ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 3 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ЖЕЛТОВСКОЙ Л. Я. («ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ») - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 3 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ЖЕЛТОВСКОЙ Л. Я. («ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»)

Литвинова А.С. 1, Игошина Н.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начальной школе ученик уже должен воспринимать знания как действительно нужные, для этого ему необходимо научится ставить перед собой такие задачи и решать такие проблемы, которые позволят приобрести определенные знания и умения. Так же самостоятельно пошагово разобрать каждое действие. Для того чтобы воспитать в детях такую самостоятельность и вводится в начальной школе проектная деятельность.

В процессе проектной деятельности изменяется роль учителя, из «передатчика» знаний учитель превращается в создателя условий для проявления у детей интереса к деятельности на уроке.[1] Педагог дает только задания и информацию о том, откуда брать материал. Так, у ученика появляется свобода в своих действиях, и он сможет вполне продуктивно развивать или приобретать новые творческие или умственные способности. Ребенок научается работать в группе (если это групповой проект), у него формируется чувство ответственности и с каждым годом получается более осознанно подходить к данному методу.

Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности[3]. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Что же такое проект?

Проект – это замысел, план. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [2].

Особенности работы над проектом отличаются, в зависимости от ступени образования.

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов[1]:-по доминирующей в проекте деятельности:

исследовательские,

информационные,

практико-ориентированные,

ролево-игровые,

творческие;- по количеству учащихся:

индивидуальные,

парные,

групповые,

коллективные;-по месту проведения:

урочные,

внеурочные;-по теме:

моно проекты (в рамках одного учебного предмета),

межпредметные,

свободные (выходят за рамки школьного обучения);- по продолжительности:

краткосрочные (1-2 урока),

средней продолжительности (до 1 месяца),

долгосрочные.

Длительность выполнения учебного проекта в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе — это «специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». В 3—4-х классах такая деятельность уже более обдуманная и целенаправленная, поэтому необходимо учитывать определенные этапы работы над проектами, разработанные учеными и апробированные многими учителями-практиками.

Основные этапы работы с проектом в младших классах:

1-й этап. Погружение в проект[4]

Выбор и формулирование проблем, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися; выдвижение гипотезы, требующей доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. Для третьеклассников или четвероклассников термин «гипотеза» должен быть уже понятен: «Если мы сделаем "это", то получится "то", «Если "это" заменить на "то", то получится новое, а именно...» и т. д.

2-й этап. Организационный[4]

На данном этапе выбираются и организуются группы (или отдельные учащиеся) участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы (учащегося), указываются способы поиска источников информации по каждому направлению. Данный этап в некоторых случаях может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа (ученик) выступает перед классом (предметным кружком, родителями) с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить, и о возможных путях решения данных задач.

3-й этап. Осуществление деятельности[4]

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.

4-й этап. Обработка и оформление результатов[4]

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее.

5-й этап. Защита проекта (презентация)[4]

Ученики представляют свои творческие проекты (готовый продукт), демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, её актуальность и новизну, практическую и теоретическую значимость, доказательность или опровержение гипотезы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. При этом учитывается роль или доля участия в проекте каждого ученика.

6-й этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)[4]

Этот этап может быть как самостоятельным, так и совмещенным с 5-м этапом. Оформленные результаты представляются определенной аудитории (классному коллективу, учителям или родителям, старшим школьникам или представителям общественности) в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т. д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию (готовый продукт), делятся мнениями, задают докладчику (докладчикам) вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов на практике, проводится самоанализ работы.

В УМК «Планета знаний», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения, хорошо проработана работа над проектной деятельностью.

В учебники включены специальные развороты проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность младших школьников. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность и носит исключительно добровольный характер.

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Технологическая карта урока

УМК «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тема урока: Проект «Город приставок»

Тип урока: урок-проект

Представления о результатах:

  • личностные:

  1. формирование позитивной самооценки и самовосприятия;

  2. формировать ценностное отношение к русскому языку;

  3. формирование границ собственного знания и незнания;

  4. развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  • метапредметные:

-регулятивные:

1. ставить цели и задачи;

2. адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

3. планировать свою деятельность;

4. осуществлять поиск необходимой информации;

5.формирование умений координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

-познавательные:

1. выделять существенную информацию;

2. находить и сравнивать орфограммы с правописанием приставок;

3. пользоваться приемами анализа и синтеза;

4. строить рассуждения по теме урока;

5. восстановить знания о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме.

