В основе формирования универсальных учебных действий находится «умение учиться», которое предполагает полное освоение таких компонентов как: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции. «Умение учится», также является значительным фактором повышения освоения учениками предметных умений, знаний и формирования компетенций.
Рассмотрим, что представляют собой познавательные УУД. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.[1]
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
После того ,как стало ясно, что такое познавательные УУД ,внесем ясность о письменном отображении языка, т.е правописании. Правописание — раздел языкознания, отвечающий за правильность передачи слов на письме.
В 4 классе правописание является важной частью изучения русского языка. И на изучение правописания отводится много часов.
Рассматривание процесса формирования познавательных УУД в данной статье будет проводиться на примере технологической карты.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.[6]
Рассмотрим формирование познавательных универсальных действий при изучении правописания, а именно при изучении темы «Правописание не с глаголами» по учебнику Издательского центра “Вентана-Граф”, авторы: Иванов С.В., Кузнецова М.И. из УМК «Школа 21 века».[4];[5]
В данной технологической карте будут формироваться такие познавательные УУД как :
логические: анализ объектов с целью выделения признаков, умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, формулирование проблемы,решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
моделирование
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить анализ работы.
А теперь, на примере технологической карты урока, подробнее рассмотрим с помощью каких упражнений формируются познавательные УУД.
Тема |
«Правописание не с глаголами». |
|
Цель |
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Частица не с глаголами”. |
|
Основное содержание темы |
формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями; способствовать обогащению словарного запаса уч-ся; формировать орфографическую зоркость прививать навык самостоятельного приобретения знаний; воспитывать интерес к изучению русского языка. Учиться писать не с глаголами, запомнить глаголы, которые без не не употребляются. |
|
Термины и понятия |
Частица, предлоги и приставки, существительное, прилагательное, глагол. |
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. |
|
Время реализации урока |
45 мин |
|
Планируемый результат |
||
Личностные умения осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества. |
Метапредметные умения Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра. |
Предметные умения изучить орфографическое правило о правописании не с глаголом; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания не с глаголом; повторить правописание приставок в глаголах. |
Организация образовательного пространства |
||
Межпредметные связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Литературное чтение Использование поговорок. |
Информационный материал Учебник С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1, Демонстрационный материал Электронная презентация Оборудование: проектор, экран, компьютер |
Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. |
Доброе утро, ребята! . Душу и сердце в работу вложи,Каждой секундой в труде дорожи. Слайд(1) -А ваш труд это учёба. Итак, начинаем урок русского языка. Трудимся так, чтобы всем было интересно. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки |
II. Разминка для глаз. Палец к носу и от носа. Моргание 10 раз. Свободно смотрим. Круг в одну сторону. Круг в другую сторону. Слайд 2 -На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. Бб Бб Бьет, бежит, большой, разбудил Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой) -Ребята,а что мы знаем о гаголе ? Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. (слайд 4 )
Самопроверка. Выставление отметки по критериям. (слайд 5 ) Что значат глаголы для нашей речи? Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи? |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Разминка для рук. Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать.. Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи. -О глаголе Глагол. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. |
||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. Создаёт проблемную ситуацию. |
Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №6) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) Из какого ковша не пьют, не едят,А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица) Всех я вовремя бужу,Хоть часов не завожу. (Петух) Был ребёнок – Не знал пелёнок,Стал стариком – Сто пелёнок на нём. (Капуста) Кто ни разу шага не сделал? (Воробей) Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами? Учитель: Будет ли не предлогом? Почему? Какие служебные части речи вы знаете? А вот что это за часть речи мы тоже сегодня узнаем -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд7 ) - Какие цели поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. -Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики “Давай подумаем”...(Стр80) -Какой вывод мы можем сделать после прочтения ? Прочитайте поговорки. (Обращается к презентации. Слайд №8) Потчевать велено, а (не)волить грех.Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.Плохо можется, коли (не)здоровиться. - Напишите, выделенные глаголы, у себя в тетрадях раскрывая скобки карандашом |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Отгадывают загадки (Замок) (Созвездие Большая Медведица) Петух) Капуста) (Воробей) Не нет .Перед глаголами никогда не стоят предлоги. Предлоги, частицы, союзы. -мы не знаем как пишется не с глаголами 1.Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами. 2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово. Учащиеся читают текст учебника и выясняют, кто же правильно предположил,а кто допустил ошибку в предположении Частица не пишется раздельно с гаголом |
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
||||||||||||||||
IV. Выявление места затруднения |
Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно. В чём ваше затруднение? Где мы можем найти и прочитать правило? Построение проекта выхода из затрудненияПрочитайте тему нашего урока. (На доске) Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №г6) - Чтобы достичь цели нам надо составить план действий. 1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 81 2. Вывести алгоритм действий. (Обращается к презентации. Слайд №9) Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами. Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно. - Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться? -Как надо поступить в данном случае? Выясним значение слов |
Мы не знаем правило. В учебнике Дети: Научиться писать частицу не с глаголами. Алгоритм: 1)Нахожу глагол с частицей не 2)Определяю употребляется ли глагол без частицы или нет 3)если употребляется,то пишу раздельно 4) если не употребляется ,то пишу слитно Да. Нет. Нет В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так: ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь; негодовать – значит возмущаться, быть недовольным. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
||||||||||||||||
5.Первичное закрепление. Устанавливает осознанность восприятия. |
А сейчас потренируемся. Но еще раз повторим алгоритм написания не с глаголом Записать в два столбика, раскрывая скобки. (не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здороваться, ( не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать (Обращается к презентации. Слайд №12) -Выполнить упражнение 1 стр. 81. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2. Прочитай. Запиши, раскрой скобки. Слайд 13 Оправдался
|
Работаем по алгоритму. Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно. . |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует деятельность по применению новых знаний. |
Самостоятельная работа слайд 14 Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не. Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку. (Обратиться к презентации. Слайд №14) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть. |
Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
||||||||||||||||
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию |
Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - Мы открыли новые знания: НЕ – частица; узнали о правописании НЕ с глаголов, пополнили словарный запас. А где же пригодятся полученные знания на уроке? -В чём были трудности? Оцените свою работу на уроке. Давайте поделимся мыслями об уроке? Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение. Домашнее задание –упражнение 4 на стр 83 |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы. |
Список использованной литературы:
1.Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
2.Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с
3. Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.1, Издательство: ВЕНТАНА-ГРАФ
4. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках русского языка в УМК "Школа XXI века"/Романова Марина Васильевна. [Электронный ресурс].URL: http://festival.1september.ru/articles/620261/ (дата обращения)15.12.2016 5. Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание НЕ с глаголами"/Черных Ольга Николаевна. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/528431 (дата обращения) 08.12.16 6. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся/ Волявко Наталья Николаевна. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/630119 (дата обращения) 8.12.2016