П. М. ГРЕЧИШКИН – СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖИСТ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

П. М. ГРЕЧИШКИН – СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖИСТ

Колесникова К.Ю. 1, Зубенко П.С. 1, Минко В.Д. 1, Корякина П.Г. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал, Ставрополь, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Павел Моисеевич Гречишкин (1922 – 2009 гг.) – один из самых известных художников-пейзажистов Юга России, родился в 1923 году в селе Нижняя Татарка, Ставропольского края. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием богатой природы Ставрополья. Гречишкин, определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества. Впервые его небольшие по размерам пейзажи были приняты на краевую выставку произведений художников Ставрополья в 1939 году. Пройдя огненные дороги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Гречишкин вернулся в родной край и с полной отдачей сил взялся за самообразование, встав на путь профессионального творчества.

Основной жанр в творчестве П. М. Гречишкина – пейзаж. Путешествия художника на пленэр составляют солидный маршрут: от степей Ставрополья, гор Кавказа, Урала, средней полосы России, Байкала до Индии, Египта, Непала, Франции.

В главном здании Ставропольского государственного музея-заповедника представлены картины Павла Моисеевича, отражающие природу Ставропольского края.

Цель исследования: анализ выразительных средств пейзажиста на примере картин Заслуженного художника РСФСР П.М.Гречишкина.

Привлекает внимание картина «Окрестности Кисловодска», она написана Павлом Моисеевичем Гречишкиным в 1955 году. Кисловодск находится на юге Ставропольского края, практически на границе с Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкарией, в 65 км от горы Эльбрус. Город расположен в небольшой и уютной живописной долине, окружённой склонами Главного Кавказского хребта и образованной ущельями двух сливающихся рек – Ольховки и Берёзовки, впадающих в реку Подкумок. Не зря автор данной картины Павел Моисеевич выбрал этот город, там чистый воздух и очень живописные места: скалы, горы и поля.

Картина «Окрестности Кисловодска» пейзаж, написанный в горизонтальном формате. Мы видим на картине обширную палитру красок, как тёплых, так и холодных тонов. На переднем плане - камни цвета охры, так же преобладание зелёных оттенков. Благодаря этим тёплым тонам, мы понимаем, что эти камни греют лучи летнего солнца. Переходя на второй план наше внимание притягивает скала, которая создаёт тень на дороге, по которой гуляют отдыхающие, ведь как нам известно Кисловодск славится лечебными водами, из этого следует что эти люди курортники. Здесь уже замечаем переход от тёплых тонов к холодным. Преобладание синих оттенков в зелени и на скалах, дабы показать нам тень. Переходя на последующие планы, мы понимаем что чем дальше смотрим на задние скалы, тем размытие они кажутся и их тона всё темнее и холоднее. Заключительным планом является небо, с большими то серыми, то белоснежными облаками, рассеянными по всему небу. Композиционным центром в данной картине камни(на первом плане),так как они притягивают наше внимание благодаря своей сложностью написания. А приёмом художественной выразительности является асимметрия, так как расположение скал хаотично и неравномерно.

Другой пейзаж «Окрестности Пятигорска» написан в 1960г. Эта картина также написана в горизонтальном формате. На полотне мы видим горный весенний пейзаж. Картина выполнена в самых разных оттенках, начиная от светлых, тёплых, заканчивая темными и холодными тонами. На первом плане мы видим светлый солнечный луг, с зелеными холмами, который разделяет дорога, по которой едет рейсовый междугородный автобус, характерный для шестидесятых готов. Второй план занимают величественные горы, снег с которых скатился в подножие гор. Так же с левой стороны второго плана мы видим красочный город Пятигорск. На третьем плане мы видим почти безоблачное голубое небо. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это прекрасная весна.

Картина «Скошенное поле» была написана в 1970 году. На ней изображена природа, которую так любил художник. Полотно написано в горизонтальном формате для того, чтобы передать всю широту поля. Перейдем к переднему плану полотна. На нем изображено поле, если присмотреться, можно увидеть пшеницу, которая еще не собрана в тюки.

На втором плане написаны горы, леса. На краю поля можно заметить человека, который занят работой в поле. Далее видим оранжевую машину, а правее и вдали маленький домик, из трубы которого идет дым.

Если присмотреться, мы сможем убедиться в том, что на полотне изображена первая половина лета, так как урожай на Ставрополье собирают в начале июля. Погода спокойная. По небу плывут пышные, светлые, кучевые облака.

Павел Моисеевич смог передать тот контраст первого плана с теплой, скошенной пшеницей, со вторым планом, темно-зеленым, который не сможет изобразить любой другой художник. Те красивые, плавные переходы от холодной палитре к теплой.

Картина «Летние поля Ставрополья», была написана в 1986 году. На первом плане картины, мы можем увидеть полевые цветы, совершенно разных оттенков, напоминающее теплое лето. А именно – желтые, фиолетовые, голубые, розовые оттенки. Даже сквозь светло-зеленую траву виднеются проблески синих оттенков. На первом плане, ощущается, что художник сидел на возвышенности, и писал картину глядя в бескрайние поля Ставрополья. Если обратить внимание на второй план, мы видим небольшой пруд, неподалеку от которого расположились кусты. Позади пруда стоит дерево с пышной листвой. Если обратить внимание, на небольшой холм, то можно увидеть, пасущиеся стада животных. На третьем плане картины, мы обращаем наше внимание на раскинувшиеся вдаль поля, теплых тонов. Разнотравье, достоинство наших полей. В левом углу, мы видим небольшой домик, прямоугольной формы, сбоку которого находится пруд. Возможно это ферма, куда направляется стадо коров. Углубившись вдаль, едва заметно другие домики, возможно, это дачи, фермы. Вдали поля виднеются все размытее, практически невидно линии горизонта, она слилась с небом. От середины горизонта, направляясь в правую сторону, бежит река. Я думаю это река Кубань.

Пейзаж статичен. Такой спокойный, летний день. Травы написаны ровно, без движения, даже от легкого ветерка. Без ряби в пруду, падающая тень от дерева в пруду, написана ровно. Я думаю, это середина июля, жаркий денек. На картине изображено послеобеденное время. Очень воодушевляет та глубина картины, которую нам передал художник.

Просмотров работы: 545