ТРУДНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА «ШКОЛЬНИК» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРУДНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. А. НЕКРАСОВА «ШКОЛЬНИК»

Дмитриенко А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Николай Алексеевич Некрасов(1821-1878)- русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.[1]

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.[2]

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. [2]

Некрасов всегда рассказывал о тяжелой жизни народа в своих произведениях. В 1856 году Н.А. Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А. Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.А. Некрасова». В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В. Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник».[3]

Это стихотворение изучают в 4 классе по программе «Гармония», автор О.В. Кубасова. Жанром данного стихотворения является лироэпическая поэма. Произведениям Некрасова присуще такое литературное направление как реализм, в котором и написано анализируемое стихотворение.

Основной темой стихотворения является трудное детство и несчастная судьба детей из русских глубинок, лишённых многих прелестей жизни, в том числе и шанса, получить хорошее образование.

Могут ли дети из бедных семей получить достойное образование и выбиться в люди? Эту проблему автор раскрывает в своем произведении.

Стихотворение «Школьник» состоит из десяти строф. Всё стихотворение можно разделить композиционно на три части. К первой части будет относиться только первая строфа, из неё мы узнаем настроение лирического героя и то, как проходила его поездка.

— Ну, пошел же, ради бога!Небо, ельник и песок —Невеселая дорога…Эй! садись ко мне, дружок![4]

Далее следует вторая, основная часть стихотворения. В неё входит шесть с половиной строф. Прочитав начальные строки второй строфы, мы понимаем, что главный герой из простой бедной крестьянской семьи:

«Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь…»[4]

Видя книгу в котомке у мальчика, лирический герой решает, что мальчик направляется в школу. Он делает предположение о том, что рад учёбы мальчика, его родители потратили все свои сбережения.

Вижу я в котомке книжку.Так учиться ты идешь…Знаю: батька на сынишкуИздержал последний грош.

Знаю: старая дьячихаОтдала четвертачок,Что проезжая купчихаПодарила на чаек. [4]

Далее идут рассуждения лирического героя на тему образования. Причём образования не дворян и бояр, а простых крестьян.

Или, может, ты дворовыйИз отпущенных?.. Ну, что ж!Случай тоже уж не новый —Не робей, не пропадешь! [4]

Затем, в качестве примера успеха простых крестьян в образовании, автором упоминается судьба М.В. Ломоносова, о которой мальчику расскажут в школе:

Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и божьей волеСтал разумен и велик! [4]

В предпоследних строфах мы можем увидеть размышления лирического героя о возможном будущем мальчика:

Не без добрых душ на свете —Кто-нибудь свезет в Москву,Будешь в университете —Сон свершится наяву! [4]

В заключении лирический герой обращается к родной стране, которая по его мнению способна порождать таланты из простых крестьян. Некрасов верил в незыблемость новой Руси, но образование должно было способствовать обновлению.

Вот за что тебя глубокоЯ люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,Не погиб еще тот край,Что выводит из народаСтолько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,Сильных любящей душой,Посреди тупых, холодныхИ напыщенных собой! [4]

Некрасов использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют собой четверостишия с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения чередуется с мужской.[3]

В своём стихотворении автор использует многочисленные средства художественной изобразительности такие, как метафора «невесёлая дорога», показывающая настроение путника, эпитеты «ноги босы», «грязно тело», уточняющие внешний вид деревенского школьника. В последних строфах Некрасов использует такое приём, как антитеза. Людей, равнодушных к образованию он противопоставляет людям, пытающимся любыми средствами получить образование. О первых он с презрением говорит «тупые», «холодные», «напыщенные собой», а вторым дарует яркие эпитеты «добрые», «благородные», «сильные любящие душой». А так же автор использует аллегорию, говоря о будущем возможном поступлении школьника в университет «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное. Ещё в стихотворении не раз использовалась такая стилистическая фигура, как обращение: «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!», благодаря которому мы можем видеть волнения лирического героя.

Это стихотворение актуально и по сей день. Ведь не каждый может себе позволить получить хорошее образование, по той или иной причине, но, не смотря на это нужно стремиться к чему-то идеальному и стараться любыми путями изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Мне очень понравилось данное стихотворение, хоть оно и написано в 1856 году, тем не менее, оно отражает современные реалии, многие кто имеет высокое положение и статус в обществе получает образование, которое ему в, принципе, и не нужно, а таланты из «глубинок» не имея возможности получить хорошее образование, возможно, лишают общество великих людей и открытий.

Литература:

  1. Википедия, «Некрасов, Николай Алексеевич» [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасов,_Николай_Алексеевич

  2. Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-n-a-nekrasova-shkolnik.html

  3. Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://detskiychas.ru/school/nekrasov/analiz_shkolnik/

  4. Н.А.Некрасов «Школьник» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/1076/p.1/index.html

Приложение 1

Н.А. Некрасов

Школьник

— Ну, пошел же, ради бога!Небо, ельник и песок —Невеселая дорога…Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,И едва прикрыта грудь…Не стыдися! что за дело?Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.Так учиться ты идешь…Знаю: батька на сынишкуИздержал последний грош.

Знаю: старая дьячихаОтдала четвертачок,Что проезжая купчихаПодарила на чаек.

Или, может, ты дворовыйИз отпущенных?.. Ну, что ж!Случай тоже уж не новый —Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,Как архангельский мужикПо своей и божьей волеСтал разумен и велик!

Не без добрых душ на свете —Кто-нибудь свезет в Москву,Будешь в университете —Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:Знай работай да не трусь…Вот за что тебя глубокоЯ люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,Не погиб еще тот край,Что выводит из народаСтолько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,Сильных любящей душой,Посреди тупых, холодныхИ напыщенных собой!

Просмотров работы: 910