КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ачкасова А.В. 1, Милованова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования, одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы учащимся было интересно.

Задачами профориентационной деятельности в начальной школе, согласно ФГОС НОО, являются:

  1. познакомить с разнообразием мира профессий;

  2. дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

  3. формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

  4. развивать интеллектуальные и творческие возможности;

  5. воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда [1].

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение, целью которой является самоопределение обучающихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий [2, с.34-36].

Обучение в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У некоторых детей очень рано обнаруживается интерес к отдельным из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [Error: Reference source not found, с.560].

Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, родственников, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях.

Расширить можно с помощью кружковой работы, обеспечить которую должна начальная школа. Для своего развития следует пробовать свои силы и возможности в кружках различной направленности с целью выявления своих склонностей и способностей, а в процессе работы дети узнают, что-то новое о профессиях, заинтересовавших их внимание. Существует множество кружков различной направленности:

  1. Научно-техническая направленность (кружок технического моделирования).

  2. Эколого-биологическая направленность (кружки юных цветоводов, биологов, краеведения).

  3. Художественно-эстетическая направленность (кружок макраме, художественной вышивки, тестопластики и др.).

  4. Музыкально-театральное творчество (фольклорный кружок, кукольного театра и др.).

По результатам труда обучающихся в кружках разной направленности осуществляется организация выставочных работ, по различным тематикам: «В гостях у Самоделкина», «Школа мастеров», «В мире прекрасного», «Все работы от души, все работы хороши!» [3].

Кружковую профориентационную работу можно проследить на примере кружка «В мире профессий». Работа в кружке происходит модульно, т.е. для каждого класса свой блок тем для изучения, например:

1 класс – «Играем в профессии». Ознакомление происходит по следующим темам: «Все работы хороши, все профессии нужны», «Дядя Степа-милиционер», «Мы идем в магазин» и др. В процессе изучения этих тем дети знакомятся с разного рода профессиями посредством просмотра видеофильмов, ролевых игр, чтения детских рассказов про профессии и викторины по ним.

В первом классе все знакомство в основном происходит в процессе игры, т.к. игра является ведущей деятельностью в возрасте 6-7 лет.

2 класс – «Путешествие в мир профессий». Профориентация проходит по следующим темам: «Моя профессия», «Мастерская удивительная профессия», «Профессии все хороши, выбирай любую на вкус» и др. Изучение этих тем идет с помощью конструирования, аппликации, бесед с работниками различных профессий, написаний сочинений «Кем я хочу быть?» и т.д.

3 класс – «У меня идут года». Предлагаются следующие темы для изучения: «Мир профессии», «Угадай профессии», «У кого мастерок, у кого молоток», «Истоки трудолюбия» и др. Работая по этим темам, детям предлагается создать проект «Моя профессия», проводятся беседы с применением дидактических игр, викторины и т.д.

4 класс – «Труд в почете любой, мир профессий большой». Изучение и обобщение проходит по таким темам: «Все работы хороши», «Веселые мастерские», «Человек трудом красен» и др. В процессе работы дети пишут сочинения, играют в игры, ходят на экскурсии, проводятся беседы с элементами игры и многое другое.

Кружковая деятельность по профориентации важна для младшего школьника, т.к. она воспитывает у учащихся трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда, а также помогает раскрыть свой интерес к той или иной профессии. Благодаря кружковой работе у младших школьников на первоначальном этапе (пассивно-поисковом) осуществляется первичный профессиональный выбор.

Список литературы:

  1. Власова, Е.В. Профориентационная работа в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Власова. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/site/6828-2014-12-22-21-15-09.pdf (дата обращения 22.12.2016)

  2. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т.Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза. – Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36,

  3. Каркавина, О.Н. Система профориентационной работы в начальной школе [Электронный ресурс] / О.Н. Каркавина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2016/05/07/sistema-proforientatsionnoy-raboty-v (дата обращения 22.12.2016)

  4. Никитина, Е. Кружок в начальной школе. Работа кружков в начальной школе [Электронный ресурс] / Е. Никитина. – Режим доступа: http://fb.ru/article/230829/krujok-v-nachalnoy-shkole-rabota-krujkov-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 23.12.2016)

Просмотров работы: 1383