«МАМА-ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ!» ТЕМА РАЗЛУКИ В СТИХОТВОРЕНИИ А. БАРТО «РАЗЛУКА». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

«МАМА-ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ!» ТЕМА РАЗЛУКИ В СТИХОТВОРЕНИИ А. БАРТО «РАЗЛУКА».

Трифонова М.Е. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Барто Агния Львовна — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая. Писать Агния Барто начала с детства в младших классах. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Ее стихи легко читать и запоминать детям. Стихи для детей Барто стала писать, когда стала постарше. Написала детские стихи о своих подружках. С тех пор ее стихи для детей стали популярными. Юмор и выражение детских чувств характерен для стихов А. Барто. Стихи для детей Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении. Именно потому стихи для детей Барто так точно закрепляют все характерное для разных лет, что пережито детьми нескольких поколений. Стихи для детей Барто - это страницы нашего детства. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, и она имеет на это право. Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живет не где-то рядом, а вместе с нашими детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли, умеет читать между строк в детских письмах, которые получала тысячами.

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю. Одним и таких стихотворений стало «Разлука».

Стихотворение «Разлука» входит в сборник стихотворений «Думай, думай…» (1978). Произведение изучается в 3-ем классе и помещено в учебник «Родная речь» часть 2, составителями которого являются Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Тема стихотворения А. Барто вынесена в название. Лирический герой, как часто принято у поэтессы, ребенок. Он уже школьник, так как занимается музыкой, учит математику, но еще маленький – это видно по манере рассуждать. Мальчик испытывает грустные чувства по поводу разлуки с мамой. Она уехала в командировку на 15 дней, а прошло всего пять, но это и не важно – ведь ребенок начинает тосковать по маме сразу. Это чувство тоски пронизывает все стихотворение.

Стихотворение написано своеобразно: в четверостишьях чередуется парная и перекрестная женская рифма, а в середине вообще использовано пятистишье; в сочетании с ямбом такое построение стиха придает тексту непосредственность изложения, свойственную ребенку.

Стихотворение реалистичное, не использует никаких сложных иносказательных образов.

Два центральных образа обозначены в первой строке: лирический герой и его мама. Он заявляет: «Все я делаю для мамы», - как будто его жизнь приостановилась и все его поступки, приятные маме, приближают ее возвращение. Дальше герой перечисляет все те скучные дела, которые он делал для мамы: играл гаммы, ходил к врачу, мыл руки. Он, как послушный сын, самостоятельно выполняет все привычные требования мамы, которыми при ней, скорее всего, пренебрегал. Герой приводит в пример просто героический поступок: все мальчишки купались в речке, а он сидел на пляже. При этом мальчик добавляет «для нее», хотя для него после болезни искупаться в речке – ничего страшного.

А. Барто умеет с удивительным мягким юмором нарисовать картинку из жизни ребенка. Мы уже поверили послушному мальчику, но вдруг в четвертой строфе он ненароком признается, что сначала-то, конечно, он «надышался» свободой:

Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Поэтесса так достоверно воспроизводит детские фразы, что мы как будто слышим смешные нелогичные детские оправдания.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски.

Настроение грусти усиливает образ папы. Он тоже сильно скучает, отвлекается от чтения газеты, витает где-то. «Потерпим малость, десять дней еще осталось...» - говорит папа, и мы видим, что чувства сына он объединяет со своими.

В предпоследней строфе герой называет свое состояние скукой, он и до этого говорил, что вечером ему нечем заняться. Скуку он испытывает не потому, что не умеет занять себя, а потому, что без мамы все теряет смысл. В стихотворении несколько раз использовано многоточие. Мальчик обрывает фразу, потому что думает про маму. А последняя строфа вообще состоит из двустишья. Парцелляция как будто поставила логическую точку в переживаниях героя:

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

Разлука ребенка с мамой всегда болезненна, на самом деле, ничего трагического не произошло, но читатель проникается сочувствием к мальчику и пониманием, что только возвращение любимой мамочки вернет ребенку радость жизни.

Можно отметить, что в стихотворении ни разу не использован эпитет, характеризующий маму героя, и ласковыми именами он ее не называет, но мы все равно понимаем, как относится к ней герой: зачем говорить об этом красивыми словами – и так понятно, что его мама - самая лучшая.

Это стихотворение мне очень понравилось. Читая его, я представляла себя на месте мальчика и понимала что, когда моя мама куда-нибудь уезжает, я чувствую то же самое: скучаю, грущу без мамы и очень жду ее возвращения.

Всё я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки...

Только мы теперь в разлуке,

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Ну, сначала я без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Список используемой литературы:

  1. Барто Агния Львовна [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kostyor.ru/biography/?n=111 (03.01.2017)

  2. Воспитательное значение стихотворения Агнии Барто «Разлука» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/990/9821 (03.01.2017)

Просмотров работы: 1705