ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ» В 3 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ» В 3 КЛАССЕ

Сарамсакова Б.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования у младших школьников регулятивных учебных действий при изучении глагола является для современной начальной школы одной из важнейших педагогических задач.

Развитие современного общества требует внесения кардинальных изменений в систему образования. Выпускник сегодня должен обладать не «багажом знаний», а универсальными способами получения новых компетенций, умением сотрудничать, стремлением к продолжению образования, высоким уровнем духовно-нравственного развития, необходимыми для успешной адаптации в информационном мире. В связи с этим основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения стали новые образовательные результаты, важнейшим из которых является умение учиться.

Неотъемлемой частью ядра нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъекта к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, сознательному и активному присвоению нового социального опыта, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию [1].

Концепция развития универсальных учебных действий, обеспечивающих ключевую компетенцию «умение учиться», основана на принципах системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Нас интересует регулятивный блок универсальных учебных действий.

Регулятивный блок УУД по своему функциональному назначению является блоком учебного целеполагания и включает в себя универсальные учебные действия по самоуправлению познавательной деятельностью.

Для того, чтобы правильно поставить цель (постановка цели является начальным этапом управленческого цикла), ученик должен определить проблему, на решение которой будет направлена деятельность. Для этого необходимо использовать задания на развитие навыков планирования, прогнозирования, самоконтроля, коррекции деятельности, самооценки и т.д.

Уровень развития регулятивных универсальных учебных действий является достаточным тогда, когда учащийся видит цель деятельности не в поисках ответов, а в умении работать с учебной ситуацией, т.е. в самостоятельном обнаружении проблемы, постановке проблемного вопроса (цель деятельности), организации поисково-исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы исследования.

В сфере регулятивных универсальных учебных действийвыпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выпускник научится:

‑ принимать и сохранять учебную задачу;

‑ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

‑ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

‑ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

‑ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

‑ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

‑ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

‑ различать способ и результат действия;

‑ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Регулятивные универсальные учебные действияформируются посредством следующих упражнений.

1. Прочитай текст. ●Найди ошибки. ●Какие правила плохо усвоил ученик? Как надо проверять слова с такими орфограммами? ●Подчеркни глаголы. Определи их время.

Наступила ноч. Малинькая диривушка уснула. Погасли огни. Шумит ветер. Качаються одинокие деревья. Пошол снек. Билеет бесконечная поле.

Проверь свою работу, используя следующий алгоритм поиска ошибок.

Алгоритм поиска ошибок:

‑ прочитай первое предложение;

‑ проверь:

а) подходят слова по смыслу друг другу: нет ли смысловой ошибки;

б) есть ли пропущенные слова;

в) предложение начинается с заглавной буквы;

г) какой знак препинания стоит в конце предложения: точка или другой знак (восклицательный, вопросительный);

‑ прочитай первое слово:

а) есть ли пропуски букв;

б) есть ли замена одной буквы на другую;

в) слово пишется слитно, или есть разрывы;

‑ переходи ко второму слову и т. д. до конца предложения;

‑ согласуются ли слова друг с другом;

‑ отделены ли предлоги и союзы от других слов;

‑ переходи ко второму предложению и т. д

2. Составь проверочную работу для кого-то из одноклассников по теме «Глагол». ●Подумай, сформированность каких умений ты будешь отслеживать?

3. Прочитай текст.

В синем небе звезды блещут, в синем небе волны хлещюут, тучя по небу идет, бочька по марю плывет.

Ветир по марю гуляет и караблик подганяет, он бижит себе в валн… на раздутых парусах. (А.Пушкин)

●Какие правила плохо усвоил ученик? Как надо проверять слова с такими орфограммами? ●Выпиши из текста словосочетания. ●Подчеркни глаголы. Определи их время.

4. Прочитай название стихотворения. ●Как ты думаешь, о чем будет рассказано в нем? Почему поэт называет его «Чей след?»?

Чей след?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу. (И.Токмакова)

Определи время глаголов. Какое общее значение они имеют? ●Выдели окончания.

5. Задание для товарища. Угадай слово.

