Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная школа является отправной точкой для всего учебного процесса, т.е. на этом этапе обучения необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка[1].
Использование тестовых заданий становится неотъемлемой частью на уроках в начальной школе, это одна из систем организации контроля, закрепления и усвоения знаний[2]. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:
тестовые задания должны соответствовать теме, цели и задачам урока;
при составлении тестовых заданий должен учитываться возраст учащихся;
тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
вопросы в тесте должны идти от простого к сложному;
необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Применение тестов позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным, наглядным, интересным и понятным для младших школьников, что способствует повышению мотивации обучения. С помощью систем тестирования можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Применение тестовых заданий позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем.
Для систематизации полученных знаний по теме «Слово. Предложение. Текст» была составлена технологическая карта, в которой были использованы тестовые задания.
Технологическая карта
Предмет |
Русский язык |
Класс |
2 |
Тема |
Обобщение знаний о слове, предложении, тексте |
Тип |
Закрепление |
Представления о результатах |
– регулятивные:
– познавательные:
– коммуникативные:
|
Цель урока |
Систематизировать знания о предложении и тексте. |
Технология
Этап |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Ι.Организационный этап. |
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем. |
Беседа |
Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Проверяют свою готовность. Приветствуют учителя.Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. |
II. Сообщение темы и цели урока. |
Сформулировать тему, цель и задачи урока |
Нас встречает Королева Речь. Она пришла не одна, а со своими подданными. Посмотрите на На экране слова: слоги, звуки, текст, слова, предложения. Составьте логическую цепочку из данных названий. Объясните. Сегодня мы будем работать над темой: Тема: «Обобщение по теме слово, предложение, текст». Цель урока: Систематизировать знания о предложении и тексте. Задачи: Будем составлять… Будем развивать… Будем воспитывать… |
Беседа. Логическая цепочка |
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Логические УУД: Анализ, синтез. Обобщение. |
Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Фиксирует тему на доске, слайде. |
Выполняют задание. Формулируют тему, цель и задачи урока. |
III. Актуализация знаний. |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
А начнем мы с проблемы. Однажды подданные королевы Речи рассорились между собой. Кто из них главнее и нужнее для человека. Сценка. ТЕКСТ: конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: но ты состоишь из предложений, значит, я главней. СЛОВО: а я не буду спорить. Каждый школьник сумеет постоять за меня. Выяснять, кто главнее, только время терять. А с кем согласитесь вы? Я не встану пока ни на чью сторону, а вернусь к этому вопросу в конце урока. А пока отправимся за поиском ответов. Мне нужно поддерживать с вами связь, поэтому воспользуемся знаками: ? – не все понятно, есть вопросы. ! – все понял, было интересно. . – все понятно. |
Беседа. Сценка. |
Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач Познавательные УУД: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу; осуществлять самоконтроль. |
Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует творческую работу детей, оказывает индивидуальную помощь |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Группа детей показывает сценку. Коллективная работа |
ΙV. Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Закрепить полученные знания |
Открываем тетради: число, классная работа. ( комментируем орфограммы). розымо бей ро во яц за ведь мед Что мы записали? Сколько звуков в каждом слоге? Что можно составить из слогов? Запишем в тетрадь. Морозы, воробей, заяц, медведь. Что можно составить с данными словами? Пропустим строку (для будущего заголовка). Составьте предложение с первым словом. |
Минутка чистописания. Диалог. |
Регулятивные: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательные: -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; - Слушают учителя; - Отвечают на вопросы учителя Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме |
Организует работу в тетрадях |
Выполняют задание. Комментируют орфограммы. |
Закрепить полученные знания |
Наступили сильные морозы. Записываем. Определяем по цели и интонации. Определяем основу предложения. А что делают в сильные морозы медведи? А что делают в сильный мороз зайцы? А как спасаются воробьи? Кому приходится труднее всего? ( «Как спросим, так и ответим») Картинки с животными. А можно ли из наших предложений составить текст? Что нужно сделать? Определить тему, главную мысль, определить порядок предложений, придумать заголовок, придумать заключительное предложение |
Практические: письменные упражнения |
Познавательные: Расширение собственного кругозора; Обогащение своей речи выразительными средствами языка. Коммуникативные УУД: Умение слышать других и участвовать в обсуждении. |
