ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА». - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА».

Сатина Д.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка при изучении темы «Части слова. Приставка» является для современной начальной школы одной из важных педагогических задач.

Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия – «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия») [2, с.9-11].

Овладение универсальными учебными действиями предоставляет учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых морфемных знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические и знаково-символические; коммуникативные действия [1].

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач [2, с.9-11].

Познавательные универсальные учебные действия: это умения:

1) ориентироваться в учебнике, в словаре;

2) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

3) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

4) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты [3, с.3-14].

При изучении состава слова необходимо использовать различные методы, приемы и формы формирования у младших школьников познавательных УУД:

‑ поиск информации в учебнике;

‑ поиск информации в словаре;

‑ поиск информации в Интернете;

‑ рассуждение, доказательство, аргументация;

‑ постановка учебной задачи (определение темы и цели урока);

‑ смысловое чтение;

‑ выделение абзацев в тексте;

‑ моделирование;

‑ наблюдение;

‑ перекодирование информации;

‑ «ловушка»;

‑ побуждающий диалог;

‑ проблемное обучение;

‑ самостоятельная работа [3, с.3-14].

Например, на уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Части слова. Приставка» предлагается ряд заданий представленных в технологической карте урока направленных на формирование познавательных УУД:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Изучение части слова приставка

Цель: создать условия для развития умения находить в слове приставки, личностного роста и формирования УУД младших школьников.

Задачи: 1) научить находить приставки в словах и образовывать новые слова приставочным способом;

2) продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Формы работы: фронтальная (коллективная), парная, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемный, диалогический, наглядный, работа в парах, в группах.

Оборудование урока: проектор, карточки с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

-проявлять интерес к изучению языка (загадки, интересные сведения);

-анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих;

-выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (сочинение сказки, загадки, стихотворения, составление ребусов);

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность;

-применять правила сотрудничества: сравнивать разные очки зрения. Считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

Регулятивные УУД:

-удерживать цель деятельности до получения её результата;

-планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

-осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль;

-оценивать результаты деятельности;

-анализировать собственную работу: соотносить план и операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

-оценивать уровень владения учебным действием.

Познавательные УУД:

-выявлять особенности разных объектов. Анализировать;

-фиксировать результаты, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-воспроизводить, проверять, находить дополнительную информацию, пользоваться справочными материалами, словарями;

-применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

-сравнивать различные объекты, сопоставлять, выявлять сходство и различия;

-выделять общее, находить ответы на вопросы;

-классифицировать объекты по существенному признаку, обобщать, находить закономерности и строить аналогичные;

-приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

-составлять алгоритм действий;

-выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничества: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в группе;

-формулировать собственное мнение, доказательно отстаивать его, аргументировать сове мнение;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологическе высказывание в соответствии с нормами родного языка;

-владеть диалогической формой речи, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать и слушать других, принимать другую точку зрения.

-использовать средства для решения познавательных задач;

Этап урока

ФОУД

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД. Формы контроля

I. Организационный. Мотивация к учебной деятельности (Ф)

Включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность к уроку, создаёт положительный эмоциональный настрой, желает успеха

1. -Привет, друзья!

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

- Видеть Вас мы очень рады.

Познаете вы много разных тайн,

И части слов живут и тут, и там.

2. Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Отвечают на приветствие. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм

Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л).

II. Языковая разминка. Чистописание. Словарная работа

Актуализация знаний учащихся с последующим выходом на проблемную ситуацию урока.

1. О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

(А.С. Пушкин)

Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

-Вам предстоит много открытий

- Какие слова из этого четверостишия вам непонятны?

Гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта.

Парадокс – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.

Просвещение – распространение знаний, образование

- Посмотрите на слово парадокс, определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает парный звонкий твердый согласный звук.

- Какая это буква?

- Посмотрите на запись определите порядок следования букв.