Приставка - как в слове рассказ. Корень найди в слове смех. Суффикс возьми из слова чертил (рассмешил).

Сверь правильность полученного товарищем слова с твоим ответом. ●Если товарищ допустил ошибку, вовремя исправь ее.

6. Прочитай слова. Что обозначает каждое слово? Что общего в них? Как называются такие слова?

Светает, рассвело, светит, светила, светило, светили.

●Какую еще задачу можно поставить, используя данный список слов? (как изменяются глаголы?)

●Как ты думаешь, будут ли однокоренными слова светает и рассвело? Обоснуй свое мнение.

7. Добавь к каждому слову приставку по- спереди так, чтобы получился глагол.

-РАБ (поработал), -ВАЛ (повалил), -ЛЁТ(полетел), -ЕЛ (поел).

Посмотри на слова в скобках. Такие ли ты слова придумал?

●Работая в группе, вноси необходимые коррективы.

●Придумайте подобные задания для учащихся своего класса.

8. Прочитай. Все ли слова в группе однокоренные? Почему? Как ты определил? ●Опиши пошаговый контроль, который ты использовал при нахождении однокоренных слов.

Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.

Просить, просо, попрошайка, просьба.

●Какие слова «лишние»? Выпиши их. Сверь полученный результат.

Ответ: «лишние» слова: сажать, просить. Если у тебя получились другие слова, докажи.

9. Игра «Четвёртый лишний».

На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово.

1) ТРЕЩИТ, СКРИПИТ, ВОЕТ, СКУЛИЛ. (Скулил - это глагол прошедшего времени, остальные глаголы - настоящего времени.)

2) ВСТРЕЧАЕТ, ВИЗЖАЛ, ПОСКРИПЫВАЛ, ДУЛ. (Встречает - глагол настоящего времени, остальные глаголы - прошедшего времени.)

3) ПРОЧИТАЕТ, ЗАПИШЕТ, НАРИСУЕТ, УДИВИЛ. (Удивил - глагол прошедшего времени, остальные глаголы - будущего времени.)

●Найди «лишнее слово» и обоснуй свой ответ.

●Сверь ответ с товарищем.

10. Вместе с соседом по парте подготовь ответы на вопросы.

Как изменяются глаголы? (По временам.)

Как определить время глагола? (По вопросу.)

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?)

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?)

Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только ещё будет происходить, и отвечают на вопросы ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)

11. Отгадай загадку:

Подх..дила, гр..хотала, стрелы на поле метала.

Нам к..залось, шла с бедой, оказалось — шла с водой.

Подошла да прол..лась — вдоволь пашня нап..лась. (Т-а.)

Определи время у выделенных глаголов. Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы, напиши отгадку.

12. Прочитай словосочетания.

ФОНАРЬ СВЕТИЛ... ЛАМПА СВЕТИЛ... СОЛНЦЕ СВЕТИЛ... ЛАМПОЧКИ СВЕТИЛ...

Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.)Ф

Допишите их. ●Прочитай только глаголы. (Светил, светила, светило, светили.)

●Какой вывод можно сделать? (Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.)

13. Выполни тест. Проверь себя по учебнику

1.Глаголы обозначают…и отвечают на вопросы …

2.Постоянный признак глагола - …

3.Непостоянные признаки глагола: …

4.В предложении глагол является …

5.Глаголы спрягаются, т. е. …

6.Глаголы …спряжения имеют личные окончания -ешь (-ёшь), -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

7.Глаголы …пряжения имеют личные окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

8.Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы …

9.Глаголы в возвратной форме имеют суффикс…

10.Глаголы изменяются по…

11.Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс…

Также, на уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Изменение глаголов по временам» предлагается ряд заданий представленных в технологической карте урока по формирование регулятивных УУД:

Технологическая карта урока

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Изменение глаголов по временам

 

Тип урока

Форма урока

Форма учебной деятельности

Методы

обучения

Изучение нового материала

Урок-исследование;

ИКТ-урок.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа с учебником

Работа в парах,

Обращение к опыту обучающихся.

Цель урока

Задачи урока

Организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями об изменении глаголов по временам.

