В основу Стандаﺍрта положен системно-деятельностный подход, котоﺍрый развивался в течение пﺍрошлого века. Этот подход пﺍредусматривал целенаправленное фоﺍрмирование учебной деятельности учащихся, включение их в учебное сотﺍрудничество различных уﺍровней, активизацию познавательных интересов. Знание уже не предлагалось учащимся в готовом виде, они сами определяли необходимость поиска новых способов действий, планировали, контﺍролировали и оценивали свою деятельность. Учитель в развивающем обﺍучении выступает оﺍрганизатором деятельности учеников, а не транслятором готовых знаний, котоﺍрые нужно запомнить и повторить. Разﺍработка теории учебной деятельности выявила необходимость изменения образовательной паﺍрадигмы в XXI веке.
Неотъемлемой частью ядра нового рта являются рсальные учебные (УУД). Под универсальными учебными в современной педагогической науке понимается упность действий и связанных с ними учебной работы, способность субъекта к у усвоению знаний и сознательному и у присвоению нового опыта, стремление к саморазвитию и ршенствованию [1].
Функциями универсальных учебных являются: 1) обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность ставить учебные искать и необходимые средства и достижения, контролировать и процесс и деятельности; 2) создание для развития и ее самореализации на готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в рном обществе, социальной и профессиональной мобильности; успешного усвоения умений и и формирование картины мира и в любой предметной области [7].
Универсальный УУД непосредственнов том, что они, во-первых, носят надпредметный, характер, во-вторых, обеспечивают целостность личностного и развития и личности, в-третьих, обеспечивают преемственность всех образовательного процесса, в-четвертых, лежат в организации и любой учащегося от ее содержания, в-пятых, обеспечивают этапы учебного и психологических учащегося [4].
В основных универсальных действий четыре Личностные УУД, Познавательные УУД, УУД и Регулятивные УУД.
Мы остановимся на универсальных действиях, так как данный вид УУД не только в формирования самоорганизации деятельности у школьников, но и в успешности обучения в начальной школе.
Регулятивные прежде обеспечивают организацию их деятельности. К ним
1) целеполагание как учебной на соотнесения что уже и учащимся, и что еще
2) планирование – последовательности целей с конечного составление и действий;
3) прогнозирование – результата и усвоения его характеристик;
4) контроль в сличения действия и его с эталоном с обнаружения и от
5) коррекция – необходимых и в план и действия в расхождения реального и его
6) оценка – и учащимся что уже и что еще усвоить, качества и усвоения;
7) саморегуляция как к сил и к усилию (к в мотивационного и к препятствий [1].
Процесс регулятивных учебных непосредственно происходит на всех обучения языку и во всех деятельности уже с обучения
К основным направлениям в работе по формированию регулятивных универсальных учебных действий относится пропедевтическая работа, которая направлена прежде всего на открытие учащимися новых знаний в ходе выполнения заданий поискового характера, успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, сверка ответов, правил с вариантом учебника, корректировка в случае необходимости и на основе полученных знаний провести самооценку и рефлексию своей деятельности.
На наш взгляд, особое значение в формировании регулятивных универсальных учебных действий имеет непосредственно систематическая практика по работе с типовыми заданиями, которые направлены на актуализацию регулятивных действий у учащихся не только на уроках изучения нового материала, но и на уроках повторения и закрепления.
Рассмотрим приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий на примере урока обобщения и систематизации знаний о составе слова в третьем классе по программе УМК «Школа России». (см. приложение 1)
К основному приему формирования целеполагания следует отнести создание проблемных ситуаций (проблемы) например:
Учитель сообщает учащимся, о том, что сегодня она получила необычное письмо, показывает и читает письмо:
«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами».
Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие, найти эти сокровища и раздает детям бескозырки. Учащиеся вместе с учителем решают путешествовать на корабле.
- Но, ребята, посмотрите… Мы не отплыли совсем…
- Что нам мешает? (якорь)
Чтобы убрать якорь, учитель предлагает выполнить задание. На доске появляются «значки».
Учитель:
-Найдите «лишний значок» и расставьте «значки по порядку».
-Что у нас получилось? (графическое изображение состава слова)
-Итак, как вы думаете, какие знания мы должны повторить, обобщить и систематизировать сегодня путешествуя на уроке? Сформулируйте задачи урока. (Повторить и закрепить знания о составе слова).
-Сформулируйте тему урока или название путешествия? (Выслушиваются мнения учащихся)
-Итак, тема урока или название нашего сегодняшнего путешествия – «Обобщение знаний о составе слова».
Процесс целеполагания является коллективным действием, так как каждый ученик – это и участник, и активный деятель и созидатель общего творения, при этом учащиеся не только учатся высказывать свое мнение, а именно учатся слушать и слышать другого.