Дда Дде Ддо

Оцените, как вы выполнили задание по линеечке успеха (Г. А. Цукерман)

- Отгадайте загадку:

Неживая – а идёт,

неподвижна – а ведёт.

(Дорога)

- Ребята, что такое дорога?

Давайте найдём определение слова в словаре.

Дорога -

Путь, стезя; направление или расстояние от места до места; путешествие. Дорога также средство, способ для достижения чего – либо.

- Для чего предназначена дорога ?

Вы знаете как образовалось слово дорога?

Одни ученые утверждают, что слово дорога происходит от общеславянского дóрга, которое является однокоренным со словами дергать, драть. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями.

Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины — «дороги». До сих пор происхождение слова дорога остается неясным.

- Посмотрите внимательно на слово дорога. Скажите, на какой слог надо обратить особое внимание? Запишите слово в тетрадь поставьте ударение подчеркните безударную гласную

В русском языке есть фразеологизмы со словом дорога. Кто-нибудь из вас знает такой фразеологизм?

- Составьте пословицу о дороге из слов.

К, смелые, победе, ведут, дороги.

Запишите предложение, разберите его по членам предложения и укажите части речи.

Оцените свою работу с помощью солнышка или тучки

- Как понимаете эту пословицу?

(Д)

Выполняют "Минутку чистописания" в тетрадях

Дорога – это полоска земли со специальным покрытием. Например асфальтом, или без него

Дорога предназначена для движения различных видов транспорта)

Встать поперёк дороги - быть препятствием кому – либо, в чём – либо.

На дороге не валяется – даром не даётся, нечасто встречается

Смелые дороги ведут к победе.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (П)

Находить закономерности и строить аналогичные (П)

Оценивать результаты (Р)

линеечка успеха (Г. А. Цукерман)

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока.

Постановка учебной задачи (Ф)

(П)

Выявление места затруднения, фиксация места затруднения. Познакомить учащихся с учебной задачей

Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует игру, наблюдение.

Запишите слово дорога ещё раз.

- Как можно назвать маленькую дорогу?

- Как называется растение, которое растёт у дороги?

- Что мы записали однокоренные слова или форму одного и того же слова?

В записанных слова дорога, дорожка и подорожник выделите известные вам составные части по таблице:

1.окончание

2.основа слова

3.корень

- Посмотрите на корень в этих словах. Вы что-нибудь заметили?

В слове подорожник осталась часть слова перед корнем, мы её не выделили.

Кто-нибудь из вас знает, как называется эта часть слова?

Маленькую дорогу можно назвать дорожка

Растение, которое растет у дороги, называется подорожник

Мы записали однокоренные слова

Мы заметили чередование г – ж

Нет. (возникает проблема)

Анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои предположения на основе наблюдений. (П)

Формулировать тему и проблему урока (Р)

Слушать ответы других (К)

IV. Поиск решения.

Открытие новых знаний. Выявление свойств и признаков явления (П)

Построение плана достижения цели. Фиксация нового знания в речи

В технологии проблемного диалога организует наблюдение, парную работу по анализу материала.

Перед корнем есть приставка,Слитно пишется она.А при помощи приставкиОбразуются слова.

А приставка обозначается вот так ¬. Выделите приставку в слове подорожник.

Как вы думаете, с какой частью основы слова мы сегодня будем работать?

Обсудите в парах.

 

Уметь выслушивать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачам и условиями коммуникации (К).

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения (Р)

V.Физкультминутка

Предупреждение общего утомления. Переключение с умственной деятельности на умственоо-физическую

Мы устали не на шутку,

Проведем физкультминутку.

Глазки дружно закрываем,

На природу попадаем.

Здесь вокруг такая тишь,

Лишь шумит в реке камыш.( покачивание)

Нежный теплый солнца луч.

Показал в траве нам ключ,

Наклоняемся, попьем, (наклон)

Дальше дружно мы идем. (шагаем)

Что за речь слышна вдали?