Образовательные: способствовать формированию понятия о временных формах глагола.Развивающие: содействовать развитию у детей умений определять время глагола.Воспитательные: вызывать интерес к изучению русского языка, поощрять активность, направленную на решение учебных задач;

создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой и фронтальной работы.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / УУД

1. Знакомятся с особенностями изменения глаголов по временам, учатся находить глаголы в тексте, приводить примеры их использования в речи;

2. Овладевают умением определять времена глагола, находить глаголы в тексте, приводить примеры их использования в речи;

3. Учатся извлекать нужную информацию из текста.

.

Личностные УУД

1. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне; обеспечение познавательной мотивации учащихся к обучению;

2. Осознавать свои трудности при определении времени глагола и преодолевать их;

3. Формировать навыки контроля и самооценки;

4. Умение оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме;

5. Развивать познавательную активность.

Познавательные УУД:

1. Уметь ориентироваться в системе знаний;

2.Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

3.Классифицировать уже изученное о глаголе;

4.Выстраивать логическую цепочку рассуждений;

5.Добывать новые знания;

6.Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

1. Представлять результат своей деятельности при нахождении глаголов и определении их времени;

2. Уметь слушать одноклассников, задавать вопросы и делать комментарии по данной теме;

3. Формировать умение высказывать свою точку зрения;

4. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель урока, формулировать учебные задачи;

2.Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

3.Определять степень успешности своей деятельности при выполнении проверочной работы;

4. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Информационные УУД:

1. Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, осмысливать её.

Педагогические технологии

Оборудование

- ИКТ технология

- технология развития критического мышления через чтение и письмо

- технология здоровьесбережения

Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций сприл. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2015. Листы с печатной таблицей «ЗХУ», маркеры, конверты с карточками - заданиями для исследования, таблица «Как еще изменяется глагол?», конверты с загадками, карточки с проверочными работами, сигнальные карточки на рефлексию.

Основные понятия

Глагол. Изменение глаголов по временам.

Ресурсы

Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. Момент

Эмоциональный настрой

 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

- Представьте себе, что вы сегодня не просто ученики, а великие ученые, исследователи. Кто такие исследователи?

- Действительно, исследователь – это тот человек, который делает какие-то открытия. Девиз нашего урока: «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»

- Тот, кто что-то исследует; тот человек, который делает какие-то открытия.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

- умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Чистописание

Самопроверка и самооценка правильности написания и аккуратности.

На слайде слова: подъехали, поездка, ерунда, платье.

Анализ написания буквы.

Учитель показывает образец.

-Внимательно посмотрите на слова, прочитайте их. Все ли значения слов вам понятны?

- Что такое ерунда?

  • Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания, она спряталась в этих словах. Известно о ней лишь то, что она обозначает в данных словах два звука. Какая это буква? Почему она обозначает два звука в написанных словах?

-Правильно, сегодня мы пропишем маленькую и большую букву Ее.

- Назовите, из каких элементов состоит буква?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите большую и маленькую букву Ее.

- Что будем оценивать в работе?

-Подчеркните самую красивую, на ваш взгляд букву, которая у вас получилась.

- Вздор, пустяки, нелепость.

- Сегодня мы будем писать букву е, которая обозначает в данных словах два звука. В слове подъехали она стоит после твердого знака, в слове поездка - после гласной, в слове ерунда - в начале слова, в слове платье - после мягкого знака.

Дети записывают в тетради число, классная работа и прописывают в тетради Ее.

-Аккуратность, каллиграфию – высоту букв, наклон букв, соответствие образцу.

Дети подчеркивают самую красивую, на их взгляд, букву.

Познавательные УУД:

- определять границу знания-незнания;

- устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

- осуществлять самоконтроль;

- оценивать правильность выполнения действия.

1.Стадия вызова.

Слайд 5

Проверка по эталону.

Слайд 6

Прием

"Таблица ЗХУ"

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

У каждого таблица, дети заполняют первую часть таблицы « Знаю».

Выступление групп

Выступление групп

Выступление групп

     
     
     

-Давайте еще раз прочитаем слова, которые записаны на доске.