Для формирования умения планирования, наиболее удачными и эффективными являются следующие приемы:
обсуждение готового плана для решения учебной задачи (проблемы);
работа с деформированным планом для решения учебной задачи (проблемы);
составление своего плана для решения учебной задачи (проблемы);
Приведем примеры:
Учитель предлагает учащимся поработать в группах. Каждая группа получает разрезанную на части карточку с деформированным планом нахождения корня. Задача учеников – обсудить в группе и составить из перечисленного правильный план разбора слова по составу.
Алгоритм разбора по составу:
1. Выдели суффикс.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4. Измени слово и выдели в нем окончание.
5. Выдели приставку.
Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои работы. Учитель сравнивает с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку.
Учитель: Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев. В обмен на свою часть карты он предлагает вам проиграть в игру «Морфемное домино». (Учащимся предлагаются карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся.)
-Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другом карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ». Имейте ввиду, каждый ответ должен подтверждаться примерами.
Данное задание формирует у учащихся не только умение работать по установленному плану, но и планировать свою деятельность, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности и формирует установки на поиск способов разрешения трудностей.
Прогнозирование направлено, прежде всего, на предвосхищение результата с учетом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с лишними и недостающими данными. Приведем пример такого задания.
Учитель:
–Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?
– Послушайте рассказ, называется он «Родственники».
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница!
– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.
– Назовите корень в этих словах.
– А почему гусеница не является им родственником?
– Ребята, а кто такие гуси?
– А на какие группы мы можем разделить гусей?
– А какую пользу они приносят?
– А кто такая гусеница?
– Нужно ли уничтожать гусениц? Почему?
Мы считаем, что действия предварительного контроля заключаются именно в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем, например:
До начала работы учитель предлагает учащимся ответить на несколько вопросов: Смогу ли я выполнить это задание? Трудно ли оно для меня? В чем заключается трудность? Нужна ли мне помощь, и какая?
Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения работы) в свою очередь должна сопровождаться словесной оценкой. Учащийся все время сверяет свой результат и действия с эталоном, и это входит в привычку. Процессуальный контроль целесообразно провести в устной форме, например:
«проговаривание» - один из учеников объясняет, другой комментирует.
При проведении итогового контроля по завершению работы следует вновь вернуться к задаче, которую решали, например:
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Над чем работали? Что надо было сделать? Как мы выполнили это задание?
По мнению, Л. А. Фроловой, кандидата педагогических наук, оценочные умения младших школьников формируются в процессе выполнения на уроках тестовых заданий [5].
Учитель:
– Мы получили недостающую часть карты. Но чтобы нам добраться до сокровищ и чтобы вы смогли получить награды в виде оценок, пираты предлагают вам выполнить тест.
– Будьте очень внимательны! Если вы считаете, что утверждение верное ставите знак «+», если нет то «-». Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над чем еще придется поработать.
(Тест у каждого ученика)
Тест «Состав слова»
1. Корень – это главная часть предложения.
2. Родственные слова ещё называют однокоренными.
3. Основа – это часть слова с окончанием?
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными?
5. Корни в родственных словах пишутся одинаково.
6. Окончание – это изменяемая часть слова.
7. Суффикс помогает образовывать новые слова.
8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
9. Корень – это общая часть родственных слов.
10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными.
После проверки результатов тестирования непосредственно проводится сличение результатов, которое является инструментом анализа ошибок, их причин и выявления затруднений. Следует отметить, что тестовые задания не только помогут учащимся усвоить учебный материал, но и воспитать у него самооценку.
Самооценка у учащихся развивается, когда где ученик в сотрудничестве с учителем участвует в применении критериев оценивания к разным конкретным ситуациям.
Например:
После выполнения того или иного задания учитель подходит к ученику и задает вопросы:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал все правильно или были недочеты?
– Ты составил все сам или с чьей-то помощью?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке по заданным учителем критериям, используя непосредственно разные знаково-символические средства, например:
- А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии.
- Ребята, посмотрите, на острове сокровищ много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать дерево таким же красивым, как и остальные.
На доске нарисовано дерево. Учащимся раздаются нарисованные листочки двух цветов – зеленые, желтые и красные:
– я считаю, что у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было
– у меня были трудности, с которыми я справился
– мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать.
Таким образом, рассмотренные нами приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволят эффективно и целенаправленно вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться.
Список используемой и цитируемой литературы
Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская. И.А.Володарская и др.; Под ред. А.Г.Асмолова. ‑ М., Владос, 2008. ‑ С.54-65.
Горецкий, В. Г. Русский язык: учебник: для 3 класса: В 2 ч. Ч. 1. /В.Г.Горецкий, В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС/ Ресурс: [ http://festival.1september.ru/articles/626611/ ]
Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. /Н.Г.Кудрявцева. //Справочник заместителя директора. ‑ 2011. ‑ №4. ‑ С. 13-27.