-коммуникативные:

1.научиться работать в группах;

2. уметь слушать и быть терпимым у мнению другого;

3. договариваться т приходить к общему решению.

  • предметные:

1. применять правила правописания;

2. осознать место возможной орфографической ошибки;

3. формирование умения различать приставки и предлоги, выделять орфограммы, связанные с правописанием предлогов и приставок; применять правило проверки орфограммы.

Цель урока: создать условие для развития и формирования УУД у младших школьников.

Технология:

п/п

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

1

Орг. Момент

Эмоциональный настрой

1)проверить их готовность к уроку обучающихся, 2)создать эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. -Доброе утро, ребята!

-Сегодня к нам в гости заглянуло такое вот солнышко, чтобы поднять настроение

(слайд 1)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: формирование позитивной самооценки и самовосприятия

2

Сообщение темы и цели урока. Мотивация

1) определить цели урока

2) вспомнить понятие проекта

3) оценить свои знания

-Сегодня у нас не просто урок русского языка. Посмотрите, как называется наш урок?

(слайд 2)

-Что мы будем делать на сегодняшнем уроке?

-Что такое проект?

(слайд 3)

- Мы не раз с вами делали проекты. Зачем они?

- А зачем нужны проекты по русскому языку?

- Сегодня мы будем выполнять проект по теме «Город приставок». А так ли важно всё знать о приставках?

- Каковы же цели нашего урока?

(слайд 4)

  1. Вспомнить, в каких словах с приставками можно допустить ошибку

  2. Выделить эти приставки

  3. Определить на какие группы можно разделить данные приставки

  4. Распределить приставки на листе в виде города

- Но поскольку мы ещё только начинаем учиться грамоте, то, конечно же, не со всеми проблемами можем справиться. Давайте попробуем определить приблизительно свои возможности как грамотных людей. Вот гора Грамоты. Куда бы вы поместили себя на нелегком пути к вершине горы Грамоты?

(слайд 5)

-Оценивая свои силы перед работой, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть её, напрягая все силы, только так ваши знания и умения будут расти!

-У каждого из вас на столах лежит своя «Гора грамоты». Закрасьте красным карандашом тот уровень горы, где правильно описаны ваши возможности.

-Проект «Город приставок»

-Проект-дело, в результате которого получается продукт

-Они помогают закрепить знания и подсказать

Ответы детей

-Да. Чтобы грамотно писать

Личностные:

-формирование позитивной самооценки

-формирование границ собственного знания и незнания

Регулятивные:

-ставить цели и задачи

Познавательные:

-Строить рассуждения по теме урока

Предметные:

- группировать приставки

-осознать место возможной орфографической ошибки

3

Физ. минутка

Динамическая пауза

Смена деятельности

-Теперь нам необходимо немного отдохнуть. Встанем из-за парт и повторяем за мной движения.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

(Слайд 6)

Учащиеся выполняют упражнения, повторяя за учителем

Личностные:

Формирование самовосприятия

4

Предпроектный этап.

Вхождение в проектную деятельность

1)

Постановка проблемы

2)

Вспомнить правила с приставками

3)

Постановка задачи урока

4)

Вспомнить особенности карты города и что такое ментальная карта

-Вот мы немного отдохнули, а теперь возвращаемся к работе.

-На экране представлены слова, вставьте пропущенные буквы, списывая слова в тетради.

(слайд 7)

-Проверим.

(слайд 8)

-В какой части слова пропущены буквы?

-Вспомните, чем предлог отличается от приставки.

-А что нужно делать, если сомневаешься, предлог это или приставка?

-Цели мы уже определили. А теперь послушайте задачу урока. Мы с вами должны составить ментальную карту в виде карты города - Города приставок, она поможет нам в будущем отличать предлоги и приставки и будет служить подсказкой.

-А что такое ментальная карта?

-Всем ясна задача урока? Повторим.

-Теперь напомните мне, что входит в карту города, что на ней может быть изображено?

-Что еще может присутствовать на картах?

-Кто живет в городах?

-Давайте и наши домики заселим словами. Они же будут примерами с приставкой

- Вам в помощь на партах предлагаются листы формата А3, цветные карандаши, акварель.