Улетают журавли. (показ)

Нам бросают клич прощальный:

До свидания, до свидания!

Им рукой помашем дружно, (показ)

Возвращаться в класс нам нужно.

   
   

Каждая приставка имеет своё значение, не все подходят к словам.

Как приставка пишется со словами?

Послушайте сказку о девочке- Приставке и вы поймёте, почему приставки пишутся со словами слитно.

"В густом дремучем лесу жила девочка-Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила бродить по лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса. Делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для зверей и рассказывала им сказки.

Однажды в лес, где жила Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горизонт. Стало темно. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач звери, рассказали девочке-Приставке о заблудившихся героях. Девочка поспешила им на помощь.

В лесу совсем стало темно. Бежит Приставка, торопится, а впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались и приросли к фонарику.

Вот так до дома и добрались. Смотрит Приставка, а многие Слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку-Приставку и её волшебные фонарики, а со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят."

Как же пишутся приставки со словами? Какую роль выполняют? Какие слова получились?

   

VI. Моделирование орфографического правила (Г)

Фиксация нового знания в знаково-символической форме

Обсудите в группе, как можно зафиксировать в модели выводы, которые мы сделали. Оцените работу группы (активность, правильность)

 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (П)

Оценивание работы группы (активность, правильность)

   

- У вас на парте лежат карточки.

Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. При списывании, обратите внимание на знаки препинания.

Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.

Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.

 

Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы

Рефлексия.

 

- Что изучали на уроке? - Что такое приставка?

- Для чего она служит? На доску прикрепите значки, соответствующие настроению: Солнышко – хорошее настроение, все получилось, не было затруднений; Солнышко зашло за тучку – не все получилось, были вопросы, но в процессе работы выяснили; Тучка – не понял новый материал, не получилось работать вместе со всеми.

Тест

  1. Однокоренными (родственными) называются слова…

а) близкие по значению;

б) имеющие общую часть;

в) слова, которые можно объяснить одним словом;

г) близкие по значению и имеющие общую часть.

  1. Подчеркни однокоренные (родственные) слова, если они есть, выдели корень:

а) лисёнок, лист, лисий;

б) солёный, засолка, солнечный;

в) краска, красить, украшать.

  1. О какой части слова идет речь?

Перед корнем она стоит,

.Её я если заменю,

Другое слово получу.

а) корень;

б) приставка;

в) окончание;

г) суффикс.

  1. Восстанови правильный порядок алгоритма разбора слова по составу.

а) изменяю слово и выделяю в нем окончание

б) подбираю однокоренные слова и выделяю корень

в) нахожу часть слова, которая стоит после корня перед окончанием. Это суффикс. Выделяю суффикс

г) выделяю основу

д) нахожу часть слова, которая стоит перед корнем. Это приставка. Выделяю её.

(а, г, б, д, в)

  1. Корень мой находится вценеВ очерке найди приставку мнеСуффикс мой в тетрадкевсе встречалиВся же - в дневнике я и в журнале.

(ОЦЕНКА)

-Новую часть слова - приставку.

-Часть слова, которая находится перед корнем.

-Служит для образования новых слов.

.

Также рассмотрим задания, позволяющие формировать познавательные универсальные учебные действия при изучении темы «Части слова. Приставка».

1.Работа с пословицей.

На доске написана пословица.

Лучше потерять якорь, чем весь корабль.

Найдите слово с приставкой. Разберите его по составу.

Объясните значение слова потерять. В данном предложении подберите к слову потерять синоним. Изменился ли смысл всего предложения?

При затруднении пользуйся словарем синонимов.

2. Напишите текст по опорным словам: пригрело, начал таять, с пригорка по ложбинке, побежал, наполнил, перелился, опустели, выбрались из-под коры, расправил крылышки, ящерица, лягушки, очнулись.

В тексте выделите слова с приставками.

Напишите, что еще происходят весной? При затруднении пользуйтесь справочной литературой.

