РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панфилов Е.Г. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Динамичное развитие государства зависит прежде всего от граждан страны, от людей – их инициативы, стремления изменить жизнь в родном селе, посёлке, районе, городе и стране к лучшему, от качества и эффективности самого близкого к гражданам уровня власти, то есть от местного самоуправления. Именно с него, с этого уровня, и начинается Россия» (В.В. Путин). Это значит, что активная гражданская позиция предполагает наличие инициативы, интереса к созидательной деятельности, исполнительность, осознание личной значимости, а именно проявлять активность в вопросах благоустройства, здорового образа жизни, в политических вопросах.

Современные подростки … Какие они? Говорить о подростках как об одной части общества достаточно сложно, мы должны понимать, в чем состоят их социальные запросы, и как можно влиять на юношей и девушек этого возраста.

В каждую конкретную историческую эпоху цели воспитания не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, так как воспитательный процесс связан с введением аксиологических ориентиров в духовно-прагматическую систему отношений человека к самому себе, другим людям, природе, объективным реалиям социума.

В зависимости от того, какие ценности предлагают воспитание и обучение, определяется цель и смысл образования. Формируется социальный заказ государства и общества на личность, отвечающую его потребностям, на личность, которая есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей, преобладающие интересы и стремления. Иными словами на готовность личности к индивидуальному и уникальному образу жизни, за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми

Система дополнительного образования обладает огромными возможностями, которые способствовали бы тому, чтобы развивалась социальная активность подростков и носила положительный характер, проявлялась в общественно значимой деятельности, удовлетворяла потребность подростков в самореализации.

Гражданские качества личности развиваются через формирование определенных навыков, опыта гражданского поведения. Всякий опыт формируется путем продолжительных упражнений в каком-либо виде деятельности. Деятельность для подростка должна быть не только интересна, но и результаты этой деятельности должны быть значимы для него, что будет способствовать накоплению опыта гражданского поведения и развитию гражданских.

По мнению Е. А. Ануфриева, сензитивным периодом для становления активной гражданской позиции является подростковый возраст, поскольку именно в этот период у личности развивается потребность в самореализации посредством участия в общественно активной деятельности.

С развитием гражданского самосознания в подростковом возрасте возникает выраженная потребность правильно оценивать себя через оценку собственного участия в общественно значимой деятельности. Участвуя в таком виде деятельности, получая одобрение её социально значимых результатов, подросток реализует потребность в социальном признании, на основе чего им осознается значимость социальных и гражданских ценностей.

Развитие позитивной социальной активности в подростковом возрасте обуславливает развитие активной гражданской позиции личности. Активность как качество личности присуще подросткам и выражается в поведении, взглядах на жизнь, в деятельности.

Гражданские качества личности развиваются через формирование определенных навыков, опыта гражданского поведения. Всякий опыт формируется путем продолжительных упражнений в каком-либо виде деятельности. Деятельность для подростка должна быть не только интересна, но и результаты этой деятельности должны быть значимы для него, что будет способствовать накоплению опыта гражданского поведения и развитию гражданских качеств (патриотизма, ответственности за свои действия, самостоятельности, инициативности).

С опорой на труды С. Л. Рубинштейна, исследования Ю. А. Миславского, выделили критерии развития активной гражданской позиции подростков: мотивационно - рефлексивный, деятельностный, результативный.

Критерии и показатели развития активной гражданской позиции подростков показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели становления активной гражданской позиции подростков

Критерии

Показатели

1. Мотивационно-рефлексивный

– Наличие знаний, умений и навыков гражданского поведения, необходимых для участия в общественно значимой деятельности;

– Сформированность нравственных понятий и представлений

– Интерес к общественно значимой деятельности

2. Оценочный (деятельностный)

– Участие в общественно значимой деятельности;

– Инициатива, самостоятельность в организации и реализации общественно значимой деятельности;

3. Результативный

– Наличие социально-значимых проектов

Показатели становления активной гражданской позиции подростков:

– степень овладения знаниями, умениями и навыками гражданского поведения как необходимыми компонентами гражданской активности;

– сформированность нравственных понятий, представлений, характеризующих понимание индивидом необходимости участия в общественно активной деятельности;

– уровень мотивации, связанный с общественной деятельностью, характеризующей направленность гражданской активности личности, которая позволяет выявить меру соответствия интересов личности интересам общества, коллектива, другого человека, и проявляется через отношение к труду и общественной работе;

– самодеятельность, инициатива и ответственность;

– участие в создании и реализации социальных проектов.

