МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Деменев А.А. 1, Милованова Л.А. 2
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
2ФГБОУ ВО "Шадринский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время вопрос формирования и развития успешной личности приобретает всё большую актуальность. Профориентационная работа сегодня является неотъемлемой частью программы повышения качества образования.

Профессиональная ориентация не предполагает, что школьники должны выбрать профессию одну и на всю жизнь. Профориентация помогает учащимся профессионально самоопределиться.

Грамотно организованная профориентационная работа способствует решению многих проблем. В нашей стране существует очень много профессий, поэтому важно правильно определиться с будущей профессией и реализовать свой потенциал. Научить понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности – таковы задачи начальной школы.

Целью профориентации в начальной школе считается приобретение знаний о мире профессий и формирование интереса к миру труда через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности. Методически грамотно составленная программа по профориентации поможет ребенку сделать правильный выбор профессии в будущем, правильно определить свое место в трудовой деятельности и жизни.

В профориентационной работе в начальной школе применяются различные методы и приемы.

У первоклассников во время проведения профориентационных мероприятий начинают формироваться первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека. На начальном этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе, например, встречая продавца в магазине, стоит поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке акцентировать внимание детей на то, как работают строители, какими инструментами при этом пользуются и т.д. Также учитель может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, посадить вместе с родителями цветок в горшок и ухаживать за ним. На классных часах педагог может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе» и др. [2].

Во 2 классе продолжается знакомство школьников с миром профессий, углубляются знания о них. Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период учителю можно провести с учащимися беседу на темы «Кем работает мама», «Кем работает папа». На данном этапе нужно познакомиться с такими профессиями, как врач, портной, повар, водитель, т.е. с теми профессиями, которые мы наблюдаем каждый день. Также беседу можно сопроводить показом документальных фильмов. На данном этапе очень важным является приобщение учеников к трудовой деятельности в школьном саду [2].

В 3-4 классах продолжается знакомство учащихся с трудовой деятельностью окружающих людей. На данном этапе у учащихся определяются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу. Данный этап отлично подходит для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются ежедневно – плотник, токарь, слесарь, маляр. Для более подробной демонстрации данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важным моментом также считается организация внеклассных тематических уроков, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на интересующие вопросы [2].

Кроме вышеперечисленных методов, можно организовать кружки технического, спортивного и художественного творчества. Такие творческие кружки способствуют в определении и в выборе своей бедующей профессии.

Также можно использовать в профориентационной работе в начальных классах активизирующие методы:

  1. Настольные профориентационные игры способствуют формированию элементарных представлений о терминах и видах профессий, а также расширению кругозора младших школьников о современных профессиях, их представителях и специфике профессий. Это позволяет использовать данный метод как «домашний», как средство самостоятельного использования детьми и их родителями. В игровой форме учащимся предоставляется возможность применить на себе специфику профессий и влияние некоторых социальных статусов. Примером может служить игра «Профессия – специальность». В данной игре учитель называет профессию, а детям необходимо называть соответствующую специальность, например профессия учитель, а специальность учитель литературы и т.п.

  2. Бланковые карточные профориентационные игры. Во время данной игры учитель рисует на доске бланк и записывает некие критерии описания профессии, участники перерисовывают такой же бланк на своих листочках и постепенно заполняют его, при желании могут зарисовать свои представления о названной профессии. Важным элементом процедуры является не сама игра, а процесс рассказа своих мыслей или рисунка. Примером критериев описания профессий могут служить такие вопросы: нуждается ли человек в специальной экипировки в данной профессии, какие опасности могут подстерегать в данной профессии, какие ручные инструменты могут использоваться и т.п.

  3. Игровые профориентационные упражнения основаны на применении эффективной процедурной модели, когда младшие школьники садятся в круг и разыгрывают небольшие ситуации, обсуждают интересующих факты той или иной профессии. Эти упражнения позволяют ученикам выйти на должные стереотипы поведения мышления, посмотреть на свое отношение к профессии как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении своего интереса. Только при учете всего этого ученик сможет определить своё поведение к миру профессий. Распространенным примером данного упражнения считается метод завершения незаконченных предложений (Каждый учитель математики должен…, каждый строитель способен…). Ни в одном из начальных предложений не стоит обращать внимание на определённую область мыслей, стремлений, намерений. Учащиеся имеют право закончить предложения любым образом, никаких ограничений не существует. Желательно только, чтобы они даже не догадывались, в каком направлении будет проводиться дальнейшая работа [1].

  4. Карточные информационно-поисковые системы (профессьянсы). Ученикам предлагаются карточки, которые необходимо разложить в определённом порядке по группам. Критерии распределения не имеют определённых ограничений, учитель определяет их сам в зависимости от иллюстраций. Главным достоинством карточных технологий являются предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых профессий. В индивидуальных информационно-поисковых системах по определенным правилам младший школьник составляет из карточек образы своих профориентационных проблем и сам пытается, подобрать пути их решения.

  5. Оформление уголка по профориентации «В мире профессий». Данный метод позволяет наглядно показать мир профессий, что предполагает неоценимое воздействие на активизацию работы в классе, как самих учащихся, так и коллектива родителей учеников. Каждому ученику отводится определённая роль в оформлении уголка, кто-то отвечает за внешний вид, кто-то за информационную насыщенность одной профессии, кто-то другой, следующие ученики могут отвечать за сохранность уголка. Основная цель данного метода предполагает предоставление информационно-справочных услуг учащимся и их родителям.

Профориентационная работа в начальной школе должна осуществляться в единстве урочной и внеурочной деятельности. В этот период у учеников начинает развиваться интерес к многообразию профессий, и важно помочь им познакомиться с большим количеством профессий. Дети участвуют в общественно-полезной деятельности (уход за комнатными цветами, изготовление игрушек, поделок), которая оказывает положительное влияние на формирование их интереса. Если дети осознают, что их трудовая помощь нужна людям, они испытывают огромное удовольствие. Для младших школьников необходима и важна наглядность и частое изменение видов деятельности. Также нужно отбирать материал, который должен соответствовать возрасту и интересам ученика, поэтому цели профориентационной работы в каждом классе первой ступени образования будут различными.

Список литературы:

  1. Игровые профориентационные упражнения / Сост. Н.А. Грицан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/409/32707.php
  2. Худякова, С.В. Методы и приёмы профориентации в начальной школе [Электронный ресурс] / С.В. Худякова. – Режим доступа: https://infourok.ru/metiody_i_priemy_proforietacii_v_nachalnoy_shkole-345713.htm
Просмотров работы: 706