3.Найдите среди данных слов «лишнее слово», ответ обоснуйте.

Иволга, велосипед, прогулка, треска, карандаш.

(Прогулка – имя существительное с приставкой, остальные слова не имеют приставки).

Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. С неё начинается корень слова прогулка. Какая это буква? (г) Вторая буква обозначает гласный звук, который находится в приставке этого слова. Какая это буква? (о).

4. Игра «Четвёртый лишний».

На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и обоснуйте его выбор.

1) треск, скрип, крик, засов (засов).

2) встреча, власть, подосиновик (подосиновик).

3) проверка, записка, набросок, удочка (удочка).

5. Игра «Кто больше?»

Дети записывают слова с приставкой и разбирают их по составу.

6. Игра «Кто самый внимательный?».

Учитель диктует текст, дети выписывают только слова с приставками и разбирают их по составу.

7. Игра «Лучший водитель» (с использованием средств информационно-компьютерных технологий).

Ученик должен поставить слово-машину в гараж с приставкой (I) или без приставки (II):

Обгон, рассвет, сигнал, записка, ремонт, объезд, поездка, проверка, заметка, рассказ.

Если ответ верный, загорается зелёный свет, гараж закрывается. Если допущена ошибка, зелёный свет не загорается, двери гаража остаются открытыми.

8. Игра «Кто найдет нужное слово».

Учитель диктует слова, учащиеся 1 ряда записывают слова с приставкой за-, учащиеся 2 ряда записывают слова с приставкой по-, а учащиеся 3 ряда – с приставкой под-.

Подосиновик, побелка, зарисовка, записка, подоконник, поговорка, повар, подберезовик, заговор.

9. Игра «Кто самый внимательный?»

Терка, петух, медь, мешалка, лошадь, грусть, злость, кость, вынос, скатерть, кровать, ходьба, косьба, покос.

Какие две группы слов вам встретились?

Выпишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень и приставку.

10. Запиши слова следующего состава: приставка по-, корень, суффикс, окончание. Оцени свою работу в баллах. Каждое слово оценивается в 1 балл. Ты можешь получить 10 баллов (полет, побег, помост, поход, посол, порез, повод, подарок, потеря, показ).

11. «Какое слово лишнее и почему?»

Море, матрос, моряк, морской (матрос — не однокоренное слово).

Лётчик, летняя, летательный, подлетали (летняя — не однокоренное слово; подлетали — слово с приставкой).

Задержал, вбежали, ходил, поехал (ходил — слово без приставки).

12. Игра «Угадай слово».

Найди корень в слове дружить, приставку — в слове поехали, суффикс и окончание — в слове ягодка(подружка).

Найди корень в слове перевязывать, приставку — в слове полетели, суффикс и окончание — в слове тетрадка(повязка).

Найди корень в слове ценить, приставку — в слове освещали, суффикс и окончание — в слове посадка (оценка).

Найди корень в слове держал, приставку — в слове подкладка, суффикс и окончание — в слове площадка (поддержка).

13. Найди «лишнее» слово.

загадка, зажим, зарница, зазнайка;

пожелтеть, поилка, поливка, поломка;

изрубить, известить, извалять, изюминка.

Разбери любые четыре слова по составу.

14. Дополни три правила, которые начинаются по-разному, а заканчиваются одинаково. ● Образуй

А)…пишется слитно.

Б)…пишутся раздельно.

В)…пишутся раздельно

Подсказка: А) приставка…; Б) предлоги со словами …; В) предлоги с местоимениями …

15. Составьте рассказ «Что я знаю о приставке».

Расскажите его своему соседу.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя. /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. ‑ М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. /О.А.Карабанова. //Управление начальной школы – 2009 - №12 – С.9-11.

3. Мельникова, Е.В. Развитие общеучебных умений – путь к функционально-грамотной личности. /Е.В.Мельникова. //Начальная школа плюс До и После – 2006. - №9. – С.3-14.

Просмотров работы: 596