ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ.

Калашникова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важной и неотъемлемой задачей реализации ФГОС НОО[2] является работа по формированию универсальных учебных действий учащихся. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А. Г. Асмолов выделяет четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[1]

Коммуникативные УУД формируются у младших школьников при организации на уроке разных форм взаимодействия: групповой работе, работе в парах.

Для того чтобы учащиеся были успешны во взаимодействии с другими людьми, им, прежде всего, нужно научиться точно выражать свои мысли, говорить грамотно, а помогут им в этом уроки русского языка. Мы рассмотрим такой раздел языка, как морфология. Морфология - раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов, их словоизменение (парадигматику слов), а также способы выражения абстрактных грамматических значений, разрабатывает учение о частях речи. Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи - по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте. Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом.

Изучение морфологии имеет большое значение для общего обучения и развития школьников. Усвоение знаний по морфологии способствует интеллектуальному развитию и формированию теоретического мышления у детей. Изучение морфологии необходимо также для формирования навыков правописания, способствует развитию речи учащихся и усвоению ими правил словоупотребления. Умение распознавать части речи и их морфологические признаки способствует успешному овладению нормами русского литературного языка.[3]

При изучении имени прилагательного учащиеся расширяют свой словарный запас, учатся описывать окружающие их предметы с помощью разных признаков, употреблять прилагательные в нужной форме, что способствует наиболее полному раскрытию мысли ребенка и обеспечивает легкое восприятие его слов собеседником.

Для того, чтобы наглядно показать с помощью каких приемов можно формировать коммуникативные УУД при изучении темы имя прилагательное как часть речи, нами была разработана технологическая карта данного урока

Предмет русский язык

3 класс

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель урока: ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

научатся осознавать имя прилагательное как часть речи; находить и распознавать в окружающем мире имена прилагательные; классифицировать имена прилагательные.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относится к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

- личностные: ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Организация пространства

Форма работы

Оборудование

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Работа в парах

Учебник русский язык 3 класс ч. 2 Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной УМК «Перспектива» [4], презентация, тетрадь на печатной основе.

№ п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1

Орг. момент

Настрой на работу.

- Тихо сели

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

- Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.

Подготовка класса к работе

Запись числа и классной работы.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Минутка чистописания

Выработка каллиграфического почерка.

- Пропишите соединение букв.

нпл ннпл

Запись в тетради букв нпл и ннпл.

 

3

Словарная работа

Повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена прилагательные.

- Пишем слова:

Аккуратный, жужжать, язык, весёлый, ботинки, победить, обедать, песок, белый.

Слайд 2

На слайде появляются слова, проверка написания слов.

- Подчеркните орфограммы.

- Подберите антонимы к именам прилагательным.

Письмо под диктовку с грамматическим заданием.

Пишут, выделяют орфограммы.

Обмениваются тетрадями, проверяют по доске.

 

4

Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

- На какие три группы можно разделить эти слова? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

- На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

- Что обозначают слова первой, второй, третьей групп?

Делят слова на группы, объясняют свой выбор.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

5

Постановка учебной задачи

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Проводится подготовительная работа к определению понятия «роль имён прилагательных в речи».

- Послушайте стихотворение.

Слайд 3.

- Как называется часть речи, о которой говорится в стихотворении?

- Что она обозначает?

- Какой признак обозначают эти слова? ( Аккуратный – черта характера, весёлый – эмоциональное состояние человека, белый – цвет).

- Придумайте с каждым из признаков словосочетание, поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какая? какой? какое? какие?).

- Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Черемуха».

Слайд 4,5

(На слайде, стихотворение написано с пропущенными прилагательными. Учитель просит одного из учащихся прочитать вслух стихотворение без прилагательных.)

- Понятно о чем говорится в тексте?

- Можем ли мы представить картину природы, которую описал поэт? Какой она будет? Яркой, красочной? Или серой, невзрачной, унылой? Чего же не хватает в тексте? Верно, прилагательных.

