В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности. Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Выделяют достаточно большое количество различных видов проектной деятельности, отличающихся по различным критериям. Мы остановимся на проекте внеклассного чтения, основной целью которого является самостоятельное знакомство детей с творчеством различных поэтов.
В данной статье мы будем рассматривать проект на тему: «Осень в изображении русских поэтовБлагодаря проекту учащиеся расширят свои знания о красоте природы осенью, о поэтах которые пишут про прекрасное время года.
В проекте учащиеся будут исследовать жизни и творчество таких поэтов, как А.Толстой, И.Бунин, А.Пушкин и познакомятся с их лирикой. Потренируются читать выразительно.
Природа – источник красоты... Писатели, поэты, композиторы и художники черпали свое вдохновение в родной русской природе.
Цели данного проекта - найти информацию о жизни и творчестве поэтов; научиться прочувствовать настроение стихотворения; научиться анализировать, сравнивать, делать умозаключения; воспитывать любовь ко всему прекрасному; сформировать бережное отношение к природе.
Для реализации целей были поставлены следующие задачи:
Расширить знания у детей 3 класса о русских поэтах, их творчестве через стихотворения.
Воспринимать стихотворения, как «чудо», созданное писателем.
Развивать творческие способности детей.
Участники проекта: учитель, учащиеся, родители.
Работа над проектом проходит по следующим этапам:
Первый этап урока: Это когда учитель объявляет учащимся тему проекта в нашем случае это: «Осень в изображении русских поэтов». Следующим шагом идет распределение на команды, дети делятся сами, выбирают тех ребят, с которыми им комфортней работать. После того как команды сформированы учитель знакомит детей с планом проекта, дает памятку для каждой группы, после это учащиеся продумывают работу и распределяют задания между собой в группе.
Второй этап: Учитель дает эмоциональный толчок, подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Чтение стихотворение, просмотр видео ролика и тд.
Третий этап-заключительный: Это важный момент обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта. Рефлексия учебной деятельности и самооценка.
Методическая разработка рассчитана на возраст детей 3 класса общей образовательной школы. Я разделила учащихся на четыре группы и заранее подготовила тексты стихотворений. Для каждой группы стихотворения и поэта, с которым им предстояло работать, дети определили методом жребия. На подготовку проектной деятельности было выделено – одна неделя. Каждой группе я раздала памятку, в которой был написан план работы.
План работы для всех групп:
Выбор капитанов.
Распределить обязанности для каждого участника группы
Подготовить краткую информацию о жизни и творчестве поэта (каждая группа готовит про своего поэта); представить в виде презентации.
Найти выразительные средства, которые использовал автор, определить их роль в данном стихотворении, представить данную работу в виде краткого анализа стихотворения, на отдельном листе сдать учителю (один анализ от группы).
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (одна иллюстрация от группы);
Подготовиться к конкурсу чтецов (выразительное чтение стихотворения); задание для одного человека из группы;
Теперь представлю план работы каждой группы отдельно.
1группа: Стихотворение А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».
Рассказать биографию поэта, представить её в виде презентации.
Подготовить выразительное чтение стихотворения (один человек из группы)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин,Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю. (А. Толстой)
Ответить на вопросы: Какова основная мысль стихотворения, что нам передает поэт, какие изобразительные средства вам встретились при прочтении(эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д), какими бы красками вы нарисовали иллюстрацию к этому стихотворению.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (Один человек из группы)
2 группа: Стихотворение И.Бунин «Листопад».
Познакомиться с жизнью поэта, представить её в виде презентации.
Подготовить выразительное чтение стихотворения (один человек из группы)
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой...
(И. Бунин)
Ответить на вопросы: Что пытается рассказать Бунин этим стихотворением, какие изобразительные средства вам встретились при прочтении (эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д), какими красками вам представлялся листопад читая это стихотворение.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (один человек из группы)
3 группа: Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Представить презентацию в ней рассказать о жизни и творчестве поэта.
Подготовить выразительное чтение стихотворения (один человек из группы)
Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась.Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Какие чувства вызвало это стихотворение.
Рассказать о том, какой нам представлена осень.
Сравнить с другими стихотворениями А.Пушкина про осень, познакомить весь класс с этими стихотворениями.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (один человек из группы)
4 группа: Стихотворение А.Плещеев «Осень»
Рассказать о жизни и творчестве поэта, сделать презентацию.
Подготовить выразительное чтение стихотворения (один человек из группы)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
(А. Плещеев)
Какие изобразительные средства вам встретились во время прочтения.
Сравнить стихотворение А.Плещеева «Осень» со стихотворением К.Бальмонт «Осень»
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (один человек из группы)
Примерный план анализа стихотворений:
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
5. Тема, идея стихотворения.
6. Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова раскрывающие главную мысль поэта.
Перед началом мероприятия мы с учащимися подготовили класс к работе, расставив парты на четыре группы. Дети расселись по своим местам. Каждая группа интересно представила свой проект. Все задания были выполнены в соответствии с поставленными требованиями, соблюдены технические нормы в составлении презентации. После того, как дети продемонстрировали свои проекты, мы провели «Конкурс чтецов», после которого было устроено анонимное голосование по выбору победителя, а так же сделали выставку рисунков, которые были нарисованы к стихотворениям.
Данный проект сформирует у учащихся знание о русских поэтах, о стихотворениях, любовь к природе, бережному отношению к ней. Умение работать в группе, самостоятельно анализировать стихотворения, проявлять творческие способности. Юным школьникам представилась возможность оценить работу своих одноклассников из других групп, такая работа позволяет развивать способности к различным мыслительным операциям
Список литературы:
Заниматика // [Электронный ресурс.] URL http://zanimatika.narod.ru/Nachalka12_2.htm
Проектная деятельность – ЗАВУЧ // [Электронный ресурс.] http://www.zavuch.ru/methodlib/297/93424
Стихотворения А.С.Пушкина // [Электронный ресурс.] http://www.bugaga.ru/pozdravlenya/stihi/1146753524-stihi-pushkina-dlya-detey-3-klassa-korotkie.html
Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы);Издательство: Баласс, 2013 г