- Запишите их на второй строке, диктуя себе.

- Найдите лишнее слово.

-Какой частью речи оно является?

-Подчеркни его как член предложения.

- Скажите, какая часть речи будет предметом нашего исследования?

- Качество выполняемой работы зависит от того насколько вы будете соблюдать правила работы на уроке. Давайте вспомним их.

- Сейчас с соседом по парте вы будете делать свою практическую работу.

Чтобы новое узнать, нужно потрудиться.

- В течение 2 минут обсудите со своим соседом все, что вы знаете о глаголе, составьте общий ответ на вопрос, заполните первый столбик таблицы.

Зачитайте, что у вас получилось? Главное условие – нельзя повторять то, что сказано другими. По ходу слушания, вы можете дополнять столбик информацией, которой у вас нет.

Дети читают слова.

Дети записывают слова.

-Здесь лишнее слово подъехали - это глагол, подчеркиваю его двумя чертами, все остальные слова - имена существи­тельные.

- Глагол.

Учащиеся обсуждают информацию, заполняют первый столбик таблицы.

З – что мы знаем про глагол?

Часть речи

Отвечает на вопросы что сделать?

Что делать? Что делает?

Обозначает действие предмета

Связан в предложении с существительным и местоимением

В предложении бывает сказуемым

Изменяется по числам

-

Познавательные УУД:

- Получать информацию из личного опыта и опыта одноклассников;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- выдвигать предположения и обосновывать их;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

- развивать познавательные способности на основе интереса к изучению темы.

2.Стадия осмысления.

Решение проблемы.

Прием «Дерево предсказаний»

Определение темы и цели урока.

Знакомство с правилом.

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

Проверочная работа.

Подведение итогов урока.

Карточка 1

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

После выполнения заданий идет коллективная проверка.

Игра «Не ошибись»

Игра “Какое время?”

Загадки.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб

1 вариант

Идет, пойдет, несет, стоял, положил, лежит, накормит, зацветут, кричал, спит.

2 вариант

Плывут, напишет, идет, лежал, нарисовал, стоит, сядет, запоют, плакал, бежит.

Самопроверка. Взаимопроверка.

Задание 1

-Найдите глагол (-ы), обозначающий (-ие) действие, которое уже прошло.

На какой вопрос он отвечает? Вопрос задаем от существительного к глаголу.

- Выпиши глагол вместе с существительным и вопросом в тетрадь

-Определите, когда, относительно момента речи происходит действие (до момента речи, во время или после)

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

Сделай вывод: Глаголы ……. времени отвечают на вопросы ……….. и обозначают действие (в, до, после) момент речи.

Задание 2.

-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. в момент речи.

На какой вопрос отвечают глаголы? Вопрос задаем от существительного к глаголу.

- Выпиши глаголы вместе с существительными и вопросами на доску во время своего выступления.

Как можно назвать время, если действие происходит сейчас, в настоящее время?

(настоящее время)

Сделай вывод: Глаголы ……. времени отвечают на вопросы ……….. и обозначают действие (в, до, после) момент речи.

Задание 3.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.

На какие вопросы они отвечают? Вопрос задаем от существительного к глаголу.

- Выпиши глаголы вместе с существительными и вопросами на доску во время своего выступления.

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?

(будущее)

Сделай вывод: Глаголы …… .времени отвечают на вопросы………..и обозначают действие (в, до, после) момент речи.

-Слушаем доклады представителей команд, не забываем во время своего выступления выписывать глаголы вместе с существительными и вопросами на доску и в рабочую тетрадь.

Кто из учеников испытывал при выполнении работы большие трудности? Почему?

- Чье выступление оказалось более точным?

- Скажите, действия глаголов происходят в одно и то же время?

–Сделайте вывод: как еще изменяется глагол?

- Вернемся к таблице, ответили мы на вопрос?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Давайте укажем над глаголами, которые мы записали, время. Глаголы прошедшего времени мы будем обозначать – пр.в.; глаголы будущего времени – буд.в.; глаголы настоящего времени – наст. в.

- Прошедшее время – то, что прошло:

«Вчера мы писали». «Солнце ушло».