-Я не ограничиваю вашу фантазию, при создании города вы можете использовать любые материалы, которые вы найдете.

-Где мы можем найти информацию в случае затруднения?

-Хорошо. Так же вы можете спросить у меня и воспользоваться словариками и справочниками, которые я специально приготовила.

-Приставки

-Предлоги пишутся отдельно от слов

-Между предлогом и словом можно поставить вопрос

-Техника представления мышления

-Дома, улицы, парки, дороги

-Название города, улиц

-Люди

-В учебниках и тетрадках

Предметные:

1. применять правила правописания;

2. осознать место возможной орфографической ошибки;

3. формирование умения различать приставки и предлоги, выделять орфограммы, связанные с правописанием предлогов и приставок; применять правило проверки орфограммы, выделять приставки в глаголах.

Познавательные:

-5. восстановить знания о приставке и её роли в слове; углубить представление о данной морфеме

5

Организационный этап

Организация групп

-Как лучше работать?

- Я предлагаю поработать командами из 4 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а четыре – ещё лучше.

-Прежде чес приступить к работе вспомним правила работы в команде (слайд 9)

- Работу в группе начнём с распределения ролей.

(слайд 10)

  • Мозговой центр

  • Редактор

  • Защитник

  • Рабочая группа

-Какую деятельность выполняет каждый из них?

-Распределите роли в своих группах.

-Приступайте к работе

-В командах

- Мозговой центр- тот кто обдумывает задание и ищет верный ответ

Редактор- тот, кто проверяет правильность ответа и принимает решение

Защитник- даёт ответ и отвечает на вопросы, защищая ответ своей группы

коммуникативные: 1.научиться работать в группах;

2. уметь слушать и быть терпимым у мнению другого;

3. договариваться т приходить к общему решению.

Познавательные

1. выделять существенную информацию;

Регулятивные:

1 адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

2 планировать свою деятельность;

3 осуществлять поиск необходимой информации.

6

Реализация работы над проектом. Защита проекта.

1)

Поиск необходимой информации,

2)

сбор данных,

3)

изучение теоретических положенийнеобходимых для решения поставленных задач

Во время работы, проверяет ход и выступает помощником или советчиком.

-Все ли справились со своими проектами?

-Давайте посмотрим что у вас получилось.

-Защищать свои проекты будем по следующему плану

(Слайд 11)

  1. Название города

  2. Описание вашего города

  3. Какие слова вы поселили

Самостоятельно в группах выполняют задания

 

7

Рефлексия деятельности

1)

Обсудить проделанную работу

- Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд 12)

  1. Вспомнить, в каких словах с приставками можно допустить ошибку

  2. Выделить эти приставки

  3. Определить на какие группы можно разделить данные приставки

  4. Распределить приставки на листе в виде города

- Попробуйте записать свои впечатления об уроке с помощью синквейна (слайд 13)

1 строчка- 1 существительное о твоих ощущениях

2 строчка – 2 прилагательных о твоих ощущениях

3 строчка-3 глагола о твоих ощущениях

4 строчка – предложение описывающий урок

5 строчка- синоним к уроку

-Возвращаемся к горе грамотности, на какой уровне сейчас твои возможности? Изменилось ли

 

коммуникативные:

. уметь слушать и быть терпимым у мнению другого;

личностные:

формирование позитивной самооценки и самовосприятия;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

8

Домашнее заданиие

 

-Открываем дневники, записываем домашнее задание

-Дополните свои карты рисунками

   

Подводя итог, можно сказать, что в условиях организации проектной деятельности школьников, обеспечивается формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации проектной деятельности дети смогут незаметно для себя овладеть нравственными нормами, усвоить моральные требования, у них разовьются нравственные чувства, закрепятся определённые формы поведения, т.е. сформируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладеют учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые будут иметь возможность развить лидерские качества. Так же участие в такой деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Литература:

  1. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. /Н.В. Иванова// Начальная школа. – 2004. - №2.

  2. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов/ Н.В. Матяш. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  3. Проектная деятельность в начальной школе. Ресурс: http://www.nachalka.com/book/export/html/326

  4. Проектная деятельность или Цели имеют право на существование. Ресурс. http://nsportal.ru

Просмотров работы: 535