ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ В СТИХОТВОРЕНИИ С. В. МИХАЛКОВА «МОЙ ЩЕНОК» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ В СТИХОТВОРЕНИИ С. В. МИХАЛКОВА «МОЙ ЩЕНОК»

Гренева К.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сергей Владимирович Михалков (28 февраля [13 марта] 1913, Москва, Российская империя - 27 августа 2009, там же, Российская Федерация) - советский русский писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, а с 1992 по 2008 - председатель Международного сообщества писательских союзов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Писать стихи Сергей Владимирович Михалков начал рано, когда ему не было и 9 лет. С 12 лет он уже начал работать. Автор работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал сотрудником газеты «Известия», пусть даже внештатным. В то время в биографии Сергея Михалкова его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны. Например, в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях» и т.д. Однако после печати поэмы «Дядя Степа» еще более прославился. В 1935 (год выхода поэмы) Михалков начинает учебу в Литературном институте. А уже в 1937 году он входит в «Союз писателей СССР». Буквально за несколько лет поэт Сергей Михалков стал известен по всему Союзу. Во время войны Михалков работал корреспондентом в газете. Вместе с солдатами прошел всю войну, но даже в это суровое время он не прекращал писать для детей.[2]

С.В. Михалков был человеком, который не переставал радоваться и удивляться всю свою жизнь. Он написал очень много стихотворений, сказок для ребят.

В этой статье мы рассмотрим одно из известных стихотворений Михалкова – «Мой щенок». В этом стихотворении автор говорит об отношении девочки к её щенку, об их дружбе и любви. Произведение начинается со слов, в которых можно увидеть, как девочка узнала, что пропал её щенок. Она очень расстроилась и переживала за него:

«Я сегодня сбилась с ног -

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.»[1]

Девочка начинает вспоминать утро, как он себя вел и что делал, пытаясь найти ответ на свой вопрос «Почему же он пропал?:

«…

Стал по комнатам ходить,

Прыгать,

Лаять,

Всех будить.

Он увидел одеяло –

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул -

С медом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,

Еле вылез

И пропал...»[1]

У девочки никак не получилось найти ответ на вопрос. Она начинает сильно переживать, что же с ним могло случиться. Она перебирала все варианты в своей голове, и что могли его украсть, и что щенок заблудился и не может найти дом:

«Может быть, его украли,

На веревке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь

Заставили?

Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился,

Ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?»[1]

Девочка не могла себя ничем занять, она сидела и ждала своего любимого щенка. Её надежда и вера в то, что щенок вернётся, помогла щенку вернуться домой. Вернулся он грязным и с распухшим носом, но живой. Его было не узнать:

«Вдруг

Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это?

Мой щенок.

Что случилось,

Если сразу

Не узнала я щенка?

Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела.»

«Весь укутанный,

В постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу -

Я сама его лечу.»

[1]

Рассмотрев сюжет стихотворения можно быстро и легко понять проблематику, которую хотел показать автор. Это проблема отношения людей и животных. Не каждый человек сможет поступить, так как поступила девочка. Она его не отругала и не побила, за то, что он сбежал из дома, а поняла, простила и даже лечила его, не смотря ни на что. Таким образом, можно сказать, что девочка очень любит своего щенка и никогда его не бросит и не отдаст никому. Это можно понять, только прочитав название стихотворения «Мой щенок». Что же это за слова «мой» и «щенок»? «Мой» - принадлежащий мне, имеющий отношение ко мне. А «щенок» - детёныш собаки, а так же лисы, волчицы, соболя, котика и некоторых других животных.Рассмотрев значения этих слов можно сказать, что у девочки был именно её щенок, за которого сильно переживала, которого любила и жалела, и который принадлежал только ей. И в стихотворении она делает все возможное, что бы был счастлив рядом с ней.[3]

Щенок в стихотворение представлен озорным, шаловливым, любопытным и шустрым. Скорее всего, именно любопытство подвигло его убежать из дома, последствием чего и стала его «заболеваемость». Девочку мы видим, как любящую животных, а именно своего щенка, то, что она очень расстроилась и сильно переживала за него.

После рассмотрения содержания стихотворения, хотелось бы затронуть его написание. Это стихотворение лирического жанра. Автор в написании стихотворения использовал двухсложную стопу – хорей, мужскую рифму, смежную рифмовку и четверостишия. Потому, что именно такая сущность стихотворения является наиболее легкой и быстрой к запоминанию и прочтению, обладает большей динамикой. Поэтому прочитав его пару раз, уже можно рассказать его наизусть.

Так же автор использует тропы и фигуры речи в своем стихотворении, что эмоционально окрасить его. Например, эпитетом «страшный зверь» автор говорит о том, каким вернулся щенок домой, т.е. с распухшим носом, не видно глаз, перекошена щека – издалека таким щенок и покажется страшным. Используется анафора «Два часа его звала, Два часа его ждала» для того, что бы усилить чувства переживания девочки, то, как она расстроилась из-за пропажи. [1]

Подводя итог, можно сказать, что стихотворение в современное время очень актуально. Оно показывает то, как нужно относиться к нашим «братьям меньшим». Ведь не раз в своей жизни мы слышим или, возможно, и видим, как дети и даже взрослые издеваются над домашними животными. С.В. Михалков в свою очередь показывает этим стихотворением, то, как он к ним относится, а именно он любит и уважает животных. Стихотворение поучительное и в то же время веселое. И правильно, что такие стихотворения находятся в программах начальной школы, а именно в программе «Школа России»: учебник «Родня речь», 2 класс, 2 часть, которые учат детей в раннем возрасте уважительному отношению не только к природе и животным.

Список литературы

  1. Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/[сост. Р60 Л.Ф. Климанова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 223с.: ил. – ISBN 5-09-014201-7. Стр. 35.

  2. Википедия/Михалков, Сергей Владимирович. [Электронный ресурс] Wikipedia®: https://ru.wikipedia.org/wiki/Михалков,_Сергей_Владимирович (дата обращения: 8.01.2017)

  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 стр.

Мой щенок.

Я сегодня сбилась с ног -У меня пропал щенок.Два часа его звала,Два часа его ждала,За уроки не садиласьИ обедать не могла.

В это утроОчень раноСоскочил щенок с дивана,Стал по комнатам ходить,Прыгать,Лаять,Всех будить.

Он увидел одеяло -Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул -С мёдом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,На пол с лестницы упал,В клей залез передней лапой,Еле вылезИ пропал…

Может быть, его украли,На верёвке увели,Новым именем назвали,Дом стеречьЗаставили?

Может, он в лесу дремучемПод кустом сидит колючим,Заблудился,Ищет дом,Мокнет, бедный, под дождём?Я не знала, что мне делать.Мать сказала:- Подождём.

Два часа я горевала,Книжек в руки не брала,Ничего не рисовала,Всё сидела и ждала.

ВдругКакой-то страшный зверьОткрывает лапой дверь,Прыгает через порог...Кто же это?Мой щенок.

Что случилось,Если сразуНе узнала я щенка?Нос распух, не видно глаза,Перекошена щека,И, впиваясь, как игла,На хвосте жужжит пчела.Мать сказала: - Дверь закрой!К нам летит пчелиный рой. –

Весь укутанный,В постелиМой щенок лежит пластомИ виляет еле-елеЗабинтованным хвостом.Я не бегаю к врачу -Я сама его лечу.

Просмотров работы: 1880