Дружбой называют «личные бескорыстные отношения между людьми, которые основаны на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях» [2].
Дружба в жизни человека играет одну из важных ролей. Настоящий, верный друг всегда выслушает, поймет, разделит с тобой и счастье, и горе. Без друзей наша жизнь не была бы наполнена столь яркими красками.Наверное, поэтому дружбе посвящено так много пословиц и поговорок, например, Настоящий друг – это величайшее сокровище, Верный друг познается в беде,дружба – великая сила. Во все времена поэты и писатели рассуждали в своих произведениях на тему дружбы, какая она бывает, что ею движет, зачем она человеку.
Особое значение имеет дружба в жизни ребёнка. О детской дружбе писали Виктор Драгунский («Денискины рассказы»), Валентина Осеева («Динка»), Александр Куприн («Белый пудель»), Людмила Дунаева («Дождь»), Михаил Самарский («Радуга для друга») и многие другие.
Особое внимание хочется уделить творчеству российского прозаика, поэта,писателя Николая Павловича Воронова. Николай Павлович писал о людях, труде, он многое брал из своего детства, из своих воспоминаний, именно поэтому именно его произведения являются настолько правдивыми, трогательными, поучительными, интересными, увлекательными [4]. Большое место в творчестве Воронова Николая Павловича занимает тема дружбы. В каждом своем произведении он обращается к важным моральным вопросам: чести, достоинства, любви и самое главное настоящей или подлинной дружбы.Примерами его произведений, в которых он затрагивает эти вопросы, являются: «Юность вЖелезнодольске», «Побег в Индию», «Теплые монеты», «Голубиная охота», «Мальчик, полюбивший слона». Меня лично затронули два последних произведения, о них я и хочу поговорить.
Повесть «Голубиная охота», написанная в 1971 году, рассказывает о жизни мальчика, который безумно любил голубей [3]. Но мать с бабушкой запрещали ему их заводить. Поэтому мальчик со всеми остальными ребятами приходили к Петьке Крючину, ведь тот держал голубей. Мальчики готовы были быть «Петькиными шестерками» и выполнять все Петькины задания, только лишь бы он впустил их понаблюдать за голубями. Но разговор я хочу продолжить не о том.
У нашего главного героя был друг и родственник Саша Колыванов. Они везде и всегда были вместе. И когда у Петьки исчезли голуби, наш герой выпросил денег у родителей на голубей, взамен пообещав хорошо учиться.Голубей они приобрели вместе с Сашей, ухаживали за ними, кормили их. Однажды, когда один из голубей, которого звали Страшной, взлетел, сел на будку и начал снимать связки, для того чтобы улететь. Саня вызвался помочь другу и поймать голубя, зная, что наш герой пообещал матери, что не будет лазать на барак. Но тот в свою очередь приказал, чтоб Саня не лез на барак, так как плохо поддерживает равновесие. И казалось бы, забота о друге, общий интерес, поддержка… вот она настоящая дружба.
Но как показало дальнейшее развитие событий, «Друг оказался вдруг и не друг, и не враг, атак». Многое произошло в жизни нашего мальчика, он сильно привязался к своим голубям, он их любил, ухаживал, заботился. Другу своему, Саше Колыванову, «не насовсем, а на зиму», он отдал своих голубей. А тот проиграл их. Я думаю, нашего героя переполняло чувство обиды и разочарования. Ведь он доверил чуть ли не самое дорогое своему другу. А друг предал,проиграл голубейчеловеку, который безжалостно оторвал голову голубке на глазах у главного героя.
Прочитав рассказ, понимаешь, что только временем проверяется дружба.Нужно ценить друзей, ценить их доверие, заботу, ведь потерять все в один миг из-за своего бездумного поступка.
Другая повесть, которая вызвала у меня бурю эмоций, называется «Мальчик, полюбивший слона» [6].Н.П. Воронов делает акцент на взаимоотношениях между людьми и животными. В повести рассказывается о мальчике, которого звали Гека Иговлев. Этого мальчика никто не принимал. Сверстники над ним издевались, даже собственная мать его унижала и испытывала неприязнь по отношению к нему. Все члены семьи были агрессивно настроены к мальчику. Иногда он мог доверить свои сны отцу, когда тот был пьян. И сестра Алевтина временами проявляла благосклонность по отношению кГеке.
Я думаю, что мальчик смирился с таким отношением к себе и не искал понимания и поддержку со стороны других людей. Конечно, его не все устраивало в жизни, но он ничего не мог изменить.
Но однажды его жизнь приобрела смысл и радость. Он нашел себе настоящего друга, который понимал его с полувзгляда. Не могу сказать с полуслова, так как это был не человек, а животное, и это был слон. Слон был очень похож на мальчика, не внешностью, нет, он был похож своими внутренними переживаниями. Они оба были одиноки в этом мире, но при встрече друг друга их жизнь приобретала яркие краски. Они понимали, что испытывает каждый из них, заботились друг о друге, переживали. Мальчик через все запреты и преграды рвался к слону. Ведь только с ним он испытывал себя счастливым и нужным.
Говорят, что животные ничего не понимают…, они понимают, даже побольше людей. Гога, так звали слона, очень трепетно относился к мальчику, хоть и каждый человек предостерегал Геку, что слон ненароком может его раздавить. Но слон, видя дружелюбный настрой мальчика, подпустил его ближе всех остальных. Гека очень отдалился от семьи, и был готов сбежать без разрешения матери в Челябинск, куда увозили слона на гастроли. Как был рад Гека, когда директор согласился взять его с собой. Он расположился в вагоне вместе с Гогой, так звали слона. Но радость этих двух длилась не долго, злой служитель, как только мальчик и слон потеряли чувство осторожности, обманом выкинул мальчика с вагона… Нельзя описать словами то чувство боли, горести Геки и Гоги… При чтении этого момента наворачиваются слезы.
После произошедшего мальчика увезли в горы, позже он узнал, что его единственный, настоящий друг умер, по дороге в Челябинск, слон не смог пережить эту разлуку. Гека же «упал под круглокронной ветлой. Плакал.
Его разыскали отец с матерью. Пытались узнать, что с ним. Он молчал. А когда они стали сердиться, крикнул:
— Вас не касается, не касается!»
После прочтения этой повести ничего не хочется говорить, хочется просто молча осмыслить это произведение, проанализировать его… в голове зарождаются вопросы: почему люди настолько жестоки? И как можно после этого рассказа говорить, что настоящей дружбы не существует?
Все произведения Воронова пронизывают читающего целиком и полностью. Они заставляют задуматься о дружбе, о людях, которые нас окружают, о значимости друзей в нашей повседневной жизни. У каждого из нас должен быть друг, их может быть немного, но один настоящий, лучший друг должен быть у каждого.
Список литературы
Прокофьева, А.В., Григорьева, В.И. Выявление философских и природоведческих мотивов в стихотворении Н.П.Воронова «Желна» // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической заочной конференции. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 149 с. – С.90-03.
http://gigabaza.ru/doc/83917.html
https://www.livelib.ru/book/1000759172-golubinaya-ohota-nikolaj-voronov
http://biograf74.ucoz.ru/publ/v/quot_dushoj_magnitogorec_ja_quot/13-1-0-27
http://www.rulit.me/books/zakon-dushi-read-357315-24.html
http://lit.lib.ru/w/woronow_n_p/text_0190.shtml