Фролова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников при изучении состава слова. /Л.А.Фролова. //Начальная школа. ‑ 2015. ‑ №5. ‑ С. 36-41.
Предмет |
Русский язык |
Класс |
3 |
Программа |
УМК «Школа России» |
Учебник |
Русский язык, авторы: В.П. Канакина., В.Г. Горецкий., 3 класс. В двух частях. М. - «Просвещение», 2013 г. |
Тема урока |
Обобщение знаний о составе слова |
Цели: |
1)образовательные: -обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова; -проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; - формировать умения разбирать слова по составу, соотносить слова и схемы состава слов. 2)развивающие: -развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, внимание учащихся; - формировать умения анализировать, проводить самопроверку и самооценку своей деятельности; 3) воспитательные: -воспитывать активность, самостоятельность, ответственность. |
Планируемые результаты: |
Личностные умения: развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные умения: Познавательные: постановка и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; планирование своих действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и внесение коррективов. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Тип урока |
урок обобщения и систематизации знаний |
Вид урока |
урок путешествие. |
Формы организации урока: |
|
Оборудование |
|
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап. |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу. - Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники – тетрадь, ручка, карандаш… Все готовы? Приступаем к работе! |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии |
Минутка чистописания. |
- Ребята, догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. - Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г. -Правильно, это буква ж. (слайд 1) -А сейчас сядьте все правильно, возьмите ручки и пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной до конца строки. |
-Буква ж |
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; |
Постановка учебной задачи |
- Сегодня утром я получила необычное письмо. (Учитель показывает и читает письмо) (слайд 2 ) - Я предлагаю нам отправиться в путешествие и найти эти сокровища. Будем надеяться, что за столько лет пираты изменились и согласятся отдать нам свои части карты или обменять на что – либо. - Итак, отправляемся в путешествие! (Учитель раздает бескозырки детям) - На чем же мы поплывем? (Учитель показывает рис.корабля) (Слайд 3) - Но, ребята, посмотрите… Мы не отплыли совсем… - Что нам мешает? (Слайд 4) - Чтобы убрать якорь, необходимо выполнить задание: – Ребята, посмотрите, у меня на доске появились «значки». (Слайд 5) – Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? – Что он обозначает? – Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку?– Что же у нас получилось? (слайд 6) -Итак, как вы думаете, какие знания мы должны повторить, обобщить и систематизировать сегодня путешествуя на уроке? Сформулируйте задачи урока. (слайд 7) -Сформулируйте тему урока или название путешествия? -Итак, тема урока или название нашего сегодняшнего путешествия – «Обобщение знаний о составе слова» (слайд 7) - Откройте свои «бортовые журналы», давайте запишем дату и название нашего путешествия. - Смотрите, якорь исчез! Мы поплыли! Ура! (слайд 8) |
-Да! -На корабле -Якорь -Да, есть. Восклицательный знак (!) -знак препинания (один ученик выходит к доске и расставляет «значки» по порядку) -графическое изображение состава слова (Выслушиваются мнения учащихся) - Повторить и закрепить знания о составе слова (Выслушиваются мнения учащихся) |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;планирование своих действий; Познавательные: постановка и решение проблемы; Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; формирование умения слушать и слышать. |
Работа по теме урока |
- Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев. (слайд 9) - В обмен на свою часть карты он предлагает вам проиграть в игру «Морфемное домино» (см.приложение 2) (Учащимся предлагаются карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся.) - Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другом карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ». Имейте ввиду, каждый ответ должен подтверждаться примерами. -Итак, что мы повторили с помощью данной игры. - Вот мы получили с вами первую часть карты. Молодцы! (слайд 10) - Отправляемся дальше - А сейчас заглянем к боцману Акулову. (слайд 11) -Он предлагает отдать нам свою часть карты в обмен на правильные ответы учащихся. – Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?– Послушайте рассказ, называется он «Родственники». – Вы кто такие?– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?– А я ваша тетя – Гусеница!– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.– Назовите корень в этих словах. – А почему гусеница не является им родственником?– Ребята, а кто такие гуси? – А на какие группы мы можем разделить гусей? – А какую пользу они приносят? – А кто такая гусеница?– Нужно ли уничтожать гусениц? Почему? -Да, ребята, Господь создал гусениц и это тоже нужно для гармонии в природе. Как только какое-то звено выпадает, то ломается вся пищевая цепочка и может случиться маленькая или не очень маленькая экологическая катастрофа. Поэтому гусеницы очень важны, как звено пищевой цепи.– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? – Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными? -Молодцы!Вторую преграду успешно преодолели и получили вторую часть карты. (слайд 12) - Следующий пират, к которому мы заглянем – это капитан Щупало. (слайд 13) - Если вы хотите получить следующую часть карты, Вам, работая в паре, необходимо привести в порядок алгоритм, т.е. определить и записать правильную последовательность разбора слова по составу. (Учитель раздает карточки) (см. приложение 3) (Проводится взаимопроверка и взаимооценивание) -Итак, что мы повторили с помощью данного задания. - Мы получили третью часть карты. (слайд 14)
