ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Осипова О.Ю. 1, Милованова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно И.С. Кон, профессиональное самоопределение начинается в детстве и заканчивается в ранней юности, когда необходимо принять решение, влияющее на дальнейшую жизнь человека [3].

Профориентационные занятия в начальной школе направлены на формирование конкретно-наглядных представлений о мире профессий у детей, которые создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Творческий подход к этим занятиям побуждает интерес к той или иной области трудовой деятельности.

Я.А. Пономарев понятие «творчество» рассматривал как взаимодействие, ведущее к развитию, а в широком смысле – взаимодействие людей [4, с.11]. Следовательно, творческая работа – это результат творческих усилий человека, который подразумевает создание чего-то уникального и нового.

Среди разнообразия творческих работ для профориентационной работы целесообразнее использовать следующие:

1. Сюжетно-ролевые игры о профессиях – позволяют ученикам удовлетворить основные потребности: общение, познание окружающего мира, активные движения, активное участие в жизни взрослых; способствуют через свое воображение реализовать себя и понять, нравится ему та или иная профессия. Например, «Я дизайнер», «Магазин», «Парикмахерская».

2. Рисуночные методики. Обычно проводится после знакомства с профессией для того, чтобы оценить усвоенные основные элементы профессии. Ученикам можно предложить нарисовать, каким они представляют человека, выполняющего эту работу. Рисуночные методики лучше применять в 1-2 классах, потому что в этом возрасте у учеников недостаточно развита письменная речь. Например, в начале занятия в левой части листа детям предлагается нарисовать как они представляют данную профессию, а в конце занятия нарисовать в правой части учащиеся изображают свои представления после полученных новых знаний, далее происходит сравнительный анализ.

3. Оформление уголка профессий в классе. Дети размещают на стенде различные фотографии, книги, рисунки с изображением профессий, которые нравятся им.

4. Проектные работы. Творческие проекты детально проработанной структуры не имеют, потому что учащиеся сами намечают себе схему работы и выбирают профессию, к которой у них есть интерес, например, этими проектами могут быть сочинения на тему понравившейся профессии, стенные газеты, посвященные профессиям.

5. Методика неоконченных предложений. Детям предлагаются незаконченные предложения, которые им нужно дополнить. С их помощью ученик дает информацию, которая касается его личности, взаимодействия с окружающим миром. При помощи этого задания можно определить, какая профессия нравится ученику. Например, Я был бы рад…; Мне нравится…; Я мечтаю…; Я планирую…; Мне не нравится…; Мне нравится делать…

На внеклассных мероприятиях ученики узнают о новых профессиях посредством творческих работ: разыгрывание различных ролевых сценок (учащиеся придумывают свой сюжет и распределяют роли по своим интересам, например, «Персонажи мультфильмов и их профессии», «Кто есть кто?», «В поисках профессии»); чтение стихов (ученики начинают интересоваться профессией благодаря стихотворениям, например, Борис Заходер «Строители», Сергей Чертаков «Повар», Агния Барто «Ветеринарный врач»); ролевые игры (ребенок примеряет на себя определенную профессию, которая также распределяется по интересам, например, «На собеседовании», «Строители», «Диалог учителей»).

Таким образом, одна из целей профориентационной работы в начальной школе – дать учащимся возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности через творческие работы. Разнообразие заданий дает ребенку лучше понять, что именно нравится ему, что лучше получается, а что не получается. Это самопознание необходимо для того, чтобы ребенок смог выбрать дальнейшее свое направление, исходя из своих интересов.

Список литературы:

  1. Вышаковская, И.Д. Профориентационная работа в учреждениях образования: справ. пособие [Текст] / И.Д. Вышаковская и др. – Минск: А.Н. Вараксин, 2010. – 166 с.

  2. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.

  3. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256с.

  4. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Издательство «Наука», 1976. – 302с.

Просмотров работы: 454