ЧИСТОТА И НЕПОРОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА "СНЕЖИНКА" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЧИСТОТА И НЕПОРОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА "СНЕЖИНКА"

Юхкевич К.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Хочу представить вашему вниманию прекрасное стихотворение Константина Дмитририевича Бальмонта «Снежинка». К. Д. Бальмонт – великий поэт «серебряного века». Его некоторые стихотворения лишь недавно были включены в учебные хрестоматии для начальной школы. Это стихотворения «Снежинка», «Осень», «Капля». Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году.[1]

Каждый, кто прочтет стихотворение, как будто вместе с поэтом впервые увидит красоту зимы. Узнает, какой путь проделывает красавица снежинка, прежде чем попасть к нам на землю.

Это стихотворение включено в программу «Перспектива», в 3 классе, авторами которой являются Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. В учебнике также даны красочные иллюстрации к стихотворению, которые помогают детям ощутить всю прелесть и красоту нашей русской зимы.[2]

Данное произведение относится к лирическому литературному роду, жанр – пейзажная лирика. При прочтении стихотворения просыпается чувство свободы. Снежинка, порхает по воздуху, летит туда, куда ей хочется, но при этом охотно поддается ветру, как бы доверяя ему всю себя. И мы видим не только красоту нашей любимой природы, но и замечаем, что природа в отличии, он нас, от людей, бескрайняя и свободная.

В творчестве Константина Дмитриевича немало таких прекрасных произведений о зиме, как «Снежинка». Стихотворения Константина Бальмонта неподдельно искренние, что, кажется, поэт беседует с читателем о природе, рассказывает про снежинки, вьюги, зиму, тем самым передавая все свои восхищения.

Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Главной героиней стихотворения явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая. Таким образом, создается не только образ настоящей и свободной снежинки, но и мягкого чуткого ветра.

«Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается».[2]

Сюжет произведения очень прост и понятен. Автор описывает жизненный путь крохотной снежинки, её хоть и недлинный, но увлекательный полет. Снежинка спускается к нам с чистого и бескрайнего неба, попадая совершенно в другой для себя мир. И автор подчеркивает, что она просится именно на землю.

«Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится».[2]

В стихотворении не встречается никаких трагических моментов, которые бы заставляли читателя переживать о крохе-снежинке. Наоборот, при прочтении возникают чувства спокойствия и счастья, Читатель как будто остается с природой наедине. Автор заставляет читателя отвлечься от жизненной суеты и увидеть маленькие удивительные моменты, которые происходят вокруг нас.

Главным символом зимы является снег. А снег получается из миллионов снежинок. Они такие крохотные, что мы их совсем не замечаем. А ведь снежинка является настоящим произведением природы. По словарю Ожегова: «СНЕЖИНКА, -и, ж. Пушинка, кристаллик снега.»[3] В стихотворении Константин Дмитриевич подтверждает это определение в самом начале стихотворения:

«Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!»[2]

Стихотворение разделено на четверостишия, в каждом из которых раскрывается определенный момент истории полета снежинки. Так же стихотворение написано перекрестной рифмовкой. Что помогает лучше передать настроение автора. И для детей такая рифма очень удобна для заучивания стихотворения наизусть. Рифма - дактилическая, с ударением на третий от конца строки слог; точная, все звуки хорошо сочетаются друг с другом, нет резких перепадов. Такой строй стихотворения ярче и четче передает настроение и чувства автора, помогает лучше проникнуть в произведение.

Стихотворение основывается на олицетворении. Среди огромных сугробов, снегопадов, автор замечает одну лишь её, светлую красивую снежинку. Образ крохотной незаметной снежинки раскрывается, как образ чистой, беззаботной, свободной души. В самом начале автор называет её «чистой» и «смелой», потому что, героиня-снежинка не боится, а наоборот летит в незнакомый для себя мир с удовольствием.

«Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится».[2]

Слова автора следом подтверждают её смелость и решительность. Её дорога резка и стремительна, но снежинка легко пролетает свой намеченный путь.

«Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула».[2]

Она покинула свой привычный, красивый и спокойный мир, бескрайнее голубое небо и бросилась в неизвестную и опасную для нее страну. Ведь в процессе её полёта с ней могло многое случится, но природа, как будто защищает её от всех бед.

«В лучах блистающих, Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая».[2]

В этом четверостишие автор выделяет красавицу-снежинку среди всех «хлопьев». Автор называет их просто хлопьями, чтобы лучше обратить наше внимание именно на неё одну, смелую и сильную снежинку, которая проходит так легко все испытания.

«Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается».[2]

Сейчас перед нами появляется необычный образ ветра. Ведь мы привыкли представлять ветер, как сильное и непреодолимое явление. Но здесь ветер становится ласковым и нежным. Он как будто бережно несет снежинку на своих руках. И она нисколько не боится его, а напротив, подчиняется, доверяя ему себя.

«Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено».[2]

При чтении именно этих строк чувствуется особая трепетная любовь между маленькой снежинкой и массивным, могучим ветром, который с ней ведет себя совершенно иначе, чем всегда. Но при всей нежности и спокойствии, используется слово «бешено». Автор обращает наше внимание на силу и мощь ветра. Но при всем при этом ветер бережёт кроху-снежинку.

«Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается, Звезда кристальная».[2]

И вот закончился свободный полет снежинки, и она наконец-то касается земли. Она попала туда, куда она очень хотела. Автор называет снежинку кристальной звездой, что еще больше подчеркивает её необычайную красоту и хрупкость.

«Лежит пушистая,Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая!»[2]

В конце чувствуется, как снежинка счастлива и спокойна. Она добилась своей изначальной цели. И вот теперь она лежит такая пушистая и белая, наслаждаясь своим спокойствием. Такие слова, как «белая», «чистая», помогают нам представить снежинку хрупкой, по-настоящему прекрасной и светлой.

Стихотворение очень актуально во все времена. Многие люди не любят такое время года, когда всегда морозно и пасмурно. Мы бегаем в суете и не замечаем, что происходит вокруг. И именно это стихотворение дает возможность, хоть не секундочку, обратить внимание на такое прекрасное время года, как зима. Ведь это самая красивая пора. Весь мир преображается, становится таким светлым и ярким. Особенно красиво, когда падают эти крохотные кристальные звездочки, которые укладываются в ровные, мягкие сугробы снега.

Я считаю, что такие стихотворения нужно изучать в школе. Они помогают детям видеть во всех мелочах, что-то прекрасное и удивительное. Как видят авторы таких замечательных произведений о природе. А главное, такие стихотворения учат детей любить и беречь природу. Ведь это наш родной дом.

Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка»

Светло-пушистая,Снежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!Дорогой бурноюЛегко проносится,Не в высь лазурную,На землю просится.Лазурь чудеснуюОна покинула,Себя в безвестнуюСтрану низринула.В лучах блистающихСкользит, умелая,Средь хлопьев тающихСохранно-белая.Под ветром веющимДрожит, взметается,На нем, лелеющем,Светло качается.Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено.Но вот кончаетсяДорога дальняя,Земли касается,Звезда кристальная.Лежит пушистая,Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая!

Список литературы:

  1. Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 27.12.2016).

  2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

  3. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

Просмотров работы: 1018