Организует работу с предложением. Организует работу с текстом. |
Выполняют задания. Определяют основу предложения. Определяют предложения по цели и интонации. Определяют главную мысль текста. Придумывают заголовок и заключительное предложение. |
|
Запись текста. Морозы. Наступили сильные морозы. Медведи спят в своих берлогах. Зайцы бегают по лесу в поисках пищи. Труднее всего приходится воробьям. Они летят к жилью человека. Давайте поможем птицам пережить зиму! (Побуд., воскл) ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА под музыку. - Покажите сигнальную карточку на этом этапе. Продолжаем работу. Давайте еще раз взглянем на логическую цепочку, составленную вначале урока: слоги, слова, предложения, текст. Могли бы вы сейчас ответить, какой компонент нам в речи совсем не нужен? |
Письменные упражнения. Музыкальная физминутка. Сигнальные карточки. |
Регулятивные: -выполнять учебные действия в речевой форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Логические УУД: Уметь анализировать и обобщать. |
Организует работу с текстом. Показывает движения физминутки |
Самостоятельная работа Записывают текст в тетради Оценивают свою работу на уроке |
||
V. Проверка усвоения изученного материала |
Организация самостоятельной, групповой учебной деятельности |
Сейчас перед нами одна волшебная книга. Волшебница – речь ведет в ней свои записи. Но вот некоторые из них стерлись, и читать стало невозможно. Давайте попробуем восстановить записи. Предложение – это… Начало предложения пишется… По цели предложения бывают… По интонации предложения бывают… Текст – это… Тема текста – это… Главная мысль текста – это… Работа в группах. Обсудите в группах, можно ли написанное назвать текстом. Определите порядок следования предложений. Проставьте номера следования предложений. Нет ли лишних предложений. Придумайте заголовок. ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА КОНЬКАХ. ПРИШЛА ЗИМА В ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ В СНЕГУ. НА ПОЛЯНЕ СЛЕДЫ РАЗНЫХ ЗВЕРЕЙ. ТИХО И БЕЛОСНЕЖНО КРУГОМ. Проверка: представитель группы читает составленный текст. Определяем тему и главную мысль текста. Повторяем правила записи текста. Самостоятельно записывают текст в тетрадь (под тихую музыку) Проверяем по слайду. Покажите условный знак, как вы поработали. Давайте вернемся к спору. Посмотрите на слайд еще раз и скажите, кто прав в том споре: ТЕКСТ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как выполним тест. ТЕСТ. 1. ТЕКСТ состоит из: А) предложений Б) звуков В) слов 2. ТЕКСТ – это: А) отдельные предложения Б) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу В) слова, связанные по смыслу и грамматически 3. По заглавию можно определить: А) сколько предложений в тексте Б) тему текст В) автора текста 4. ТЕКСТ имеет А) только заглавие Б) только части В) заглавие и части 5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ в тексте должны следовать в строго порядке А) да Б) нет В) не знаю 6. На конце предложения ставится: А) . ! Б) смайлик В) , (запятая) Соберите слово из полученных букв. Что у вас получилось? УМНИЦА |
Восстанови запись. Работа в группах. |
Познавательные: – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: - умение заслушивать выступления других. - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. - строить высказывания, понятные для других. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. Коммуникативные УУД: Оформление устной и письменной речи в форме текста. Умение работать в группе. Познавательные УУД: Систематизировать полученные знания. Регулятивные УУД: Коррекция результатов |
Организует работу в группах и самостоятельную работу. |
Фронтальная работа Групповая работа. Придумывают заголовок. Определяют порядок предложений. Самостоятельная работа с тестом |
VI.Рефлексия. |
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
С каким настроением закончим урок? Прикрепите на доску условный знак, каким вы бы хотели закончить урок. Чем занимались на уроке? А в жизни все это может нам пригодиться? Я благодарю за хорошую работу, что были собранные и справились с такой трудной темой. |
Диалог |
Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач. |
Организует беседу в конце урока. Выставление оценок. |
Отвечают на вопросы учителя. |
VII.Домашнее задание |
Подготовить рассказ по теме урока в опоре на интеллект – карту. |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают д/з |
Анализируя опыт использования системы тестирования на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Таким образом, внедрение технологий тестирования в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Список литературы:
«Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.
Л.Л.Николау «Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов»,Начальная школа. - №10 , 2008 с.46-49
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, и др. «Тесты: Начальная школа» Учебно-методическое пособие М., Дрофа, 2002
Планируемые результаты начального общего образования./Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М., 2010г.
Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград: Учитель, 2011г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.