АНТУАН ВАТТО «ОБЩЕСТВО В ПАРКЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНТУАН ВАТТО «ОБЩЕСТВО В ПАРКЕ»

Алжанбекова З.Б. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Антуан Ватто – (10 октября 1684 – 18 июля 1721) французский живописец первой трети XVIII века, творчество которого стало прологом общеевропейского стиля рококо. Рококо- стиль в искусстве, возникший в первой половине XVIII века во Франции. Характерными чертами которого, являются роскошь, декоративная нагруженность композиций и интерьеров, грациозный и плавный орнаментальный ритм, изысканность.

Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Живописец множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например, «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.

Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, коллекционеров и граверов, владевших крупной фирмой, торговавшей картинами и гравюрами. У Мариэттов Ватто получил возможность впервые погрузиться в атмосферу подлинного профессионализма, познакомившись с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса и там же становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин, изображавших сцены итальянской комедии. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Возможно, что учеба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества, и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри. По словам еще одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить».

В 1707 или 1708 году Антуан Ватто ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». И хотя Ватто не прошел академической школы - не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций - он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей.

Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов, имея при этом возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Среди картин коллекции Ватто также встречался с мифологическими пейзажами Пуссена, а выходя из дворца, попадал в почти всегда пустынный пейзаж парка, начинавшийся с нарядных стриженых кустов, аллей и бассейнов и переходящий в запущенную густую рощу. Виды Люксембургского парка не могли не послужить визуальным материалом для последующей живописи Ватто.

С начала 1710-х годов в творчество Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актеров. Вкус к театральной образности, сформировавшийся еще в период ученичества у Жилло, стал одной из самых ярких примет его нового стиля. Но в произведениях Ватто нет реальных театральных сцен, конкретной обстановки (как в картинах его наставника Жилло). Он придумывает свои ситуации, свои мизансцены, заменяя декорации условным пейзажным фоном.

В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1894 - 1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. При посредничестве Сируа Ватто обретает мецената и покровителя в лице богатейшего банкира и обладателя одного из крупнейших собраний живописи Пьера Кроза.

В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. И в конце 1719 года уезжает в Англию (по приглашению своего подражателя и поклонника Филиппа Мерсье). В Англии картины Антуана Ватто имели большой успех.

Лучшими работами Антуана Ватто, бесспорно, считаются две картины, носящие одинаковое название «Общество в парке». Написанные с разницей в один приблизительно год. Работы близки по своему содержанию. На обоих полотнах – нарядно одетые дамы и кавалеры, представители высшего общества, беседующие или просто прогуливающиеся под сводами парка.

На полотне, датированном 1718 г., кроны деревьев имеют желто-бурый оттенок, изображена ранняя осень. И как символ этой осени – прекрасная дама на переднем плане в ослепительно желтом платье.

На картине же 1719 г., бесспорно, торжествует лето. Передний же план украшают дамы и кавалеры в пышных и роскошных нарядах. Мы также видим даму в жёлтом платье, но уже сидящую рядом с кавалером, играющем на гитаре. Рядом устроились и другие представители высшего общества, которые наблюдают за происходящим и ведут свои беседы. На левой стороне полотна стоит кавалер с интересом разглядывающий статую обнаженной нимфы. Она придает картине особое настроение, удобно устроившейся на своем постаменте у обреза левого края холста. Края этого постамента тонут в ветвях, создается впечатление, что ветви разошлись на мгновение, чтобы показать зрителю эту бронзовую дриаду, оставленную отдыхающими дамами и кавалерами без должного внимания. На втором плане картины пышный ковер из травы и лесных цветов, сочно-зеленые кроны деревьев и прозрачный солнечный свет. Кажется, что подойдя поближе почувствуешь ни с чем не сравнимый пряный букет запахов леса, услышишь пение птиц, невидимых в гуще ветвей. Ватто колоссальное значение придавал цветовой гамме, точности цветового разрешения. Он кропотливо работал над каждым участком картины, создавая своеобразную мозаику мазков. Костюмы его персонажей никогда не выглядят крикливыми на фоне красок природы, наоборот, улавливая солнечный свет парка и причудливо преломляя его, они кажутся естественным продолжением пейзажного компонента картин.

Парк предстает здесь как приют блаженства. Ватто великолепно передает блеск шелка, легкие блики солнечных лучей на траве и одежде персонажей, прозрачность и свежесть воздуха. Знакомиться с этими картинами необходимо обязательно в оригинале, поскольку репродукция не способна передать всего богатства оттенков палитры художника.

Особенностью творческой манеры Ватто является удивительная способность передавать с помощью кисти и красок легкое дыхание жизни. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте. Возможно, именно болезнь и ранний уход из жизни определили особенности пронзительного мировосприятия Ватто. Очень интересна следующая деталь: что бы ни писал Антуан Ватто, во всех его работах отчетливо уловим оттенок грустной иронии. Они кажутся сном и мечтой поэта… В этом и заключается секрет рококо – искусства об искусстве, искусства, заменяющего жизнь.

Антуан Ватто прожил короткую жизнь - её полноценный творческий период охватывает лишь 10 - 12 лет. Художник умер в зените славы, и уже после его смерти, спустя десятилетие, стиль рококо достигнет своей кульминации. Многие картины художника в настоящее время хранятся в Государственном Эрмитаже.

В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто - великий поэт восемнадцатого века. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом… Ватто, словно вновь возрождает красоту. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер, и не средневековое очарование строгости и твердости. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».

Список литературы и источников

  1. Мытарева К. В. Антуан Ватто - 50 биографий мастеров западно -европейского искусства XIV - XIX веков. - Л., Советский художник, 1968.

  2. Чегодаев А. Д. Антуан Ватто. М., Искусство, 1963.

  3. Немилова И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже.

  4. «Музеи мира» - http://muzei-mira.com/kartini_francii/464-kapriznica-antuan-vatto.html

  5. Открытки с репродукциями - http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2009/04/16841721.html

Просмотров работы: 1240