- Для дальнейшего плавания нам нужна энергия. Проводится игра с мячом: «Образование однокоренных слов с корнем – ГРИБ -, -СТОЛ- (гриб, грибок, грибница, грибной, грибник; стол, столик, столовая, настольная). » -Отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. Отправляемся за последней частью к лоцману Крабову. (слайд 15) – Мы получим его часть карты в обмен на правильно выполненные задания. 1 задание. Самостоятельная работа. -Мы на физминутке образовывали однокоренные слова с корнем –ГРИБ- и –СТОЛ- - Запишите слова в столбик и разберите слова по составу. Гриб Стол Грибок Столик Грибной Столовая Грибник Настольная – Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? -Приготовьте алгоритмы, которые вы, работая в паре, записывали в правильной последовательности. (Проводится сверка с доской и самооценивание) Учитель подходит к нескольким ученикам и задает вопросы каждому: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал все правильно или были недочеты? – Ты составил все сам или с чьей-то помощью? – Какую отметку ты бы себе поставил? -Итак, ребята, какие умения формировались при выполнении этого задания? 2 задание. Прочитайте слова. Соотнесите слова и схемы слов. (задание на доске) -Назовите слова, которые подходят к первой схеме. -Назовите слова, которые подходят ко второй схеме. -Назовите слова, которые подходят к третьей схеме. -Спишите слова в порядке расположения схем, выделите значимые части слова. (Проводится фронтальная проверка) -Итак, какие умения формировались при выполнении данного задания? - Мы получили недостающую часть карты. (слайд 16) - Но чтобы нам добраться до сокровищ и чтобы вы смогли получить награды в виде оценок, пираты предлагают вам выполнить тест.
(Тест у каждого ученика.) (см. приложение 3) – Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите знак «+», если нет то «-». Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над, чем еще придется поработать. Проводится самопроверка и самооценивание. – Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения учащихся.) |
-Мы повторили знания о значимых частях слова, что они обозначают, как их найти в слове и каким знаком они выделяются в слове -Гусь, Гусыня, Гусята -Гус -Слово гусеница не имеет общую часть -Птицы -Домашние и дикие -Перо, мясо, яйца -Личинка насекомых (Ответы учащихся) - Что не все слова с одинаковым корнем могут быть родственными -С одинаковым корнем и близкие по смыслу -памятка или алгоритм разбора по составу -Умения разбирать слова по составу -Почка, облако. - Звёздочка, оленята, зёрнышко, заморозки, дочка, кормушка. -Подсвечник, пришкольный, подорожник, поездка. -Умения соотносить слова и схемы состава слов |
Регулятивные:умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности внесение коррективов; формирование осознанной взаимооценки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:умение планировать свою деятельность; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности и внесение коррективов; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Итог урока Рефлексия |
- Сокровища найдены! Мы добрались до них! (слайд 17) - Итак, чему вы научились в путешествии? -Все ли было понятно? -Может кто–то испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? - А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии. - Ребята, посмотрите, на острове сокровищ много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать дерево таким же красивым, как и остальные.(На доске нарисовано дерево. Учащимся раздаются нарисованные листочки двух цветов – зеленые, желтые и красные: – я считаю, что у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было – у меня были трудности, с которыми я справился – мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать) - Наше путешествие подходит к концу! Мы возвращаемся в класс. -Всем спасибо за урок! (слайд 18) |
(Выслушиваются ответы учащихся) (Ученики приклеивают листочки на дерево) |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и эмоции; Регулятивные: развитие способности к самооценке;рефлексия своей деятельности на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Морфемное домино»
Перечисли значимые части слова |
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа. |
Что такое приставка? |
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. |
Что такое корень слова? |
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. |
Что такое суффикс? |
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. |
Что такое окончание? |
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. |
Какие слова мы называем однокоренными? |
Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. |
Алгоритм разбора по составу: 1. Выдели суффикс. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4. Измени слово и выдели в нем окончание.5. Выдели приставку. |
Тест «Состав слова» Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-). 1. Корень – это главная часть предложения. 2. Родственные слова ещё называют однокоренными. 3. Основа – это часть слова с окончанием? 4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? 5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. 6. Окончание – это изменяемая часть слова. 7. Суффикс помогает образовывать новые слова. 8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 9. Корень – это общая часть родственных слов. 10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными. |