(на слайде появляются слова для справок)

В стихотворении на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. Какой теперь мы представляем картину описанную поэтом?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Откройте учебник на с.97 и прочитайте тему.

Слушают стихотворение. Называют часть речи, о которой говорится в стихотворении.

Определяют признаки слов.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные : анализ с целью выделения признаков

6

Работа по теме урока

Устанавливает осознанность восприятия.

- Прослушайте профессора.

Слайд 6

Работа по учебнику. Упр.172 с.97

Слайд 7

- Какие свойства предметов описывают эти признаки?

- Какое из прилагательных указывает на цвет предмета? на размер? на форму?

- Ответьте на вопрос Совёнка. Что общего у всех этих слов?

- Что же такое признак предмета?

- Как отвечает на этот вопрос Аня?

- Прочитайте «Узелки на память». Как называются группы слов в русском языке?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает эта часть речи?

- Можно ли по признакам угадать предмет?

- Найдите в окружающей обстановке предмет и назовите его признак, не называя сам предмет.

Слушают определение понятия «Имена прилагательные».

Упражняются в определении предмета по его признаку.

Несколько учащихся загадывают предметы, называют их признаки, остальные угадывают.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция

Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

7

Физкультминутка

Снять утомление у детей, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вправо влево подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Зажимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйся

Выполняют физминутку.

 

8

Продолжение работы по теме урока

Наблюдение над ролью прилагательных в языке.

Игра «Узнай».

- По признакам определите предмет.

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хищная, ловкая…

Высокий, красивый, каменный…

Круглый, разноцветный…

- А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы: каждому ряду я загадаю слово, а каждая парта должна придумать, каким прилагательным можно описать это слово и записать его на карточке, затем передать карточку следующей парте, выиграет тот ряд, который опишет предмет наиболее точно.

1 ряд – медведь, 2 ряд – озеро, 3 ряд – ёлка.

- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

- Для чего мы используем их в предложениях?

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль; коррекция

Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

9

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Организация деятельности по применению знаний

Рабочая тетрадь. Упр.134 с.83

- Придумать как можно больше имён прилагательных.

Работа в паре с партнёром по плечу.

Знатоки имён прилагательных.

Слайд 8.

- Прочитайте текст и вставьте подходящие имена прилагательные вместо пропусков.

.

Работа в парах.

Учащиеся как можно больше придумывают имён прилагательных, проверка задания. Учащиеся оценивают работу партнёра по плечу.

Запись в тетради текста с именами прилагательными.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

10

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Какую часть речи будем изучать в разделе?

- Что такое имя прилагательное?

- Какую роль играют в речи имена прилагательные?

Слайд 9

- Оцените свою деятельность на уроке, продолжите фразу. Слайд 10

Спасибо за старание, ведь главное – желание

А навыки и знания с годами к вам придут.

Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок.

Самооценка результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

11

Домашнее задание

 

Упр. 175, с.98

Уточняют домашнее задание

 

Развитие коммуникативных УУД в начальной школе является залогом успешного будущего младших школьников, так как коммуникация присутствует во всех сферах деятельности человека, во время учебы нам необходимо взаимодействие с учителями и товарищами в коллективе, на работе нам нужно налаживать контакт с коллегами, в семье – общение с близкими и т.д. А для гармоничного общения нам необходимо совершенствовать речевые навыки. Уроки русского языка в начальной школе способствуют развитию речи учащихся.

Специфика морфологических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.

Основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.

Основные задачи изучения частей речи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальные понятия "имя существительное", "имя прилагательное", "глагол", развить умение осознанно употреблять их в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навыки правописания.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; - М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 47 с.

  3. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Академия, 2007. – 472 с.

  4. Климанова Л. Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. В 2 ч. Ч 2/ Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; - М.: Просвещение, 2014. – 143 с.

Просмотров работы: 680