуя Марии Магдалины яркий тому пример. Мария здесь предстала в образе иссохшей болезненной женщины, в разрез с принятыми нормами изображения ее цветущей юной девой. Красной нитью в его позднем творчестве проходит тема смерти, трагичности, мрачности. Многие композиции после смерти Донателло были закончены его последователями Беллаго и Бертольдо.

Траурность и хмурость определяют данный этап творчества. Скульптор сдает свои позиции, задумывается о вечном успокоении.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги вышеизложенного, мы можем выделить основные этапы творчества итальянского скульптора Донателло:

1.Ранний период (1408 – 1433 гг.), Донателло сначала достаточно мало уделяет внимания индивидуальности. Затем скульптура становится более выразительной, портретичной. Донателло разрабатывает сплющенный рельеф, в котором изображение возвышается над фоном, а пространственные планы максимально сближены.

2.Второй флорентийский период (1433 – 1443 гг.) обозначен формированием стиля скульптора, когда он объединяет готическую и античную манеру в изображении.

3. Падуанский период (1443-1453гг) характеризуется большим влиянием творчества Донателло на искусство северной Италии.

4. Поздний флорентийский период(1454-1466гг) характеризует усталость, трагичность и печаль, отраженная в скульптуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение [Текст] – М., «Изобразительное искусство», 1982.

  2. Флоренция. Город и его шедевры [Текст] – Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994.

  3. Донателло: Альбом [Текст] / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. – М.: Изогиз, 1960.

Просмотров работы: 664