Настоящее время приходит теперь:

«Мы пишем имя». «Бегает зверь».

Будущее время еще не пришло:

«После уроков пойдем мы в кино»

- Посмотрим, что об изменении глагола говорится в учебнике.

- Прочитайте правило на стр. 112 самостоятельно.

- Сравните вывод, который мы сделали с вами, с правилом. Что заметили?

- Какое научное открытие вы сегодня сделали?

-Ребята, если услышите глагол в настоящем времени - поднимите вверх руки, в прошедшем времени - попрыгайте, в будущем - руки на пояс.

Слова: блестит, блестело, будет блестеть, спали, спят, поспят, летят, прилетел, будет лететь, убежали, бегут, побегут.

- Команды, получите новое задание.

- В течение 2 минут обсудите в парах загадки, определите время глагола. Зачитайте, что у вас получилось?

- Пришло время применить ваши научные знания. Запиши данные глаголы в столбик

1 минута. Каждая пара поочерёдно называет свои версии.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Подснежник (что сделал?) расцвел.

Дети выполняют задание.

- Ручьи (что делают?) бегут. Медведь (что делает?) пробирается. Птицы (стали что делать?) стали петь.

Дети выполняют задание.

Муравьи (что сделают?) выйдут.

Выступление представителей групп.

Дети делают записи на доске и в тетради.

Ответы детей.

- Нет. Действия глаголов происходят в разное время.

- Глагол изменяется по временам.

- Да.

- Изменение глаголов по временам.

Дети выполняют задание.

Дети читают правило.

- Мы были правы.

- Глагол изменяется по временам. Существуют три времени глагола: настоящее, прошедшее, будущее.

Дети выполняют упражнения.

Получают конверты с одинаковыми загадками.

По очереди называют глагол, определяют время. Если возникают разногласия в ответах, разбираемся – кто прав.

Дети выполняют задание.

- Глагол изменяется по временам; У глагола три времени настоящее, прошедшее, будущее.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста параграфа;

- уметь выполнять самостоятельную работу;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- представлять результат деятельности своей группы;

- обсуждать полученные результаты в группе.

Коммуникативные УУД:

- слушать, понимать и выполнять задания учителя.

Личностные УУД:

- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной теме.

Познавательные УУД:

- уметь определять время глагола.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

- контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном.

3.Стадия рефлексии.

Заполнение таблицы «ЗХУ"

Домашнее задание.

Обращается внимание на дерево предсказаний.

У детей сигнальные карточки.

- Вспомните, какую цель ставили на уроке?

Достигли мы ее? Заполните второй столбик таблицы.

- Вернемся к нашему «дереву предсказаний»

-Какие из наших предположений оправдались? В чем мы ошиблись?

- Кто оказался прав и указал, что глагол еще изменяется по временам?

- Вы еще предполагали, что они будут изменяться по родам, падежам. Так ли это, мы узнаем на следующих уроках.

Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали на «отлично».

- Просигнальте мне, кто хорошо усвоил и может поделиться знаниями.

Домашнее задание – составить небольшой текст, определить в нем время глагола.

- Просигнальте мне, кто усвоил тему, но хотел бы еще поупражняться.

Домашнее задание – упр. 559 с. 85, правило с. 84

-Просигнальте мне те, у кого остались вопросы по новому материалу.

- Узнать, как еще изменяется глагол.

- Да.

- Да.

Дети выполняют задание.

У – узнал на уроке

Глагол изменяется по временам.

 
 
 
 
 

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её при работе над ошибками.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижений;

- давать самооценку.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- формулировать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное задание на дом с изученным материалом.

Личностные УУД:

- понимать, где вести поиск необходимой информации

Итак, использование упражнений, направленных на самостоятельное обнаружение проблемы; постановку проблемного вопроса (цель деятельности); организацию поисково-исследовательской деятельности; осуществление итогового и пошагового контроля; на умение предвосхищать результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и т. д., позволят сформировать у третьеклассников регулятивные учебные действия.

Литература:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. /А.Г.Асмолов [и др.].- М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

Просмотров работы: 648