М.И. Шиловой были выделены три уровня проявления активной гражданской позиции подростков:

– устойчивый (относительно устойчивое, позитивное желание участвовать в общественно активной деятельности; активно-позитивное отношение к гражданским правам и обязанностям; устойчивый положительный опыт гражданского поведения);

– ситуативный (неустойчивое желание участвовать в общественно активной деятельности; нестабильное активно-позитивное отношение к гражданским ценностям; опыт гражданского поведения ситуативен);

– фрагментарный (низкий уровень желания участвовать в общественно активной деятельности; нейтральное либо негативное отношение к гражданским ценностям).

Таким образом, процесс гражданского воспитания в дополнительном образовании будет эффективен, если:

– активизируется весь потенциал системы дополнительного образования в гражданском становлении личности;

– усиливается воспитательный потенциал дополнительного образования, а именно обогащается ценностным основанием;

Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:

– методы формирования гражданского сознания,

– методы организации гражданской деятельности,

– методы стимулирования гражданского поведения,

– методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности

гражданских качеств.

Методы формирования гражданского сознания: к этой группе методов гражданского воспитания относятся методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем известно, что по мере взросления и накопления общественного (жизненного) опыта личность входит в постоянные противоречия с достигнутым уровнем и необходимостью дальнейшего познания окружающей среды. Уже имеющиеся знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы общественных явлений, отношений, ценностей и т.д. В рамках данного метода педагог ДОД целенаправленно организует восприятие обучающимся новых знаний, принципов, норм общества. Процесс направлен на формирование обобщенных знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, поэтому методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций).

Метод организации гражданской деятельности - вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача – создание условий для постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности.

Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, или, порицая подростков за отход от существующих стандартов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, элементы которого постепенно внедряются в его сознание. Поэтому нужно рассмотреть еще одну группу методов – методстимулирования гражданского поведения.

Стимулировать гражданское поведение - значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе. С одной стороны, подросток должен уметь анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия требованиям. С другой стороны, он должен знать содержание этих требований, в противном случае анализ невозможен. Третий важный аспект – педагог должен учитывать индивидуальные особенности личности подростка и опираться на них.

Четвертую – последнюю группу составляют методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств. Контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности. Поведение личности в ситуациях, требующих от нее гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию либо поощрению, либо порицанию. В таких случаях от педагога требуется разнообразить подходы к обучающемуся, используя различные формы санкций (негативные - наказания, позитивные - поощрения, формальные - опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение.

Таким образом, общественно полезный социальный опыт формируются в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования, а именно:

– ключевые компетентности обеспечиваются через проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия, как часть образовательного процесса;

– надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности, а так же другие виды образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования;

– общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность обучающихся, присутствующую как во внеурочной деятельности образовательного процесса.

В качестве первичных выделяют следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

– уровень сформированности нравственной культуры;

– уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

– уровень развития патриотических чувств;

– уровень сформированности толерантности.

Среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности подростка; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

Таким образом, в целом система дополнительного образования занимает значительное место в воспитании и гражданском становлении личности подростка, однако не все возможности и ресурсы в этом аспекте используются. Необходимо наполнение направлений воспитания аксиологическим содержанием. Именно новые ценностные основания должны стать основой проектирования воспитательного процесса. Термин «основание» предполагает ответ на вопрос «Почему?» – это вопрос о законе, времени, месте и смысле того, что свершается, «ценностное основание» отвечает на вопрос «во имя чего?», «ради чего?». Это не только вопрос направления, но и вопрос собственного смысла. Основание – это смысл, ценностное основание – это «качество», «оттенок» смысла.

Реализация аксиологического подхода позволит сохранить и поднять на новый качественный уровень систему дополнительного образования, и реализовать в полном объеме воспитательные возможности системы.

Список использованных источников

1. Ануфриев, Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений.- М.: Изд-во МГУ, 1984. –388с.

2. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Научный исследовательски институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 152с.

3. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990.

– 199с.

4. Вступительное слово В.В. Путина на заседании II Всероссийского форума сельских поселений. – Режим доступа http://archive.government.ru/special/docs/15547/

Просмотров работы: 1365